26 июня 2023 г. |
Дело N А26-1126/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Жуковой В.В. (доверенность от 07.02.2023; до перерыва), от общества с ограниченной ответственностью "Костомукшская строительная компания" Елистратова Д.В. (доверенность от 22.12.2022 N 29; до перерыва),
рассмотрев 21.06.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.10.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2023 по делу N А26-1126/2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Костомукшская строительная компания", адрес: 186930, Республика Карелия, г. Костомукша, шоссе Горняков, д. 90, ОГРН 1021000880075, ИНН 1004010202 (далее - Общество, ООО "КСК"), 499 031 руб. задолженности за 2020 год по договору аренды лесного участка от 28.11.2013 N 152-з (далее - Договор) и 872 руб. пеней.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 02.08.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2021, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.03.2022 решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела Министерство в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнило исковые требования и просило взыскать с Общества 451 627 руб. задолженности и 789 руб. пеней.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 27.10.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2023, в удовлетворении иска вновь отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты.
По мнению подателя жалобы, неосвоение ежегодного объема расчетной лесосеки и невнесение арендной платы за недоиспользованный ежегодный объем древесины противоречат целям использования арендованного лесного участка и действующему законодательству, устанавливающему принцип платности использования лесов.
Размер арендной платы за неосвоенный объем использования лесов определен Министерством в соответствии с условиями приложения N 4 к Договору, а именно расчетным путем по видам лесного хозяйства (хвойного и лиственного), способам рубок (сплошному для спелых и перестойных, погибших и поврежденных насаждений; уходу за лесами; на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры) и проценту освоения (изъятия) Обществом установленного годового объема использования лесов с учетом того, что стоимость объема изъятой в 2020 году древесины рассчитана по минимальным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
При этом установленный Договором порядок определения арендной платы по состоянию на 20-е декабря текущего года за неосвоенный объем подлежащих ежегодному изъятию лесных ресурсов обусловлен отсутствием лесных деклараций, содержащих информацию на этот объем использования леса с конкретизацией по породам и выделам лесного участка, и в связи с этим основан на сведениях лесных деклараций, подаваемых Обществом за текущий год на изъятый объем древесины.
Таким образом, как считает Министерство, произведенный им расчет арендной платы за неосвоенный объем использования лесов соответствует условиям Договора и нормам действующего законодательства, а потому суды неправомерно отказали в удовлетворении иска.
В судебном заседании представитель Министерства поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против удовлетворения данной жалобы.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.06.2023 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 21.06.2023.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством и ООО "КСК" заключен Договор, по условиям которого Министерство (арендодатель) предоставило Обществу (арендатору) во временное пользование (аренду) на 48 лет 11 месяцев лесной участок площадью 78 329,8 га, находящийся на территории Муезерского района Республики Карелия, для заготовки древесины в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Согласно пункту 1.5 Договора ежегодный объем использования лесов на лесном участке приведен в приложении N 3.
В соответствии с приложением N 3 к Договору ежегодный объем заготовки древесины в размере 13 600 куб. м указан ориентировочно и подлежит уточнению после представления арендатором разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением экспертизы.
Проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы от 25.07.2014 N 158, установлен ежегодный объем использования лесов в размере 17 300 куб. м (далее - проект освоения лесов).
В пункте 2.1 Договора отражен произведенный на основании пункта 1(2) Постановления N 310 расчет среднего коэффициента превышения минимального размера арендной платы по Республике Карелия, который составил "1.5".
В соответствии с пунктом 2.1.3 Договора арендодатель ежегодно направляет арендатору уведомление (извещение) о начислении арендной платы на текущий год, форма которого аналогична форме, указанной в приложении N 4 к Договору, но не требует подписания со стороны арендатора.
В приложении N 4 к Договору порядок расчета арендной платы установлен следующим образом.
Размер арендной платы рассчитывается по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов в соответствии с Постановлением N 310 с применением среднего коэффициента превышения размера арендной платы - 1.5.
Уточнение размера арендной платы производится на основании объемов древесины по делянкам, указанным в представленных лесных декларациях, и материально-денежной оценки по данным делянкам в соответствии с Постановлением N 310.
В случае подачи лесных деклараций в течение года на объем меньший, чем установленный Договором ежегодный объем использования лесов, арендная плата за не заявленный в установленном порядке объем использования лесов рассчитывается и взимается исходя из средних ставок за 1 куб. м по хозяйствам за текущий год.
