29 мая 2023 г. |
Дело N А56-65349/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Павлова А.С. (доверенность от 12.01.2023 N 38), от общества с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ" Пуриче Е.А. (доверенность от 29.08.2022 N 226),
рассмотрев 22.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 по делу N А56-65349/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ", адрес: 196105, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 139, корп. 1, стр. 1, пом. 1-Н (ч.п.350), ОГРН 1075003001820, ИНН 5003065767 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству, адрес: 199155, Санкт-Петербург, ул. Одоевского, д. 24/2, лит. А, ОГРН 1077847413357, ИНН 7841362227 (далее - Управление), от 25.05.2022 N 03/5341 об отказе во включении в План искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в 2022 году, об обязании Управления включить в План искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в 2022 году 6 836 923 экземпляров личинок щуки с целью осуществления компенсационных мероприятий в малых озерах Новгородской области.
Решением суда первой инстанции от 24.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.01.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество указывает, что Управление не оказало содействия в создании условий для исполнения судебных актов, предписывающих осуществить выпуск личинок щуки, искусственно уменьшило приемную емкость малых озер Новгородской области. Податель жалобы полагает, что в соответствии с Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ) и положениями пунктов 3, 4 Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2014 N 99 (далее - Правила N 99), договор на искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов подлежит заключению исключительно в соответствии с планами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, на основании рекомендаций научно-исследовательских организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области рыболовства. По мнению Общества, письмо Новгородского филиала федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" от 19.05.2022 N 491 не является заключением научно-исследовательской организации.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество 20.05.2022 обратилось в Управление с заявлением об осуществлении искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов без предоставления водных биологических ресурсов в пользование. Результат планируемых работ - выпуск водных биологических ресурсов в водный объект рыбохозяйственного назначения, компенсация ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам и среде их обитания.
Основанием для обращения Общества в Управление с указанным заявлением явилось постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2022 по делу N А56-38029/2021. Суд обязал Общество возместить вред, причиненный водным биоресурсам реки Холова Новгородской области в связи с осуществлением деятельности в рамках проекта "подводящий газопровод КС Невской ПХГ Д 530х7.5 мм, Ру5.4,МПф, инв. N 103312. Капитальный ремонт подводного перехода через р. Холова", в натуре - посредством в срок до 01.07.2022 единовременного выпуска в малые озера Новгородской области 6 836 923 личинок щуки.
По результатам рассмотрения заявления Управлением 25.05.2022 принято решение N 03/5341 об отказе во включении в План искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в 2022 году на основании подпункта "б" пункта 21 Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по заключению договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, утвержденного Приказом Росрыболовства от 31.01.2020 N 61 (далее - Регламент), ввиду отсутствия возможности осуществления в водном объекте рыбохозяйственного значения - работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, указанных заявителями в заявлении, предусмотренном пунктом 13 Регламента.
Обществу рекомендовано осуществить искусственное воспроизводство путем выпуска личинок щуки: в 2022 году - в озеро Велье 2 474 984 экземпляров, Валдайское озеро 1 987 000 экземпляров; в 2023 году - в озеро Велье 2 374 939 экземпляров.
Не согласившись с решением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у Управления правовых оснований для принятия решения.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу пункта 1 статьи 45 Закона N 166-ФЗ искусственное воспроизводство водных биоресурсов обеспечивается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основании государственных контрактов или договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в соответствии с планами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Порядок подготовки и утверждения планов искусственного воспроизводства водных биоресурсов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Договор на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов заключается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях: 1) компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания; 2) осуществления искусственного воспроизводства водных биоресурсов за счет собственных средств юридического лица или индивидуального предпринимателя (пункт 9 статьи 45 Закона N 166-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 99 искусственное воспроизводство водных биоресурсов осуществляется в соответствии с планами искусственного воспроизводства водных биоресурсов, утвержденными Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил N 99 установлено, что Росрыболовство или по его поручению его территориальные органы заключают в месячный срок после утверждения планов искусственного воспроизводства водных биоресурсов с юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) договоры на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов на срок до 25 лет.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20.10.2014 N 395 утвержден Порядок подготовки и утверждения планов искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов (далее - Порядок N 395).
В соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 6 Порядка N 395 в планы включаются объем и состав работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов на основании рекомендаций научно-исследовательских организаций, подведомственных Федеральному агентству по рыболовству (далее - рекомендации), заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей об осуществлении искусственного воспроизводства водных биоресурсов без предоставления водных биоресурсов в пользование, поданных в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 45 Закона N 166-ФЗ.
В силу пункта 13 Регламента для предоставления государственной услуги заявитель, планирующий осуществлять искусственное воспроизводство водных биоресурсов без предоставления водных биоресурсов в пользование, представляет в соответствии с абзацем четвертым подпункта "а" и подпунктом "б" пункта 8 Регламента в Росрыболовство (территориальный орган Росрыболовства) заявление об осуществлении искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов без предоставления водных биоресурсов в пользование.
Согласно подпункту "б" пункта 21 Регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги в том числе является наличие полученного в результате научной деятельности в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов заключения научно-исследовательских организаций, подведомственных Росрыболовству, об отсутствии возможности осуществления в водном объекте рыбохозяйственного значения работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, указанных заявителями в заявлении, предусмотренном пунктом 13 Регламента.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, приняв во внимание заключение Новгородского филиала ФГБНУ "ВНИРО" от 20.05.2022 N 491 о невозможности осуществить выпуск 6 836 923 личинок щуки в течение одного года, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ Управления соответствует положениям подпункта "б" пункта 21 Регламента.
Приводимые возражения о том, что Управление препятствует Обществу в своевременном исполнении постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2022 по делу N А56-38029/2021, получили надлежащую правовую оценку и были мотивированно отклонены судами.
Апелляционный суд обоснованно принял во внимание, что 17.11.2022 Общество обратилось в Управление с заявлением о включении в План искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в 2023 году мероприятий по искусственному воспроизводству 6 836 923 личинок щуки в целях их последующего выпуска в малые озера Новгородской области в срок до 01.07.2023. В соответствии с приказом Управления от 28.11.2022 N 280 указанное заявление Общества включено в План искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в 2023 году. Между Управлением и Обществом заключен договор от 28.11.2022 N 31/21.1 на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в целях компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания.
Апелляционный суд также учел, что Обществу предоставлена рассрочка исполнения постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2022 по делу N А56-38029/2021 до 01.07.2023.
Вопреки доводам кассатора, судом апелляционной инстанции не допущено процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления.
Установив, что в рассматриваемом случае решение Управления является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы Общества, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права; они направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств, отличных от тех, которые были установлены судами по делу в пределах своей компетенции и положены в основу принятых судебных актов.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судами установлены. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 по делу N А56-65349/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд обоснованно принял во внимание, что 17.11.2022 Общество обратилось в Управление с заявлением о включении в План искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в 2023 году мероприятий по искусственному воспроизводству 6 836 923 личинок щуки в целях их последующего выпуска в малые озера Новгородской области в срок до 01.07.2023. В соответствии с приказом Управления от 28.11.2022 N 280 указанное заявление Общества включено в План искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в 2023 году. Между Управлением и Обществом заключен договор от 28.11.2022 N 31/21.1 на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в целях компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания.
Апелляционный суд также учел, что Обществу предоставлена рассрочка исполнения постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2022 по делу N А56-38029/2021 до 01.07.2023."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 мая 2023 г. N Ф07-4762/23 по делу N А56-65349/2022