03 июля 2023 г. |
Дело N А56-115529/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Кадулина А.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области Четырновой П.Д. (доверенность от 08.09.2022); от общества с ограниченной ответственностью "Анхель" Тимошевского В.В. (доверенность от 15.12.2021),
рассмотрев 27.06.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2023 по делу N А56-115529/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Анхель", адрес: 152615, Ярославская обл., г. Углич, ул. Луначарского, д. 22А, ОГРН 1147612001283, ИНН 7612046325 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, адрес: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул, д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - Росимущество), о признании недействительной односторонней сделки, выраженной в уведомлении об изменении арендной платы по договору аренды от 09.12.2020 N 78-МС078/17081 и о признании недействительной односторонней сделки, выраженной в уведомлении об изменении арендной платы по договору аренды от 09.12.2020 N 78-МС078/17082.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "Апхил", адрес: 107140, Москва, Верхняя Красносельская ул., д. 34, пом. V, ком. 1В, ОГРН 1097746622643, ИНН 7708706445 (далее - Фирма); Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей", адрес: 191014, Санкт-Петербург, Виленский пер., д. 15, лит. Б, ОГРН 1027810270553, ИНН 7812024833 (далее - Учреждение).
Решением суда от 08.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.02.2023, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Росимущество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление суда апелляционной инстанции отменить, в иске отказать.
Заявитель в жалобе ссылается на то, что действия Росимущества по увеличению арендной платы соответствуют договорам и не противоречат законодательству.
По мнению подателя жалобы, признание уведомлений об изменении арендной платы по договорам аренды вносит правовую неопределенность во взаимоотношения сторон, поскольку между сторонами имеются аналогичные дополнительные соглашения к договорам.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты, считая их законными.
В судебном заседании представитель Росимущества поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Общества возразил против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, с 13.12.2019 Общество является собственником 3-х нежилых зданий, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, д. 195:
- литера И площадью 641,1 кв. м с кадастровым номером 78:12:0000000:3059, наименование: павильон N 2 и подземный переход, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 78:12:0714903:24;
- литера К площадью 217,8 кв. м с кадастровым номером 78:12:0714903:5, наименование: пассажирский павильон N 1, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 78:12:0714903:27;
- литера Л площадью 791,5 кв. м с кадастровым номером 78:12:0714903:4, наименование: здание базы снабжения флота, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 78:12:0714903:26.
По условиям договора от 28.11.2018 N 13/ЗД-0486 (в редакции дополнительного соглашения от 02.03.2020 N 1) Общество обязалось уплачивать 51 885 руб. 16 коп. арендной платы в год, в том числе: за пользование земельным участком с кадастровым номером 78:12:0714903:27 - 47 894 руб. в год (пункт 3.4); за участок с кадастровым номером 78:12:0714903:26 - 3991 руб. 16 коп. в год (пункт 3.4).
Согласно пункту 3.4 договора от 03.12.2018 N 13/ЗД-0488 аренды (в редакции дополнительного соглашения от 02.03.2020 N 1) Общество обязалось уплачивать 9586 руб. 50 коп. арендную плату в год за пользование земельным участком с кадастровым номером 78:12:0714903:24.
Росимущество уведомлением от 09.12.2020 N 78-МС-078/17081 об изменении арендной платы по договору от 03.12.2018 в одностороннем порядке установило с 13.12.2019 размер арендной платы - 160 074 руб. в год.
Уведомлением от 09.12.2020 N 78-МС-078/17082 об изменении арендной платы по договору от 28.11.2018, Росимущество в одностороннем порядке с 13.12.2019 установило размер арендной платы за пользование участками - 779 730 руб. 28 коп. в год.
Согласно названным уведомлениям арендная плата увеличена на основании отчета от 07.10.2020 N СП/АБ-99-04/20 "Об оценке рыночной стоимости/рыночной стоимости ставки аренды недвижимого имущества (земельные участки), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, в целях принятия управленческого решения", подготовленного Фирмой.
Общество, считая названные увеличения арендной платы неправомерными, а уведомления об изменении арендной платы по договорам аренды недействительными, поскольку арендуемые земельные участки в связи с нахождением в их границах береговой полосы являются ограниченными в обороте, и арендная плата за такие участки устанавливается в льготном размере, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Придя к выводу об обоснованности требований Общества, суд первой инстанции, с выводам которого согласился суд апелляционной инстанции, указав на то, что изменение ответчиком порядка расчета арендной платы, исходя из рыночной стоимости права аренды, и увеличение, в связи с этим, ее размера является неправомерным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), удовлетворил иск.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора осуществляется по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531 внесены изменения в Постановление N 582 и основные принципы дополнены принципом N 7, предусматривающим, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Во исполнение пункта 4 Постановления N 582 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531) приказом Минэкономразвития России от 29.12.2017 N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением N 582, в соответствии с разделом VIII которых рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 27 ЗК РФ) к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается, и при определении арендной платы за такие земельные участки основываться на размере земельного налога.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 582, размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков составляет 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Во исполнение требований подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ Постановлением N 520 Правительство Ленинградской области утвержден порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 22.12.2017 N 603 внесены изменения в Постановление N 520 и в него введен пункт 2.10, согласно которому в случае если в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с пунктом 2.1 названного Порядка, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы определяется в размере земельного налога.
Данное постановление вступило в силу с 01.01.2018.
В соответствии с пунктом 8 статьи 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Проанализировав приведенные правовые нормы, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив, что в границах арендуемого Обществом земельного участка находится береговая полоса водного объекта р. Нева, объекты недвижимости принадлежащие Обществу расположены на упомянутых земельных участках, которые частично расположены в границе береговой полосы общего пользования от реки Невы, доказательства возможности выделения береговой полосы из состава границ участка в материалы дела не представлены, суды обоснованно посчитали, что в силу пункта 8 статьи 27 ЗК РФ спорный участок не подлежит приватизации, в связи с чем в соответствии с положениями принципа N 7 основных принципов, утвержденных Постановлением N 582, и пунктом 2.10 Постановления N 520 размер арендной платы за данный участок не может превышать размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
При таком положении суды правомерно признали, что в данном случае размер арендной платы должен определяться в размере земельного налога с применением принципа N 7.
Данный вывод судов соответствует приведенным выше принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом.
При таком положении суды правомерно удовлетворили иск Общества.
Суд кассационной инстанции признает указанные выводы судов правильными и законными, в связи с чем решение и апелляционное постановление не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Вопреки доводам подателя жалобы, ввиду нахождения в границах земельного участка береговой полосы водного объекта, такой участок не может находится в частной собственности в силу прямого указания пункта 8 статьи 27 ЗК РФ, вследствие чего при наличии такого ограничения с момента внесения в Постановление N 582 принципа N 7 Общество, являясь арендатором, должно оплачивать пользование данным участком в размере арендной платы, который не должен превышать размер утвержденного земельного налога.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 15824/12, определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.01.2020 N 306-ЭС19-25798.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ Росимущество не представило объективных, достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих его возражения.
У суда кассационной инстанции не имеется оснований для иной правовой квалификации спорных правоотношений и оценки представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы Росимущества, указанные им в апелляционной жалобе. Им дана надлежащая правовая оценка при разрешении спора по существу.
При рассмотрении дела и вынесении судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2023 по делу N А56-115529/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.