26 июня 2023 г. |
Дело N А56-39393/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Монолит" Байкалова А.В. (доверенность от 04.04.2022),
рассмотрев 21.06.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2023 по делу N А56-39393/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Монолит", адрес: 194044, Санкт-Петербург, пр-к Большой Сампсониевский д. 64, лит. Ж, ОГРН 1147847411744, ИНН 7802878378 (далее - ООО "Монолит", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об оспаривании отказа Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д.2, лит.А, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет) от 01.06.2021 N 02-11121/2021 в выдаче Обществу разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на срок 24 месяца, местоположение и площадь земель лесного фонда, необходимых для выполнения работ по геологическому изучению недр: Ленинградская область, Выборгский район, Северо-Западное лесничество, Бородинское участковое лесничество в кварталах N 129 часть выдела 21 (площадь 0,0899 га), N 130 часть выдела 24 (площадь 2,2523 га), часть выдела 29 (площадь 0,8240 га), N 141 часть выдела 4 (площадь 1,9950), N 141 часть выдела 5 (площадь 2,6028 га), N 141 часть выдела 6 (площадь 11,4498 га), N 141 часть выдела 8 (площадь 1,7332 га), N 141 часть выдела 9 (площадь 1,1 га), N 141 часть выдела 11 (площадь 3,6599 га), N 141 часть выдела 12 (площадь 8,0249 га), N 141 часть выдела 14 (площадь 2,3206 га), N 141 часть выдела 15 (площадь 0,8379 га), N 141 часть выдела 18 (площадь 0,1437 га), N 141 часть выдела 24 (площадь 0,2108 га), N 141 часть выдела 25 (площадью 0,0110 га), N 142 часть выдела 1 (площадь 5,9214 га), N 142 часть выдела 2 (площадь 1,7759 га), N 142 часть выдела 3 (площадь 1,2613 га), N 142 часть выдела 4 (площадь 2,5000 га), N 142 часть выдела 5 (площадь 0,6000 га), N 142 часть выдела 6 (площадь 2,1778 га), N 142 часть выдела 7 (площадь 3,5000 га), N 142 часть выдела 8 (площадь 4,7000 га), N 142 часть выдела 9 (площадь 2,5174 га), N 142 часть выдела 10 (площадь 7,4000 га), N 142 часть выдела 11 (площадь 1,1000 га), N 142 часть выдела 12 (площадь 3,3000 га), N 142 часть выдела 13 (площадь 2,1000 га), N 142 часть выдела 14 (площадь 7,8000 га), N 142 часть выдела 15 (площадь 6,1000 га), N 142 часть выдела 16 (площадь 0,9000 га), N 142 часть выдела 17 (площадь 2,3972 га), N 142 часть выдела 18 (площадь 2,5429 га), N 142 часть выдела 19 (площадь 6,1193 га), N 142 часть выдела 20 (площадь 3,3000 га), N 142 часть выдела 21 (площадь 1,4979 га), N 142 часть выдела 25 (площадь 0,2486 га), N 142 часть выдела 26 (площадь 0,9023 га), N 142 часть выдела 27 (площадь 0,4508 га), N 142 часть выдела 28 (площадь 0,0988 га), N 143 часть выдела 5 (площадь 2,3200 га), N 143 часть выдела 7 (площадь 1,0000 га), N 143 часть выдела 8 (площадь 3,5177 га), N 143 часть выдела 9 (площадь 1,4000 га), N 143 часть выдела 10 (площадь 1,1660 га), N 143 часть выдела 11 (площадь 0,2084 га), N 143 часть выдела 12 (площадь 0,0919 га), N 143 часть выдела 13 (площадь 6,3805 га), N 143 часть выдела 14 (площадь 3,6090), N 143 часть выдела 15 (площадь 1,9000 га), N 143 часть выдела 16 (площадь 2,4000 га), N 143 часть выдела 17 (площадь 0,5071 га), N 143 часть выдела 18 (площадь 0,4539 га), N 143 часть выдела 19 (площадь 0,5274), N 143 часть выдела 21 (площадь 0,5375 га), N 143 часть выдела 25 (площадь 0,0719 га), N 143 часть выдела 32 (площадь 0,1080 га), N 143 часть выдела 33 (площадь 0,0705 га), Селезневское участковое лесничество в квартале N 18 часть выдела 33 (площадь 0,0428), общая площадь земель лесного фонда 134,7800 га. и обязать Комитет выдать такое разрешение.
