22 июня 2023 г. |
Дело N А42-6974/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 19.06.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Темниковой Ольги Сергеевны на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 по делу N А42-6974/2022,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Коммуны, д. 7, ОГРН 1055100189605, ИНН 5190135362 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении должностного лица (заместителя начальника отдела по развитию, благоустройству и эксплуатации парков и скверов) муниципального автономного учреждения культуры "Мурманские городские парки и скверы" (далее - Учреждение) Темниковой Ольги Сергеевны к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Первомайского административного округа города Мурманска, адрес: 183050, г. Мурманск, Кольский пр., д. 168 (далее - Прокуратура).
Решением суда первой инстанции от 22.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.03.2023, Темникова О.С. привлечена к административной ответственности согласно указанной квалификации с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
В кассационной жалобе (с учетом дополнения) Темникова О.С. просит отменить состоявшиеся судебные акты и отказать в заявленных требованиях, поскольку у Управления не было оснований для подачи заявления о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд, так как вопрос о привлечении к административной ответственности относится к компетенции самого Управления. Суд нарушил порядок принятия заявления к производству, поскольку в силу статьи 28.3 КоАП РФ Управление не является лицом, уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в связи с чем Управление не является лицом, которому дано право на обращение в арбитражный суд с заявлением о привлечении Темниковой О.С. к административной ответственности. Правом обращения в суд обладал прокурор, вынесший постановление о возбуждении дела. Кроме того, суды не учли, что ответчик не является лицом, которое непосредственно обслуживает детские и спортивные площадки, оставили без внимания имеющиеся в материалах дела доказательства, подтверждающие, что проверка Прокуратуры проведена в тот момент, когда Учреждение уже самостоятельно выявило нарушения и направило в адрес подрядчика требования о незамедлительном устранении нарушений. На период устранения нарушений все площадки были ограждены защитными ограждающими лентами, запрещающими их использование, что подтверждается фотографиями, содержащимися в материалах дела, и свидетельствует об отсутствии факта эксплуатации детских и спортивных площадок.
Стороны и Прокуратура, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 09.06.2022 в период с 15 ч 00 мин до 16 ч 00 мин Прокуратурой осуществлен выезд по месту нахождения детских игровых площадок, находящихся в оперативном управлении Учреждения, расположенных в районе домов N 19 и N 23 по пер. Охотничий в г. Мурманске, в зеленой зоне вдоль улицы Капитана Копытова. Осмотром детской площадки, расположенной в районе домов N 19 и N 20 по пер. Охотничий в г. Мурманске, установлено следующее:
- в нарушение пункта 23 Технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок" ТР ЕАЭС 042/2017, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17.05.2017 N 21 (далее - ТР ЕАЭС 042/2017), пунктов 7.7, 7.9 ГОСТ Р 52301-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.06.2013 N 182-ст (далее - ГОСТ Р 52301-2013), на игровом оборудовании отсутствуют отдельные элементы (деревянные доски);
- в нарушение пунктов 6.2, 6.4 ГОСТ Р 52024-2003 "Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования", утвержденного постановлением Госстандарта России от 18.03.2003 N 80-ст (далее - ГОСТ Р 52024-2003), пункта 4.3.1.2 ГОСТ Р 52025-2003 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей", утвержденного постановлением Госстандарта России от 18.03.2003 N 81-ст (далее - ГОСТ Р 52025-2003), пункта 9 ГОСТ Р 57538-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Тренажеры стационарные уличные. Общие требования безопасности и методы испытаний", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.07.2017 N 690-ст (далее - ГОСТ Р 57538-2017), отдельные элементы спортивного оборудования сломаны, нарушена целостность защитного покрытия, все спортивные снаряды исписаны надписями и рисунками, на спортивной площадке бытовой мусор в большом количестве.
Осмотром детской и спортивной площадки, расположенной в зеленой зоне вдоль улицы Капитана Копытова, установлено следующее:
- в нарушение пункта 23 ТР ЕАЭС 042/2017, пунктов 7.7, 7.9 ГОСТ Р 52301-2013 на игровом оборудовании отсутствуют отдельные элементы (деревянные доски);
- в нарушение пункта 7.8 ГОСТ Р 52301-2013 на отдельных элементах игрового оборудования имеются надписи.
Проверяющие пришли к выводу, что выявленные нарушения в части отсутствия, поломки, нарушения целостности защитного покрытия отдельных элементов свидетельствуют о том, что требования ГОСТ Р 52301-2013 не исполняются, оборудование и его элементы не осматриваются и не обслуживаются, контроль за техническим состоянием оборудования, соблюдением требований безопасности не производится, техническое обслуживание и ремонт не осуществляются (нарушение пунктов 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.4.1, 6.6 ГОСТ Р 52301-2013).
Результаты проверки отражены в акте от 09.06.2022 с фототаблицей.
Установив, что должностным лицом (заместителем начальника отдела по развитию, благоустройству и эксплуатации парков и скверов) Учреждения Темниковой О.С. не исполняются возложенные на нее должностные обязанности по соблюдению требований действующего законодательства, 27.06.2022 заместитель прокурора вынес в отношении нее постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, и направил дело в Управление для рассмотрения по существу.
На основании части 2 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении должностного лица к административной ответственности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Управления и привлекая Темникову О.С. к административной ответственности, пришел к выводу о доказанности в действиях ответчика состава вмененного административного правонарушения, отсутствии нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности, отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным, назначив с учетом принципов соразмерности, справедливости и индивидуализации наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ предусмотрено, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.43 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами и их должностными лицами или иными работниками, а также индивидуальными предпринимателями.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Согласно статье 2 Федерального от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
ТР ЕАЭС 042/2017 распространяется на оборудование и (или) покрытие для детских игровых площадок, впервые выпускаемые в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза и размещенные на открытых территориях или в закрытых помещениях, по перечню согласно приложению N 1; не распространяется на оборудование и (или) покрытие для детских игровых площадок, произведенные и введенные в эксплуатацию до вступления настоящего технического регламента в силу.
Согласно пункту 23 ТР ЕАЭС 042/2017 конструкция оборудования: должна обеспечивать прочность, устойчивость, жесткость и неизменяемость; должна иметь защиту от коррозии и старения с учетом степени агрессивности среды и стойкости используемых материалов; не должна иметь выступающих элементов с острыми концами или кромками; не должна иметь шероховатых поверхностей, способных нанести травму пользователю; должна иметь защиту выступающих концов болтовых соединений; должна иметь гладкие сварные швы; должна иметь закругленные углы и края любой доступной для пользователей части оборудования; должна исключать возможность демонтажа без применения специализированных инструментов; должна иметь защиту от несанкционированного доступа к элементам (комплектующим) оборудования, подлежащим периодическому обслуживанию или замене; должна иметь размеры поперечного сечения элементов оборудования для захвата, при которых обеспечивается возможность захвата детьми; должна исключать образование сдавливающих или режущих поверхностей между подвижными, а также подвижными и неподвижными элементами; должна обеспечивать безопасные расстояния между подвижными элементами оборудования и поверхностью игровой площадки; должна иметь оснащение перилами и ограждениями; не должна допускать застревание тела, частей тела или одежды ребенка; должна обладать необходимой несущей способностью к возникающим нагрузкам.
Требования на оборудование детских игровых площадок, предназначенное для индивидуального и коллективного пользования, установлены ГОСТ Р 52301-2013. Указанный стандарт устанавливает общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов.
В соответствии с пунктом 7.7 ГОСТ Р 52301-2013 неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки.
Регулярное обслуживание включает мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской игровой площадки. Мероприятия по регулярному обслуживанию оборудования включают: проверку и подтягивание узлов крепления; обновление окраски оборудования; обслуживание ударопоглощающих покрытий; смазку подшипников; нанесение на оборудование маркировок, обозначающих требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов; обеспечение чистоты оборудования и покрытий (удаление битого стекла, обломков и загрязнителей); восстановление ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов и корректировка их уровня; обслуживание пространства зон безопасности (пункт 7.8 ГОСТ Р 52301-2013).
В силу пункта 7.9 ГОСТ Р 52301-2013 ремонтные работы включают: замену крепежных деталей; сварку; замену частей оборудования (например, изношенных желобов горок); замену структурных элементов оборудования.
Обязанность по контролю и техническому обслуживанию оборудования предусмотрена пунктами 6.1 - 6.4.1 ГОСТ Р 52301-2013.
При обнаружении в процессе осмотра оборудования дефектов, влияющих на безопасность оборудования, дефекты немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимают меры, обеспечивающие невозможность пользоваться оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки (пункт 6.6 ГОСТ Р 52301-2013).
Классификацию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, общие требования, требования безопасности услуг, включая методы их контроля, установлены ГОСТ Р 52024-2003.
Согласно пункту 6.2 ГОСТ Р 52024-2003 спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь должны соответствовать требованиям безопасности, установленным в нормативной документации на них, и использоваться в соответствии с правилами, изложенными в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя. На спортивный инвентарь импортного производства, применяемый при оказании спортивных услуг, должны быть сопроводительные (эксплуатационные) документы на русском языке.
Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь, не подлежащие обязательной сертификации, должны иметь документ изготовителя, подтверждающий их пригодность и безопасность применения (пункт 6.4 ГОСТ Р 52024-2003).
