г. Вологда |
|
12 декабря 2022 г. |
Дело N А05-7326/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 12 декабря 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" в лице его Архангельского межрайонного отделения на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 сентября 2022 года по делу N А05-7326/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" в лице Архангельского межрайонного отделения общества с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" (ОГРН 1107604019962, ИНН 7604193710; адрес: 163001, Архангельская область, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 101, кабинет 506; далее - ООО "ТГК-2 Энергосбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Департаменту городского хозяйства администрации городского округа "Город Архангельск" (ОГРН 1162901053853, ИНН 2901265581; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 60; далее - департамент) о признании недействительным и отмене изложенного в письме от 10.06.2022 N 16-11/5193 отказа в предоставлении информации и о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления данных о фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения, серии и номере документа, удостоверяющего личность лиц, зарегистрированных в жилых помещениях, указанных в перечне к запросу от 31.05.2022 N 02-09/18-01.1/5611.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И.Ленина, дом 5; далее - администрация), муниципальное учреждение городского округа "Город Архангельск" "Информационно-расчетный центр" (ОГРН 1022900514350, ИНН 2901073431; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, переулок Театральный, дом 7; далее - расчетный центр), Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900019700, ИНН 2901126362; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 45; далее - Роскомнадзор).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 12 сентября 2022 года по делу N А05-7326/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ТГК-2 Энергосбыт" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, в том числе положений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ, Закон о персональных данных). Отмечает, что включено в реестр операторов персональных данных (peг. 29-19-003813) и является оператором персональных данных абонентов - физических лиц, в жилое помещение которых поставляется электроэнергия, и являющихся стороной публичного договора поставки электрической энергии для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан; ему как ресурсоснабжающей организации, осуществлявшей поставку коммунальной услуги, необходимы сведения, позволяющие идентифицировать собственников/нанимателей помещений, в целях исполнения условий публичного договора поставки электроэнергии. Ссылается также на то, что в целях взыскания задолженности вынуждено обращаться в суд.
Департамент, Роскомнадзор в отзывах просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Администрация, расчетный центр отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения обращения общества от 31.05.2022 N 02-09/18-01.1/5611 о даче соответствующих поручений о предоставлении ему информации о фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения, серии и номере документа, удостоверяющего личность лиц, зарегистрированных в жилых помещениях (по прилагаемому списку), в которые общество предоставляет услугу электроснабжения как гарантирующий поставщик электрической энергии для населения города Архангельска, департамент в своем письме от 10.06.2022 N 16-11/5193 сообщил, что запрашиваемая информация не может быть предоставлена в связи с тем, что содержит персональные данные нанимателей и собственников жилых помещений, передача которых без согласия субъекта персональных данных запрещена в соответствии с действующим законодательством.
Не согласившись с изложенным в указанном письме отказом департамента в предоставлении запрашиваемых сведений, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции сделал верный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьи 2 Закона N 152-ФЗ определено, что его целью является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
В силу статьи 3 этого Закона для его применения используются следующие основные понятия: персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (пункт 1); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (пункт 2); обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3); предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц (пункт 6).
Действительно согласно пункту 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
При этом по общему правилу, обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных (пункт 1 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных).
Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора).
В силу статьи 7 Закона N 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 9 этого Закона согласие субъекта на обработку его персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.
Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельств, в силу которых такое согласие не требуется, возлагается на оператора (часть 3 статьи 9 Закона N 152-ФЗ).
В рассматриваемом случае из материалов дела не следует, что собственники и наниматели жилых помещений спорных многоквартирных домов и жилых домов, являясь субъектами персональных данных, выразили соответствующие согласие на их предоставление персональных сведений третьим лицам, в частности, ресурсоснабжающим организациям.
Кроме того, в соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 - 12 настоящих Правил.
В связи с этим по смыслу законодательного регулирования, объем полномочий ресурсоснабжащей организации по получению сведений, предусмотренных частью 11 статьи 161 ЖК РФ и пунктом 6 Правил N 354, ограничен ее функциями как исполнителя коммунальных услуг и не может быть обусловлен иными целями, в частности, необходимостью максимальной идентификации потребителя в случае судебного взыскания задолженности.
Из положений пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, устанавливающего, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, следует, что организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги предполагает наличие у исполнителя, в том числе, информации о: фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.
Иные сведения, истребуемые обществом, в том числе дата и место рождения потребителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность, не требуются для формирования платежных документов. Более того, такие сведения могут меняться в силу объективных причин (смена собственника, смена фамилии и пр.)
При этом следует отметить, что сведения единого государственного реестра недвижимости являются публичными, ввиду чего отсутствие у ресурсоснабжащей организации соответствующих сведений может быть компенсировано и путем самостоятельной реализацией полномочий по получению сведений публичного реестра.
Помимо того суд первой инстанции верно отметил, что департамент не является лицом, осуществляющим администрирование многоквартирными домами, либо лицом, обеспечивающим ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, что также свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения рассматриваемого по настоящему делу требования общества.
Нарушение прав общества в связи с отказом ему предоставить истребуемые сведения, ввиду невозможности идентификации потребителя при судебном взыскании задолженности, также не может являться основанием для понуждения ответчика к предоставлению истребуемой информации.
В связи с изложенным следует признать, что у суда первой инстанции не имелось оснований для признания недействительным изложенного департаментом в письме обществу от 10.06.2022 N 16-11/5193 отказа в предоставлении информации.
Выводы суда, изложенные в решении от 12.09.2022, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
По общему правилу в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Поскольку в материалы дела доказательства уплаты государственной пошлины в размере 1 500 руб. во исполнение определения Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2022 года не поступили, в соответствии со статьей 102 АПК РФ государственная пошлина в указанном размере подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 сентября 2022 года по делу N А05-7326/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" в лице Архангельского межрайонного отделения общества с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" (ОГРН 1107604019962, ИНН 7604193710; адрес: 163001, Архангельская область, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 101, кабинет 506) в доход федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7326/2022
Истец: ООО "ТГК-2 Энергосбыт", ООО "ТГК-2 Энергосбыт" в лице Архангельского межрайонного отделения "ТГК-2 Энергосбыт"
Ответчик: Департамент городского хозяйства администрации городского округа "Город Архангельск"
Третье лицо: Администрация городского округа "Город Архангельск", городского округа "Город Архангельск" "Информационно-расчетный центр", Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу