10 июля 2023 г. |
Дело N А42-8954/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
рассмотрев 10.07.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2023 по делу N А42-8954/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области (после реорганизации - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области), адрес: 183025, г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 26, ОГРН 1025100846814, ИНН 5191120055 (далее - Отделение), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, адрес: 183038, г. Мурманск, Пушкинская ул., д. 12, ОГРН 1105190003049, ИНН 5190915348 (далее - Управление), о взыскании 4 500 руб. финансовой санкции за допущенные нарушения положений пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), (требования об уплате от 10.06.2022 N 061S01220003019, от 08.06.2022 N 061S01220002944, от 22.06.2022 N 061S01220003497, N 061S01220003498, N 061S01220003499, N 061S01220003500, от 15.08.2022 N 061S01220004770).
постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2023, требования удовлетворены в части взыскания 1 500 руб. штрафных санкций.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы полагает, что ввиду самостоятельного выявления им ошибок в отношении сведений по форме СЗВ-М за февраль 2021 года (на 1 лицо), за март 2021 года (на 1 лицо), за апрель 2021 года (на 3 лица), за май 2021 года (на 2 лица) и представлении дополняющих форм в октябре 2021 года, формальном нарушении срока представления СЗВ-М за январь 2021 года, двусмысленности выставленного первоначального требования от 08.04.2022 в отношении СЗВ-М за февраль 2022, даже уменьшенная судом до 1 500 руб. финансовая санкция не отражает степень виновности и противоправности деяния, а также соразмерности наказания и презумпции невиновности.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок Управление представило Отделению сведения по форме СЗВ-М типа "исходная" за отдельные периоды 2021 и 2022 года, а именно: сведения на 50 застрахованных лиц за январь 2021 года представлены 12.02.2021; на 50 застрахованных лиц за февраль 2021 - 11.03.2021; на 51 застрахованное лицо за март 2021 года - 14.04.2021; на 51 застрахованное лицо за апрель 2021 года - 13.05.2021; на 42 застрахованных лица за май 2021 года - 03.06.2021; на 43 застрахованных лица за февраль 2022 года - 10.03.2022.
Самостоятельно выявив ошибку в части представленных сведений, Управление 08.10.2021 направило в Отделение форму СЗВ-М с типом "дополняющая" за апрель и май 2021 года в отношении двух застрахованных лиц, 15.10.2021 за февраль, март и апрель 2021 года в отношении одного застрахованного лица. При этом в ранее представленных исходных сведениях на застрахованных лиц, сведения на указанных лиц не представлялись.
В отношении сведений за январь 2021 года Отделение 13.02.2021 с помощью ТКС направило Управлению уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда в отношении одного застрахованного лица, в срок до 19.02.2021 года.
Ошибки были устранены и достоверные сведения по форме СЗВ-М за январь 2021 года на одного человека представлены страхователем 01.03.2021, то есть с нарушением установленного срока.
Также по результатам сверки формы СЗВ-М за февраль 2022 с формой СЗВ-ТД Отделением выявлены расхождения в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованных лиц, о чем 08.04.2022 с помощью ТКС Управлению направлено уведомление об устранении ошибок в срок до 15.04.2022, с приложением списка застрахованных лиц, у которых отсутствует информация о кадровом мероприятии "прием/увольнение" с учетом последних представленных сведений по форме СЗВ-М.
В уведомлении указано на необходимость проведения страхователем анализа направленного списка и в случае необходимости представить недостающие сведения или письменно пояснить причину их отсутствия.
Ошибка была устранена и достоверные сведения по форме СЗВ-М за февраль 2022 года на одного человека представлены страхователем 11.05.2022, то есть с нарушением установленного срока.
Проверив достоверность, правильность заполнения, полноту и своевременность представления Управлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, посчитав, что имеет место факт несвоевременного представления страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за указанные периоды, Отделение составило акты от 24.03.2022 N 061S18220001344, от 07.04.2022 N 061S18220002164, от 07.04.2022 N 061S18220002165, от 07.04.2022 N 061S18220002162, от 25.03.2022 N 061S18220001593, от 07.04.2022 N 061S18220002163, от 14.06.2022 N 061S18220003548.
Решениями от 04.05.2022 N 061S19220002339, от 19.05.2022 N 061S19220002841, от 19.05.2022 N 061S19220002842, от 19.05.2022 N 061S19220002839, от 06.05.2022 N 061S19220002408, от 19.05.2022 N 061S19220002840, от 18.07.2022 N 061S19220004088 Управление было привлечено к ответственности по пункту 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в общей сумме 4 500 руб.