Требования к физкультурно-оздоровительным и спортивным услугам, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителей, сохранность их имущества, а также методы контроля установлены ГОСТ Р 52025-2003.
Как следует из пункта 4.3.1.2 ГОСТ Р 52025-2003, для снижения травмоопасности при оказании спортивных услуг необходимо выполнять следующие требования: соблюдение правил эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, трасс, маршрутов, спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря; регулярное техническое освидетельствование спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря; соблюдение эргономических требований к используемому спортивному оборудованию, снаряжению и инвентарю; использование спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря, соответствующего виду спорта, включая средства индивидуальной защиты; соблюдение режима занятий и тренировок; соответствующая квалификация тренера, инструктора; наличие врачебно-педагогического наблюдения за проведением занятий, тренировок, соревнований; профилактика травматизма, включая обучение потребителей навыкам самоконтроля при проведении занятий, тренировок, соревнований; информирование потребителей спортивных услуг о факторах риска и мерах по предупреждению травм. Потребители должны быть информированы о том, как избежать возможных травм и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы.
Общие требования безопасности к изготовлению, монтажу, техническому обслуживанию тренажеров, а также методы испытаний тренажеров устанавливает ГОСТ Р 57538-2017.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Приказом директора Учреждения от 22.06.2020 N 84-л Темникова О.С. назначена на должность заместителя начальника отдела по развитию, благоустройству и эксплуатации парков и скверов на неопределенный срок.
В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной директором Учреждения 07.12.2016, заместитель начальника отдела по развитию, благоустройству и эксплуатации парков и скверов осуществляет в пределах своей компетенции контроль за разработкой, установкой и содержанием малых архитектурных форм. Руководит организацией периодических осмотров технического состояния оборудования и имущества (скамеек, урн, малых архитектурных форм и пр.) на территориях парков, скверов и объектов благоустройства и оформлением, при необходимости, заявки на ремонт или списание вышеуказанного оборудования. Руководит организацией осмотров территорий объектов благоустройства на предмет проверки качества и своевременности исполнения подрядными организациями работ по уборке и вывозу мусора, снега и пр. Обеспечивает устранение выявленных нарушений.
В объяснениях к постановлению прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении Темникова О.С. указала, что нарушения имели место.
Таким образом, суды приняли во внимание, что в рассматриваемом случае именно на Темникову О.С., как на должностное лицо, возложена обязанность по соблюдению вышеизложенных требований указанных стандартов в части технического содержания (обслуживания) спорных детских игровых площадок.
Совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается факт ненадлежащего технического содержания (обслуживания) детских игровых площадок. Довод ответчика о том, что обслуживание игровых и спортивных площадок в Первомайском административном округе по указанным в заявлении адресам осуществляет подрядная организация - общество с ограниченной ответственностью "Дельфин", в связи с чем должностные лица Учреждения не подлежат ответственности за их ненадлежащее состояние, опровергается должностными обязанностями, возложенными на заместителя начальника отдела по развитию, благоустройству и эксплуатации парков и скверов. В рассматриваемом случае Темникова О.С. не приняла всех необходимых и достаточных мер по обеспечению надлежащего технического состояния детских и игровых площадок; исключению доступа к ним в случае повреждения.
На момент проверки, проведенной Прокуратурой 09.06.2022, доступ к поименованным в заявлении площадкам был открыт, наличия ограждения или запрещающих эксплуатацию знаков не установлено, в связи с чем имеющиеся повреждения элементов спортивных и игровых площадок создавали угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.
В настоящем случае дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, рассмотрено арбитражным судом как переданное органом (должностным лицом), к которым оно поступило (статья 23.1 КоАП РФ).
Замечания дополнения к кассационной жалобе относительно реквизитов зачисления назначенного штрафа не влечет отказ в привлечении к административной ответственности, определением суда первой инстанции от 24.05.2023 отказано в заявлении ответчика о разъяснении решения суда по настоящему делу в соответствующей части.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются правильными, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих их отмену, не допущено, оценка доказательств произведена судами с учетом требований статей 65-71, 205, 206 АПК РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности и достоверности, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 по делу N А42-6974/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Темниковой Ольги Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общие требования безопасности к изготовлению, монтажу, техническому обслуживанию тренажеров, а также методы испытаний тренажеров устанавливает ГОСТ Р 57538-2017.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
...
В настоящем случае дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, рассмотрено арбитражным судом как переданное органом (должностным лицом), к которым оно поступило (статья 23.1 КоАП РФ).
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 по делу N А42-6974/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Темниковой Ольги Сергеевны - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 июня 2023 г. N Ф07-7397/23 по делу N А42-6974/2022