23 мая 2023 г. |
Дело N А05-7326/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" Борисова А.С. (доверенность от 30.12.2022), от Департамента городского хозяйства администрации городского округа "Город Архангельск" Буткевич С.Ю. (доверенность от 10.05.2023),
рассмотрев 22.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2022 по делу N А05-7326/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" в лице Архангельского межрайонного отделения, адрес: 163001, г. Архангельск, пр. Обводный канал, д. 101, каб. 506, ОГРН 1107604019962, ИНН 7604193710 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Департаменту городского хозяйства администрации городского округа "Город Архангельск", адрес: 163069, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 60, ОГРН 1162901053853, ИНН 2901265581 (далее - Департамент), о признании недействительным изложенного в письме от 10.06.2022 N 16-11/5193 отказа в предоставлении информации и о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления данных о фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения, серии и номере документа, удостоверяющего личность лиц, зарегистрированных в жилых помещениях, указанных в перечне к запросу от 31.05.2022 N 02-09/18-01.1/5611.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа "Город Архангельск", адрес: 163000, г. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д. 5, ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991 (далее - Администрация), муниципальное учреждение городского округа "Город Архангельск" "Информационно-расчетный центр", адрес: 163000, г. Архангельск, Театральный пер., д. 7, ОГРН 1022900514350, ИНН 2901073431, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, адрес: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 45, ОГРН 1042900019700, ИНН 2901126362.
Решением суда первой инстанции от 12.09.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.12.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый - об удовлетворении заявленных требований, поскольку полагает, что из буквального толкования пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) не следует, что согласие субъекта на обработку его персональных данных не требуется только в случае заключения данным субъектом договора именно в письменной форме. Поскольку Общество является оператором персональных данных абонентов - физических лиц, в жилое помещение которых поставляется электроэнергия, оно вправе обрабатывать персональные данные потребителей. Предоставление персональных данных потребителя электрической энергии гарантирующему поставщику в целях начисления платы за коммунальную услугу не требует согласия на обработку персональных данных субъекта.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Департамента против доводов жалобы возразила по мотивам отзыва.
Администрация в отзыве просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам рассмотрения обращения Общества от 31.05.2022 N 02-09/18-01.1/5611 о даче соответствующих поручений о предоставлении информации о фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения, серии и номере документа, удостоверяющего личность лиц, зарегистрированных в жилых помещениях (по прилагаемому списку), в которые Общество предоставляет услугу электроснабжения как гарантирующий поставщик электрической энергии для населения города Архангельска, Департамент в письме от 10.06.2022 N 16-11/5193 сообщил, что запрашиваемая информация не может быть предоставлена в связи с тем, что содержит персональные данные нанимателей и собственников жилых помещений, передача которых без согласия субъекта персональных данных запрещена в соответствии с действующим законодательством.
Не согласившись с указанным отказом в предоставлении запрашиваемых сведений, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Статьей 2 Закона N 152-ФЗ определено, что его целью является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
В силу статьи 3 Закона N 152-ФЗ для его применения используются следующие основные понятия: персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (пункт 1); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (пункт 2); обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3); предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц (пункт 6).
Согласно пункту 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
При этом по общему правилу, обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных (пункт 1 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ).
Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено Федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора).
В силу статьи 7 Закона N 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 9 этого Закона N 152-ФЗ согласие субъекта на обработку его персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.
Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельств, в силу которых такое согласие не требуется, возлагается на оператора (часть 3 статьи 9 Закона N 152-ФЗ).
В соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9-12 настоящих Правил.
Из положений пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, устанавливающего, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.01.2018 N 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, следует, что организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги предполагает наличие у исполнителя, в том числе, информации о: фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.
Основополагающим выводом суды двух инстанций отметили, что Департамент не является лицом, осуществляющим администрирование многоквартирными домами, либо лицом, обеспечивающим ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ, что также свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения рассматриваемого по настоящему делу требования. Общество не отрицает право на обращение за получением соответствующих сведений в управляющие компании либо товарищества собственников жилья соответствующих многоквартирных домов.
Обязанность управляющей компании по предоставлению данных, указанных в оспариваемых положениях пункта 6 Правил N 354, установлена в целях реализации правового механизма, предусмотренного частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ, непосредственно связана с организацией корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальные услуги, необходимостью максимальной идентификации потребителя в случае судебного взыскания задолженности по коммунальным услугам, и определена в рамках полномочий, предоставленных управляющей организации при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом (Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 15.02.2022 N АПЛ21-571).
Нарушение своих прав Общество обосновывает, главным образом, необходимостью такой информации для судебного взыскания задолженности. Вместе с тем Общество не учитывает предусмотренный пунктом 3 части второй статьи 124, пунктом 4 части первой статьи 127 и пунктом 3 части второй статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации порядок восполнения неизвестных взыскателю данных (одного из идентификаторов, в частности, о дате и месте рождения) гражданина-должника в отношении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа.
При указанных обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2022 по делу N А05-7326/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт", адрес: 163001, г. Архангельск, пр. Обводный канал, д. 101, каб. 506, ОГРН 1107604019962, ИНН 7604193710, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы платежным поручением от 03.03.2023 N 4437.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.