Решением суда от 25.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.02.2023, оспариваемый отказ (решение) Комитета от 01.06.2021 N 02-11121/2021 в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда признан незаконным. В качестве устранения нарушения прав Общества суд обязал Комитет в течение 25 дней рассмотреть заявление Общества о выдаче указанного разрешения, приняв решение в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда в Ленинградской области, утвержденный постановлением Губернатора Ленинградской области от 04.10.2021 N 87-пг (далее- Административный регламент N 87-пг).
В кассационной жалобе Комитет просит отменить судебные акты, настаивая на законности отказа от 01.06.2021 N 02-11121/2021, поскольку до получения правоустанавливающего документа на землю заявитель обязан утвердить проект на геологическое изучение недр в установленном порядке. В отсутствие такого проекта выдача разрешения на геологическое изучение недр противоречит статьям 25.1 и 36.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), требованиям выданной Обществу лицензии ЛОД 03502 ТР, а также статье 43 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс). По мнению подателя жалобы, действовавший в тот период пункт 2.6 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, утвержденного постановлением Губернатора Ленинградской области от 13.02.2017 N 12-пг (далее - Административный регламент N 12-пг) с его требованием для заявителя "обоснования использования лесов", опосредованно включает в такое обоснование и обязательное наличие проекта на геологическое изучение недр. Комитет также полагает, что надлежащим способом исполнения будет являться обязание повторно рассмотреть заявление с учетом доводов, изложенных в судебном акте.
В судебное заседание 31.05.2023 стороны не явились, судом объявлен перерыв по рассмотрению жалобы Комитета до 07.06.2023.
Определением заместителя председателя суда Соколовой С.В. рассмотрение жалобы отложено на 21.06.2023 в связи с болезнью судьи Мунтян Л.Б.
В судебном заседании 21.06.2023 принял участие представитель Общества.
Представитель Комитета в судебное заседание 21.06.2023 не явился, заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Общество направило в Комитет заявление от 19.05.2021 N МОН24-21 о предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда в отношении лесного участка, расположенного в Ленинградской области в Выборгском районе, на территории Северо-Западного, Бородинского и Селезневского участкового лесничеств. Испрашиваемая площадь лесного участка - 134,78 га (в связи с исключением из участка пользования недрами земель государственного земельного запаса).
В обоснование упомянутого использования лесов Общество указало, что выполнение работ планируется на основании лицензии на пользование недрами от 13.03.2015 ЛОД 03502 ТП (участок Любимовское-2 в Выборгском районе Ленинградской области), с целевым назначением и видами работ геологическое изучение, включающее разведку и добычу облицовочного камня - гранита (высокодекоративного), сроком до 12.03.2040.
К заявлению Общество приложило копию лицензии от 13.03.2015 ЛОД 03502 ТП, чертеж (план) расположения и границ лесного участка, копию приказа от 12.11.2014 N 1 о вступлении в должность генерального директора, копию паспорта генерального директора Назарова В.В.
Комитет, ссылаясь на положения статьи 25.1 Закона о недрах и условия лицензии от 13.03.2015 ЛОД 03502 ТП (пункт 4.1.1 приложение N 1- обязательство недропользователя по подготовке и утверждению в установленном порядке проектной документации на проведение работ по геологическому изучению недр), письмом от 01.06.2021 N 02-11121/2021 отказал заявителю в предоставлении государственной услуги по выдаче указанного разрешения, указав, что к заявочным материалам не приложено положительное экспертное заключение Федерального государственного казенного учреждения (ФГКУ) "Росгеолэкспертиза" на проект проведения геологоразведочных работ из чего следует, что сроки, объемы и площади проведения работ не обоснованы.
Не согласившись с отказом Комитета в выдаче разрешения, Общество оспорило такой отказ в судебном порядке.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о незаконности отказа Комитета в испрашиваемом Обществом разрешении с мотивировкой, изложенной в письме от 01.06.2021 N 02-11121/2021. Суд также обязал Комитет устранить допущенные нарушения прав Общества в порядке статьи 201 АПК РФ путем рассмотрения заявления Общества и принятия решения в соответствии с действующим в настоящее время Административным регламентом N 87-пг.
Заявление Комитета об истечении срока давности для предъявления иска в суд суды оставили без удовлетворения, указав на отсутствие надлежащих доказательств направления Обществу письма от 01.06.2021 N 02-11121/2021.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 2 статьи 69, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с положениями пункта 7 статьи 10.1 Закона о недрах одним из оснований для предоставления права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, осуществлявшим геологическое изучение такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением участка недр в случае осуществления геологического изучения недр такого участка в соответствии с государственным контрактом.