Окончательный расчет производится по состоянию на 20 декабря (после чего лесные декларации на текущий год не принимаются) и доводится до арендатора лесного участка извещением.
Согласно пункту 5.3 Договора за невыполнение пунктов 2.1.2 и 4.4.6 Договора арендатор уплачивает пени в размере, установленном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации ((далее - ГК РФ).
Предварительный расчет арендной платы на 2020 год был произведен Министерством исходя из сложившихся ставок за 1 куб. м по хозяйствам 2019 года с применением соответствующих коэффициентов, ее размер составил 3 429 531 руб. и доведен до сведения арендатора в приложении N 4 к Договору "Сроки внесения арендной платы в 2020 году" (л.д. 24, т. 1).
Арендная плата в установленном размере (3 429 531 руб.) была полностью внесена Обществом.
По состоянию на 20.12.2020 Министерство, исходя из объема изъятых лесных ресурсов в текущем году согласно представленным ООО "КСК" декларациям на заготовку древесины (4 902 куб. м) и неосвоенного объема подлежащего ежегодному использованию леса (12 938 куб. м), произвело окончательный расчет (извещение) арендной платы за установленный годовой объем использования лесов в 2020 году.
На основании пункта 2.1.3 Договора Министерство письмом от 26.12.2020 N 1303 направило в адрес Общества уведомление по форме приложения N 4 к Договору "Срок внесения арендной платы по перерасчету в 2020 году" и извещение (расчет) арендной платы за установленный годовой объем использования лесов в 2020 году, согласно которым размер арендной платы составил 3 928 562 руб. (л.д. 56-57, т.1).
Также указанным письмом Министерство направило в адрес Общества претензию от 25.12.2020 N 1237 с требованием уплатить образовавшуюся задолженность за пользование лесным фондом в 2020 году в сумме 499 031 руб.
Оставление Обществом указанной претензии без исполнения послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции указал, что Договор не содержит условия о возможном уточнении размера арендной платы в связи с фактической заготовкой древесины в течение текущего года, а равно и условия об использовании при определении размера арендной платы такого показателя, как стоимость вырубленной древесины. Следовательно, как указал суд, на определение размера арендной платы не влияет ни объем заготовленной, ни объем невырубленной (недоосвоенной) древесины, поскольку арендная плата должна исчисляться с учетом всего объема с применением ставок, установленных Постановлением N 310, и сведений, содержащихся в Проекте освоения лесов.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что условия пункта 2.1.4 Договора не регулируют спорную ситуацию, поскольку этим пунктом предусмотрено право арендодателя в одностороннем порядке изменять размер арендной платы только в случае изменения ежегодного объема использования лесов, действующих ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии с законодательством. В рассматриваемом случае указанные обстоятельства отсутствовали.
Также суд указал на то, что приложение N 4 к Договору, согласно которому размер арендной платы составил 3 429 531 руб., подписано обеими сторонами, а приложение N 4 к Договору, согласно которому размер арендой платы составил 3 928 562 руб., подписано только Министерством.
В связи с этим суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд, поддерживая вывод суда первой инстанции о необоснованности предъявленных Обществу требований, указал на то, что Министерство произвело перерасчет арендной платы за 2020 год с учетом средних ставок, взятых не по минимальным ставкам согласно Постановлению N 310 и проекту освоения лесов, а исходя из средней стоимости за 1 куб. м древесины из общего объема вырубленных 4902 куб. м древесины согласно поданным в 2020 году декларациям и умноженным на весь объем недоосвоенной древесины за 2020 год, не разделяя при этом ее по критериям, установленным Постановлением N 310 (вид, объем, запас, таксы удаленности кварталов до места погрузки).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Министерства подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы (пункт 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ).
Из пункта 4 статьи 73 ЛК РФ следует, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
Из представленного в материалы дела расчета усматривается, что окончательный расчет арендной платы за 2020 год произведен Министерством исходя из объема изъятого Обществом лесного фонда (4902 куб. м), неиспользованного годового объема заготовки древесины (12 938 куб. м) и сложившихся минимальных ставок текущего года, то есть 2020 (т.д. 1, л.д. 57).
Арендная плата за неосвоенный объем использования лесов определена Министерством в соответствии с условиями приложения N 4 к Договору, а именно расчетным путем по видам лесного хозяйства (хвойного и лиственного), способам рубок (сплошному для спелых и перестойных, погибших и поврежденных насаждений; уходу за лесами; на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры) и проценту освоения (изъятия) Обществом установленного годового объема использования лесов с учетом того, что стоимость объема изъятой в 2020 году древесины рассчитана по минимальным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденным Постановлением N 310.
