14 июня 2023 г. |
Дело N А56-76329/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Лущаева С.В., Трощенко Е.И.,
при участии от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Мелентьевой К.С. (доверенность от 18.01.2023 N КО-54),
рассмотрев 14.06.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2023 по делу N А56-76329/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛВР Аутсорсинг и снабжение", адрес: 199178, Санкт-Петербург, 5-я линия В.О., д. 70, лит. А, пом. 148/52Н, ОГРН: 1107847369354, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2010, ИНН: 7841435002, (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к государственному учреждению - Санкт-Петербургскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 30 о признании недействительным уведомления от 25.04.2022 о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - уведомление); а также о признании основным видом деятельности заявителя деятельность по комплексному обслуживанию помещений (ОКВЭД 81.10); об установлении для заявителя размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 1 января 2022 года в размере 0,5%.
Решением суда первой инстанции от 30.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.03.2023, требования Общества удовлетворены в части признания недействительным уведомления от 25.04.2022 о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также обязания ответчика в течение 10-ти рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение об установлении Обществу страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год согласно коду ОКВЭД 81.10.3. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Кроме того, постановлением апелляционного суда от 03.03.2023 в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика по делу в связи с его реорганизацией на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адрес: 194214, Санкт-Петербург, вн.тер.г. мун. окр. Светлановское, просп. Энгельса, д. 73, лит. А, ОГРН 1027801558223, ИНН 7802114044 (далее - Фонд).
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и не соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся судебные акты в части удовлетворения требований заявителя и принять новое решение о полном отказе Обществу в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, установление Обществу наиболее высокого страхового тарифа для уплаты страховых взносов вследствие непредставления им в установленный законом срок заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2022 год соответствует нормами действующего законодательства и носит для Фонда обязательный характер.
В отзыве на кассационную жалобу, считая доводы Фонда несостоятельными, просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы Фонда.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество в срок, установленный пунктом 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), не представило в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2022 год с необходимыми документами.
В этой связи Фондом направлено в адрес Общества уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год, которым за основный вид его деятельности принят заявленный в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) с кодом ОКВЭД 77.39.2 "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки", определен 22 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,4% к начисленной оплате труда.
Общество, направив 25.07.2022 заинтересованному лицу заявление о подтверждении иного основного вида экономической деятельности и необходимые для этого документы, которые не были приняты во внимание Фондом, оспорило уведомление Фонда в арбитражном суде.
Суды, руководствуясь статьями 17, 21, 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713), а также Порядком N 55, посчитали неправомерным установление Обществу страхового тарифа, указанного в спорном уведомлении, и признали его недействительным. В качестве способа восстановления нарушенного права суды указали Фонду на необходимость принять решение об установлении Обществу страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год согласно коду ОКВЭД 81.10. 3.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, считает обжалуемые судебные акты не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона указанного Закона страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
В силу статьи 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска, под которыми понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей (статья 3).
Согласно пункту 8 Правил N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
При этом основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил).
В соответствии с пунктом 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Как предусмотрено пунктом 3 Порядка N 55, для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по установленной форме; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по установленной форме; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
В случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска (пункт 5 Порядка N 55).
Вместе с тем страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления фондом размера страхового тарифа не лишен права представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности.
Учитывая, что по смыслу пункта 13 Правил N 713 и пункта 5 Порядка N 55 более высокий класс профессионального риска по виду экономической деятельности в соответствии с кодами ОКВЭД должен определяться по осуществляемым страхователем видам деятельности, страховщик должен оценить эти документы и учесть их при определении размера страхового тарифа.
Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Как правильно указали суды, предусмотренное приведенными нормами право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности не является санкцией, применяемой к страхователю за нарушение сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности.
Указанное право основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
В данном случае суды, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, приведенную, в частности в Определениях от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О, верно исходили из того, что виды деятельности страхователя, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют, на что неоднократно указывалось и в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, от 19.02.2019 N 302-КГ18-9260.
Таким образом, Фонд, устанавливая страхователю страховой тариф, должен исходить из тех видов экономической деятельности, которые Общество осуществляло в действительности.
В рассматриваемом случае Фонд в связи с допущенным Обществом нарушением срока представления заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2022 год с необходимыми документами определил страхователю 22 класс профессионального риска в соответствии с видом деятельности по коду ОКВЭД 77.39.2 "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки" и установил страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,4%.
Между тем в соответствии с представленным Обществом 25.07.2022 заявлением с подтверждающими документами основным видом деятельности заявителя согласно выписке из ЕГРЮЛ является код 81.10 (деятельность по комплексному обслуживанию помещений), которую страхователь в действительности осуществлял в 2021 - 2022 годах.
В деле отсутствуют сведения, подтверждающие изменение страхователем основного вида деятельности.
Фондом не представлены в материалы дела доказательства того, что Общество в 2021- 2022 годах фактически осуществляло иные виды экономической деятельности, в том числе соответствующими коду ОКВЭД 77.39.2 "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки".
Как правильно указали суды, само по себе указание в ЕГРЮЛ возможных к осуществлению видов экономической деятельности не может служить безусловным доказательством фактического осуществления страхователем всех перечисленных в нем видов деятельности.
Учитывая, что Фонд в данном случае не доказал осуществление Обществом в 2021- 2022 годах нескольких видов деятельности, поименованных в ЕГРЮЛ, включая деятельность по коду ОКВЭД 77.39.2, связанную с арендой и лизингом прочих машин и оборудования, суды обоснованно признали не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы страхователя в сфере предпринимательской деятельности оспариваемое уведомление страховщика об установлении страхователю относящегося к 22 классу страхования профессионального риска страхового тарифа - 3,4%.
Доводы кассационной жалобы Фонда не свидетельствуют о нарушении судебными инстанциями норм материального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесенных решения и постановления по существу, влияли на обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд округа считает кассационную жалобу Фонда не подлежащей удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2023 по делу N А56-76329/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как правильно указали суды, предусмотренное приведенными нормами право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности не является санкцией, применяемой к страхователю за нарушение сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности.
Указанное право основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
В данном случае суды, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, приведенную, в частности в Определениях от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О, верно исходили из того, что виды деятельности страхователя, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют, на что неоднократно указывалось и в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, от 19.02.2019 N 302-КГ18-9260."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июня 2023 г. N Ф07-5069/23 по делу N А56-76329/2022