13 июня 2023 г. |
Дело N А52-5237/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Трощенко Е. И., судей Лущаева С. В., Родина Ю. А.,
рассмотрев 13.06.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по здравоохранению Псковской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2023 по делу N А52-5237/2022,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по здравоохранению Псковской области, адрес: 180001, Псковская обл., г. Псков, ул. Некрасова, д. 23, ОГРН 1056000327041, ИНН 6027087867 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Счетной палаты Псковской области, адрес: 180001, Псковская обл., г. Псков, ул. Некрасова, д. 23, ОГРН 1076027001731, ИНН 6027102723 (далее - Палата), от 14.09.2022 N МХ-03-05/744, вынесенного по итогам рассмотрения принятых мер по исполнению представления от 27.05.2022 N МХ-03-04/456.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен благотворительный фонд развития Псковской области "Святой равноапостольной княгини Ольги", адрес: 180000, Псковская обл., г. Псков, ул. Некрасова, д. 17/11, ОГРН 1186000000229, ИНН 6027190455 (далее - Фонд).
Решением от 22.12.2022 требования заявителя отклонены.
Постановлением апелляционного суда от 27.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 22.12.2022 и постановление от 27.02.2023 отменить, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, в требованиях неправомерно отказано, заявитель не допустил избыточных расходов бюджетных средств в 2021 году.
В отзыве Палата просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направила, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От Палаты поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 2.1 Плана контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Палаты на 2022 год проведена проверка исполнения закона Псковской области "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении областного бюджета Комитета за 2021 год, о чем составлен акт от 15.04.2022.
В ходе проверки установлено, что Комитету на 2021 год доведены бюджетные ассигнования по КБК 0909 0140499990 631 в сумме 22 847 тыс. руб. на предоставление субсидий некоммерческим организациям на возмещение фактически понесенных затрат, связанных с реализацией акции "Подарок новорожденному", исполнено - 20 737,8 тыс. руб.
По результатам проверки Палата сделала вывод о необоснованном расходовании бюджетных средств в 2021 году на предоставление указанной субсидии в размере 2 264,5 тыс. руб. и направила в адрес председателя Комитета представление от 27.05.2022 N МХ-03-04/456, которым предложено в срок до 01.09.2022 обеспечить предусмотренные законодательством меры по возврату в доход областного бюджета средств в сумме 2 264,5 тыс. руб.
В ходе контроля за выполнением данного представления установлено, что в нарушение статьи 23 Закона Псковской области от 16.10.2006 N 588-03 "О Счетной палате Псковской области" (далее - Закон N 588-03) представление выполнено не в полном объеме, меры по возврату в доход областного бюджета средств в сумме 2 264,5 тыс. руб. Комитетом не обеспечены.
Данные обстоятельства послужили основанием для направления в адрес Комитета оспариваемого предписания о принятии в срок до 14.10.2022 предусмотренных законодательством мер к возврату в доход областного бюджета средств в указанной выше сумме.
Комитет оспорил предписание в судебном порядке.
Суд первой инстанции требования отклонил, признав спорное предписание законным и обоснованным.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль, который подразделяется на внешний и внутренний. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 588-03 Палата является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Псковской области, образуется Псковским областным Собранием депутатов и ему подотчетна.
В силу статьи 10 Закона N 588-03 внешний государственный финансовый контроль осуществляется Палатой в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.
В соответствии со статьей 23 Закона N 588-03 Палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы Псковской области, органы местного самоуправления, организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Псковской области, муниципальному образованию, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Положение об условиях и порядке выдачи сертификатов "Подарок новорожденному" в рамках реализации на территории Псковской области акции "Подарок новорожденному" (далее - Положение), Положение о порядке предоставления субсидий из областного бюджета в целях финансового возмещения затрат, связанных с реализацией на территории Псковской области акции "Подарок новорожденному" (далее - Порядок предоставления субсидии), утверждены постановлением Администрации Псковской области от 28.06.2019 N 252.
В силу пункта 4 Порядка предоставления субсидии главным распорядителем субсидий является Комитет.
Согласно пункту 2 Порядка предоставления субсидий получателями субсидий являются некоммерческие организации, обеспечивающие оказание материальной помощи семьям с новорожденными детьми на территории Псковской области.
Субсидии предоставляются на основании договора о предоставлении субсидий, заключаемого между главным распорядителем и получателем субсидий на текущий финансовый год (пункт 5 Порядка предоставления субсидии).
Пунктом 3 данного Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях финансового возмещения части затрат получателей субсидий, связанных с реализацией на территории Псковской области акции "Подарок новорожденному":
1) на основании договоров, заключенных получателями субсидий с организациями на оказание услуг по изготовлению:
а) сертификатов "Подарок новорожденному" на получение одним из родителей (единственным родителем) новорожденного ребенка (детей), усыновителем ребенка (детей) или опекуном ребенка (детей), родившегося (родившихся) с 01.01.2019 по 31.12.2022 в Псковской области, детских товаров и принадлежностей на сумму не менее 5 000 руб.;
б) памятных медалей "Рожденному на земле Псковской" и поздравительных открыток;
2) на основании договоров, заключенных получателями субсидий с организациями, обеспечивающими реализацию детских товаров и принадлежностей по сертификату "Подарок новорожденному".