Расчет арендных платежей осуществлен Министерством в соответствии с методикой, определенной в приложении N 4 к Договору, и не подтверждает вывод апелляционного суда о применении арендатором некой средней ставки, не установленной Постановлением N 310. Произведенный Министерством расчет основан на данных Проекта освоения лесов.
В данном случае примененный термин "средней ставки" не означает в действительности некий средний размер самой ставки как таковой. Министерство неоднократно указывало на определение размера арендной платы исходя именно из минимальных ставок, установленных Постановлением N 310.
Указанный размер платежей определялся Министерством как произведение минимальной ставки и повышающего коэффициента на установленный Договором годовой объем подлежащих изъятию лесных ресурсов (в рассматриваемом случае - неосвоенной лесосеки) с учетом размера участка и вида пользования, который, в свою очередь, определялся исходя из среднего количества того или иного вида древесины применительно к расчетной лесосеке, используемой Обществом в соответствии с проектом освоения лесов. Подробный расчет спорной суммы арендной платы приведен Министерством в представленном пояснении (т. 1, л.д. 102-106).
Приведенный Обществом в пояснениях от 28.05.2021 альтернативный расчет арендной платы за 2020 год (т.1, л.д. 121-124) не опровергает расчет арендной платы, произведенный Министерством в соответствии с той методикой, которая определена в приложении N 4 к Договору.
Вопреки утверждению суда первой инстанции об отсутствии в Договоре условия о возможном уточнении размера арендной платы в связи с фактической заготовкой древесины в течение текущего года, а равно и условия об использовании при определении размера арендной платы такого показателя, как стоимость вырубленной древесины, такое условие предусмотрено пунктом 2.1.3 Договора и приложением N 4 к нему.
Следует отметить, что установленный Договором порядок определения арендной платы по состоянию на 20 декабря текущего года за неосвоенный объем подлежащих ежегодному изъятию лесных ресурсов обусловлен отсутствием лесных деклараций, содержащих информацию на этот объем использования леса с конкретизацией по породам и выделам лесного участка, и в связи с этим основан на сведениях лесных деклараций, подаваемых Обществом за текущий год на изъятый объем древесины.
Одним из доводов суда первой инстанции в обоснование отказа в удовлетворении иска послужил довод об отсутствии подписи Общества в приложении N 4 к Договору, согласно которому размер арендой платы составил 3 928 562 руб. (т.д. 1, л.д. 25), в то время как приложение N 4 к Договору, согласно которому размер арендной платы составил 3 429 531 руб., подписано обеими сторонами (т.д. 1, л.д. 24).
С указанным доводом суда нельзя согласиться, поскольку в силу условий пункта 2.1.3 Договора со стороны арендатора не требуется подписания уведомления (извещения) о начислении арендной платы на текущий год, которое ежегодно направляется арендатору по форме уведомления (извещения), аналогичной форме, указанной в приложении N 4 к Договору.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция приходит к выводу, что у судов не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении иска.
Поскольку судом кассационной инстанции повторно проверяется законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции, при этом не требуется дополнительного установления обстоятельств по делу, то суд считает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.10.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2023 по делу N А26-1126/2021 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Костомукшская строительная компания", адрес: 186930, Республика Карелия, г. Костомукша, шоссе Горняков, д. 90, ОГРН 1021000880075, ИНН 1004010202, 451 627 руб. задолженности по арендной плате, в том числе 301 084 руб. в бюджет Российской Федерации и 150 543 руб. в бюджет Республики Карелия, а также 789 руб. пеней, в том числе 526 руб. в бюджет Российской Федерации и 263 руб. в бюджет Республики Карелия.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Костомукшская строительная компания", адрес: 186930, Республика Карелия, г. Костомукша, шоссе Горняков, д. 90, ОГРН 1021000880075, ИНН 1004010202, в доход федерального бюджета 18 048 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах трех инстанций.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы (пункт 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ).
Из пункта 4 статьи 73 ЛК РФ следует, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июня 2023 г. N Ф07-4963/23 по делу N А26-1126/2021
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4963/2023
09.03.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-40442/2022
27.10.2022 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-1126/2021
17.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-19819/2021
13.10.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29688/2021
02.08.2021 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-1126/2021