г. Вологда |
|
27 февраля 2023 г. |
Дело N А52-5237/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 февраля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по здравоохранению Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 22 декабря 2022 года по делу N А52-5237/2022,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по здравоохранению Псковской области (ОГРН 1056000327041, ИНН 6027087867; адрес: 180001, Псковская область, город Псков, улица Некрасова, дом 23; далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Счетной палаты Псковской области (ОГРН 1076027001731, ИНН 6027102723; адрес: 180001, Псковская область, город Псков, улица Некрасова, дом 23; далее - счетная палата) от 14.09.2022 N МХ-03-05/744, вынесенного по итогам рассмотрения принятых мер по исполнению представления от 27.05.2022 N МХ-03-04/456.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен благотворительный фонд развития Псковской области "Святой равноапостольной княгини Ольги" (ОГРН 1186000000229, ИНН 6027190455; адрес: 180000, Псковская область, город Псков, улица Некрасова, дом 17/11; далее - фонд).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 22 декабря 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет с таким решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального и процессуального права, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств.
Счетная палата в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, в соответствии с пунктом 2.1 Плана контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Псковской области на 2022 год проведена проверка исполнения закона Псковской области "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении областного бюджета комитета за 2021 год, о чем составлен акт от 15.04.2022.
В ходе проверки установлено, что комитету на 2021 год доведены бюджетные ассигнования по КБК 0909 0140499990 631 в сумме 22 847 тыс. руб. на предоставление субсидий некоммерческим организациям на возмещение фактически понесенных затрат, связанных с реализацией акции "Подарок новорожденному", исполнено - 20 737,8 тыс. руб.
По результатам проверки счетная палата заключила о необоснованном расходовании бюджетных средств в 2021 году на предоставление указанной субсидии в размере 2 264,5 тыс. руб. и направила в адрес председателя комитета представление от 27.05.2022 N МХ-03-04/456, которым предложено в срок до 01.09.2022 обеспечить предусмотренные законодательством меры по возврату в доход областного бюджета средств в сумме 2 264,5 тыс. руб.
В ходе контроля за выполнением данного представления установлено, что в нарушение статьи 23 Закона Псковской области от 16.10.2006 N 588-ОЗ "О Счетной палате Псковской области" (далее - Закон N 588-ОЗ) представление выполнено не в полном объеме, меры по возврату в доход областного бюджета средств в сумме 2 264,5 тыс. руб. комитетом не обеспечены.
Данные обстоятельства послужили основанием для направления в адрес комитета оспариваемого предписания о принятии в срок до 14.10.2022 предусмотренных законодательством мер к возврату в доход областного бюджета средств в указанной выше сумме.
Не согласившись с предписанием счетной палаты, комитет обратился в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль, который подразделяется на внешний и внутренний. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 588-ОЗ счетная палата является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Псковской области, образуется Псковским областным Собранием депутатов и ему подотчетна.
В силу статьи 10 Закона N 588-ОЗ внешний государственный финансовый контроль осуществляется счетной палатой в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.
В соответствии со статьей 23 Закона N 588-ОЗ счетная палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы Псковской области, органы местного самоуправления, организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Псковской области, муниципальному образованию, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Положение об условиях и порядке выдачи сертификатов "Подарок новорожденному" в рамках реализации на территории Псковской области акции "Подарок новорожденному" (далее - Положение), Положение о порядке предоставления субсидий из областного бюджета в целях финансового возмещения затрат, связанных с реализацией на территории Псковской области акции "Подарок новорожденному" (далее - Порядок предоставления субсидии), утверждены постановлением Администрацией Псковской области от 28.06.2019 N 252.
В силу пункта 4 Порядка предоставления субсидии главным распорядителем субсидий является комитет.
Согласно пункту 2 Порядка предоставления субсидий получателями субсидий являются некоммерческие организации, обеспечивающие оказание материальной помощи семьям с новорожденными детьми на территории Псковской области.
Субсидии предоставляются на основании договора о предоставлении субсидий, заключаемого между главным распорядителем и получателем субсидий на текущий финансовый год (пункт 5 Порядка предоставления субсидии).
Пунктом 3 данного Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях финансового возмещения части затрат получателей субсидий, связанных с реализацией на территории Псковской области акции "Подарок новорожденному":
1) на основании договоров, заключенных получателями субсидий с организациями на оказание услуг по изготовлению:
а) сертификатов "Подарок новорожденному" на получение одним из родителей (единственным родителем) новорожденного ребенка (детей), усыновителем ребенка (детей) или опекуном ребенка (детей), родившегося (родившихся) с 01.01.2019 по 31.12.2022 в Псковской области, детских товаров и принадлежностей на сумму не менее 5 000 тыс. руб.;
б) памятных медалей "Рожденному на земле Псковской" и поздравительных открыток;
2) на основании договоров, заключенных получателями субсидий с организациями, обеспечивающими реализацию детских товаров и принадлежностей по сертификату "Подарок новорожденному".
В силу пункта 8 Порядка предоставления субсидии размер субсидий определяется на основании предельного объема затрат, который должен быть не более 90 процентов от фактически понесенных на территории Псковской области и документально подтвержденных получателем субсидий затрат, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения.