В силу пункта 8 Порядка предоставления субсидии размер субсидий определяется на основании предельного объема затрат, который должен быть не более 90 процентов от фактически понесенных на территории Псковской области и документально подтвержденных получателем субсидий затрат, предусмотренных пунктом 3 этого Положения.
Пунктами 23, 24, 27, 28 того же Порядка предусмотрено, что главный распорядитель и органы государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями. В целях проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий получатель субсидий в течение 20 рабочих дней со дня получения субсидий представляет Главному распорядителю отчет об использовании субсидий по форме, определенной договором о предоставлении субсидий. В случае выявления Главным распорядителем или органами государственного финансового контроля факта нарушения получателем субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий, недостижения показателя результата предоставления субсидии предоставления субсидий получатель субсидий обязан возвратить полученные средства субсидий в областной бюджет в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления об обнаружении такого факта. В случае если в установленный срок получатель субсидий не осуществил возврат субсидий или отказался от их возврата, то Главный распорядитель либо орган государственного финансового контроля, выявивший факты, являющиеся основанием для возврата субсидий, принимает меры по возврату субсидий в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Получателем субсидий в 2021 году являлся Фонд на основании заключенного с Комитетом договора от 10.01.2021.
Палатой установлено и Комитетом не опровергнуто, что по условиям договоров, заключенных Фондом с организациями (индивидуальными предпринимателями), участвующими в акции "Подарок новорожденному", часть стоимости реализованных детских товаров и принадлежностей по сертификату в размере 20 % от номинальной стоимости сертификата является благотворительной помощью.
Номинальная стоимость сертификата "Подарок новорожденному" составляет 5 000 руб.
Соответственно, фактически понесенные получателем субсидий затраты по одному сертификату составляют 4 000 руб. (80% от номинальной стоимости сертификата).
Организациями (индивидуальными предпринимателями) в 2021 году обеспечена реализация детских товаров и принадлежностей по 4 536 сертификатам "Подарок новорожденному" на общую сумму 22 680 тыс. руб., из них фактически понесенные в 2021 году Фондом и документально подтвержденные затраты составили 18 144 тыс. руб. (22 680 тыс. руб. х 80 %).
Затраты, связанные с изготовлением подарочных комплектов "Подарок новорожденному", составили 2 102,8 тыс. руб.
Общий объем средств, предоставленных фонду из областного бюджета на реализацию акции "Подарок новорожденному", составил в 2021 году 20 486,6 тыс. руб.
Палата пришла к выводу, что в силу пункта 8 Порядка предоставления субсидии размер предоставляемой Фонду субсидии не должен превышать 90 % фактически понесенных и документально подтвержденных затрат Фонда на указанные цели, что в рассматриваемом случае составляет 18 222,1 тыс. руб. (20 246,8 тыс. руб. х 90 %).
Следовательно, как правильно указали суды, обоснован вывод Палаты о нарушении Комитетом Порядка предоставления субсидии и избыточном расходовании бюджетных средств в 2021 году в сумме 2 264,5 тыс. руб. (20 486,6 - 18 222,1).
Апелляционный суд верно отклонил ссылку Комитета на предъявление Фондом заявок на получение субсидии в размере 80 % фактических затрат по сертификатам "Подарок новорожденному" (4 000 руб. по каждому сертификату) со ссылкой на фактические затраты торговых организаций в размере 5 000 руб. по каждому сертификату, отметив, что это обстоятельство не опровергает обоснованность выводов Палаты.
Комитет не опровергает установленных Палатой обстоятельств, что по условиям договоров, заключенных Фондом с торговыми организациями, участвующими в акции "Подарок новорожденному", часть стоимости реализованных детских товаров и принадлежностей по сертификату в размере 20 % от номинальной стоимости сертификата является благотворительной помощью. Данная благотворительная помощь не перечисляется Фонду, расходы в сумме 1 000 руб. по каждому сертификату не понесены непосредственно за счет средств Фонда, что следует также из представленных актов выполненных работ (оказания) услуг. Фактически часть стоимости сертификатов оплачивается торговыми организациями за счет собственных средств, а не за счет средств Фонда. Такая благотворительная помощь не может рассматриваться как затраты Фонда, поскольку фактически указанные средства в распоряжение Фонда не поступают.
Следовательно, суды сделали правильный вывод о недоказанности доводов о несении Фондом данных расходов.
Доказательств иного (меньшего) размера излишней перечисленной субсидии в 2021 году материалы дела не содержат.
Суды обоснованно отклонили ссылки Комитета на пункт 8 Порядка предоставления субсидии в редакции постановления Администрации Псковской области от 25.02.2022 N 56, согласно которому субсидии предоставляются в пределах средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на реализацию мероприятия Программы, и лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, доведенных до Главного распорядителя на цели, указанные в пункте 3 этого Положения.
Согласно пункту 2 постановления Администрации Псковской области от 25.02.2022 N 56 его положения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2022, соответственно пункт 8 Порядка предоставления субсидии в редакции данного постановления к правоотношениям по предоставлению субсидии в 2021 году не применяется.
Следовательно, оценив материалы дела, доводы сторон и представленные ими доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды правомерно пришли к выводу о правомерности спорного предписания, в связи с чем законно и обоснованно отклонили заявленные требования.
При таких обстоятельствах суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2023 по делу N А52-5237/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по здравоохранению Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.