Согласно статье 18 того же Закона участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 25 Лесного кодекса осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых отнесены к виду использования лесов.
Статьей 43 Лесного кодекса предусмотрено, что использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута (пункт 1).
Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства (пункт 3).
В случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (пункт 4).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
Приказом Минприроды России от 07.07.2020 N 417 утверждены Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и Перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута (далее- Правила N 417).
В пункте 5 Правил N 417 указано, что для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр на основании разрешений пользователь недр подает в уполномоченный орган письменное заявление, в котором указываются:
1) сведения о заявителе: полное и сокращенное (при наличии) наименование и организационно-правовая форма, место нахождения и почтовый адрес, банковские реквизиты - для юридического лица; фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем;
2) местоположение и площадь земель, необходимых для выполнения планируемых работ, обоснование использования лесов и срок выполнения работ по геологическому изучению недр.
К заявлению прилагается документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени Заявителя (при необходимости).
Уполномоченные органы получают путем межведомственного информационного взаимодействия следующие документы: выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении юридического лица; выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении физического лица; сведения о наличии лицензии на пользование недрами, государственного задания или государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению недр для государственных нужд.
На основании пункта 7 Правил N 417 решение об отказе в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр принимается в случае, если:
а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктом 5 настоящих Правил;
б) в заявлении указаны цели использования лесов или лесного участка, не предусмотренные частью 3 статьи 43 Лесного кодекса.
В период рассмотрения поданной Обществом заявки действовал Административный регламент N 12-пг, в пункте 2.6 которого установлен перечень документов, необходимых для предоставления услуги, подлежащий представлению заявителями.
Так, согласно пункту 2.6 Административного регламента в целях получения государственной услуги заявителем представляется заявление на выдачу разрешения по форме согласно приложению 2 к Административному регламенту.
В заявлении указываются: 1) сведения о заявителе: полное и сокращенное наименования и организационно-правовая форма, место нахождения и почтовый адрес, банковские реквизиты - для юридического лица; фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем;
2) местоположение и площадь земель лесного фонда, необходимая для выполнения планируемых работ, обоснование использования лесов и срок выполнения работ по геологическому изучению недр.
К заявлению прилагается копия паспорта гражданина Российской Федерации или иных документов, удостоверяющих личность заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости).
Аналогичные сведения предусмотрены в пункте 2.6 действующего в настоящее время Административного регламента N 87-пг.
При этом в пункте 2.7 Административного регламента N 12-пг установлено, что орган исполнительной власти, предоставляющий государственную услугу, и его должностные лица не вправе требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
2) представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и(или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В силу пункта 2.10 Административного регламента N 12-пг основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
а) несоответствие представленных документов требованиям, установленным пунктом 2.6 Административного регламента;
б) запрет в соответствии с лесным планом Ленинградской области и лесохозяйственным регламентом лесничества на использование лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр;
в) отсутствие лицензии на пользование недрами или государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению недр для государственных нужд.
Однако, исходя их текста письма Комитета от 01.06.2021 N 02-11121/2021 поименованные в пункте 7 Правил N 417 и пункте 2.10 Административного регламента N 12-пг основания для отказа в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, а равно и ссылки на эти пункты Правил и Регламента (в качестве правового и процессуального обоснования имеется ссылка только на статью 25.1 Закона о недрах и пункт 4.1.1 лицензии от 13.03.2015 ЛОД 03502 ТП), в нем отсутствуют.
Суд округа полагает оспариваемый отказ Комитета (с такой мотивировкой) не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Общества в экономической сфере.
Как следствие, восстановление нарушенного права Общества (статья 201 АПК РФ) путем обязания Комитета в 25-ти дневный срок рассмотреть заявление Общества и принять решение в соответствии с действующим в настоящее время Административным регламентом N 87-пг, не только полностью корреспондируется с пунктами 3.1 и 3.3.4 Административного регламента, согласно которым максимальный срок такой процедуры (включая рассмотрение заявления и документов, направление межведомственных запросов и принятие решения о выдаче разрешения) составляет 25 дней, но и предоставляет возможность административному органу получить необходимую ему информацию в порядке межведомственного взаимодействия (запроса) с иными государственными органами и организациями.
Доводы кассационной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным в апелляционной жалобе, были предметом исследования арбитражных судов двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд округа согласен.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2023 по делу N А56-39393/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.