Пунктами 23, 24, 27, 28 того же Порядка предусмотрено, что главный распорядитель и органы государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями. В целях проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий получатель субсидий в течение 20 рабочих дней со дня получения субсидий представляет Главному распорядителю отчет об использовании субсидий по форме, определенной договором о предоставлении субсидий. В случае выявления Главным распорядителем или органами государственного финансового контроля факта нарушения получателем субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий, недостижения показателя результата предоставления субсидии предоставления субсидий получатель субсидий обязан возвратить полученные средства субсидий в областной бюджет в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления об обнаружении такого факта. В случае если в установленный срок получатель субсидий не осуществил возврат субсидий или отказался от их возврата, то Главный распорядитель либо орган государственного финансового контроля, выявивший факты, являющиеся основанием для возврата субсидий, принимает меры по возврату субсидий в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Получателем субсидий в 2021 году являлся фонд на основании заключенного с комитетом договора от 10.01.2021.
Счетной палатой установлено и комитетом не опровергнуто, что по условиям договоров, заключенных фондом с организациями (индивидуальными предпринимателями), участвующими в акции "Подарок новорожденному", часть стоимости реализованных детских товаров и принадлежностей по сертификату в размере 20 % от номинальной стоимости сертификата является благотворительной помощью.
Номинальная стоимость сертификата "Подарок новорожденному" составляет 5 000 руб. Таким образом, фактически понесенные получателем субсидий затраты по одному сертификату составляют 4 000 руб. (80% от номинальной стоимости сертификата).
Организациями (индивидуальными предпринимателями) в 2021 году обеспечена реализация детских товаров и принадлежностей по 4 536 сертификатам "Подарок новорожденному" на общую сумму 22 680 тыс. руб., из них фактически понесенные в 2021 году фондом и документально подтвержденные затраты составили 18 144 тыс. руб. (22 680 тыс. руб. х 80 %).
Затраты, связанные с изготовлением подарочных комплектов "Подарок новорожденному", составили 2 102,8 тыс. руб.
Счетная палата заключила, что в силу пункта 8 Порядка предоставления субсидии размер предоставляемой фонду субсидии не должен превышать 90 % фактически понесенных и документально подтвержденных затрат фонда на указанные цели, что в рассматриваемом случае составляет 18 222,1 тыс. руб. (20 246,8 тыс. руб. х 90 %).
Общий объем средств, предоставленных фонду из областного бюджета на реализацию акции "Подарок новорожденному", составил в 2021 году 20 486,6 тыс. руб.
Таким образом, вывод счетной палаты о нарушении комитетом Порядка предоставления субсидии и избыточном расходовании бюджетных средств в 2021 году в сумме 2 264,5 тыс. руб. (20 486,6 - 18 222,1) является верным.
Доводы комитета о предъявлении фондом заявок на получение субсидии в размере 80 % фактических затрат по сертификатам "Подарок новорожденному" (4 000 руб. по каждому сертификату) со ссылкой на фактические затраты торговых организаций в размере 5 000 руб. по каждому сертификату не опровергают обоснованность выводов счетной палаты.
Комитет, по сути, не опровергает установленных счетной палатой обстоятельств, что по условиям договоров, заключенных фондом с торговыми организациями, участвующими в акции "Подарок новорожденному", часть стоимости реализованных детских товаров и принадлежностей по сертификату в размере 20 % от номинальной стоимости сертификата является благотворительной помощью. Данная благотворительная помощь не перечисляется фонду, расходы в сумме 1 000 руб. по каждому сертификату не понесены непосредственно за счет средств фонда, что следует также из представленных актов выполненных работ (оказания) услуг. Фактически часть стоимости сертификатов оплачивается торговыми организациями за счет собственных средств, а не за счет средств фонда. Такая благотворительная помощь не может рассматриваться как затраты фонда, поскольку фактически указанные средства в распоряжение фонда не поступают.
Таким образом, является верным вывод суда первой инстанции о недоказанности доводов о несении фондом данных расходов.
Доказательств иного (меньшего) размера излишней перечисленной субсидии в 2021 году материалы дела не содержат.
Ссылки комитета на положения пункта 8 Порядка предоставления субсидии в редакции постановления Администрации Псковской области от 25.02.2022 N 56, согласно которым субсидии предоставляются в пределах средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на реализацию мероприятия Программы, и лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, доведенных до Главного распорядителя на цели, указанные в пункте 3 настоящего Положения, правомерно отклонены судом.
Согласно пункту 2 постановления Администрации Псковской области от 25.02.2022 N 56 его положения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2022, соответственно пункт 8 Порядка предоставления субсидии в редакции данного постановления к правоотношениям по предоставлении субсидии в 2021 году не применяется.
Таким образом, суд первой инстанции верно заключил об отсутствии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований комитета.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании правовых норм применительно к обстоятельствам настоящего дела, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Само по себе несогласие заявителя с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка апеллянтом фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не является правовым основанием для отмены судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 22 декабря 2022 года по делу N А52-5237/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по здравоохранению Псковской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-5237/2022
Истец: Комитет по здравоохранению Псковской области
Ответчик: Счетная палата, Счетная палата Псковской области
Третье лицо: Благотворительный фонд развития Псковской области "Святой равноапостольной княгини Ольги"