На основании указанных решений в адрес Управления выставлены требования от 08.06.2022 N 061S01220002944, от 22.06.2022 N 061S01220003499, от 22.06.2022 N 061S01220003500, от 22.06.2022 N 061S01220003497, от 10.06.2022 N 061S01220003019, от 22.06.2022 N 061S01220003498, от 15.08.2022 N 061S01220004770.
Поскольку страхователь в установленный в требованиях срок уплату штрафов не произвел, Отделение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, указав на факт неустранения Управлением имеющихся ошибок в пятидневный срок с момента получения уведомлений Отделения от 13.02.2021 в отношении сведений за январь 2021 года и от 08.04.2022 в отношении сведений за февраль 2022 года, а также факт непредставления ответчиком в установленный срок индивидуальных сведений за февраль 2021 года (на 1 лицо), за март 2021 года (на 1 лицо), за апрель 2021 года (на 3 лица), за май 2021 года (на 2 лица),и полагая, что к случаям самостоятельного устранения ошибок в данном случае применим абзац 4 пункта 40 утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах (далее - Инструкция), пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с Управления финансовой санкции, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Одновременно, установив обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение рассматриваемого правонарушения, такие как совершение правонарушения впервые, незначительный срок просрочки представления сведений, отсутствие у Управления намерений уклониться от исполнения законодательно возложенной обязанности (представление формы СЗВ-М), отсутствие доказательств наступления неблагоприятных последствий в связи с несвоевременным представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета (доказательств обратного суду не представлено), судебные инстанции уменьшили размер финансовых санкций до 1 500 руб.
Проверив обоснованность доводов Управления, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 1 и 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
Согласно абзацу третьему статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В рассматриваемом случае наличие фактических оснований для взыскания финансовых санкций за представление неполных сведений по формам СЗВ-М за январь 2021 года и февраль 2022 года, устранение ошибок в которых по уведомлениям Отделения от 13.02.2021 и от 08.04.2021 произведено по истечении установленного срока, сторонами не оспаривается.
Как обоснованно указал апелляционный суд, само принятие мер по устранению ошибок не является основанием для неприменения штрафных санкций, если такая ошибка не устранена в срок.
Положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ и Инструкции установлено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в отношении застрахованных лиц в определенном Инструкцией порядке.
Согласно абзацу третьему пункта 40 Инструкции страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что Управление самостоятельно выявило непредставление сведений по форме СЗВ-М за апрель и май 2021 года в отношении двух застрахованных лиц, за февраль, март и апрель 2021 года в отношении одного застрахованного лица.
Проверки, по результатам которых установлено нарушение страхователем требований Закона N 27-ФЗ и приняты решения о привлечении страхователя к ответственности, проведены Отделением после получения от Управления сведений по форме СЗВ-М типа "дополняющая" за указанные периоды.
Между тем, положения абзаца четвертого пункта 40 Инструкции, на которые сослались суды отклоняя доводы Управления об отсутствии оснований для взыскания финансовых санкций в части самостоятельно исправленных форм СЗВ-М, подлежат применению с учетом предусмотренного Законом N 27-ФЗ права страхователя на исправление и дополнение сведений.
В силу пункта 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4(2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, Пенсионный фонд Российской Федерации не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом Российской Федерации и представил исправленные сведения за этот период.
В соответствии с пунктом 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, то обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа норм действующего законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем представления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Отделением, Управление реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанные периоды, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за этот период, что позволяло не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ в данной части.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975.
Избранный в данном случае Отделением подход, который был поддержан судами обеих инстанций, лишает страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для применения к Управлению финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в соответствии с абзацем четвертым пункта 40 Инструкции за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за февраль-май 2021 года, то есть в отношении семи из девяти случаев выявленных нарушений, сделан в нарушение единообразия в применении и толковании судами норм права (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.05.2022 N А56-65172/2021, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.08.2022 N А56-13598/2021), а также соответствующих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации.
При этом, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, суды обоснованно указали, что размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Мера ответственности за совершение конкретного правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Вместе с тем, суд округа считает, что в данном случае взыскание 1 500 руб. финансовых санкций, размер каждой из которых в отношении одного застрахованного лица составляет 500 руб., если учесть возможность привлечения к ответственности по двум из девяти нарушений, - нельзя признать соответствующим приведенным принципам.
Исходя из того, что вопрос об определении иного размера финансовой санкции направлен на иную оценку фактических обстоятельств, то есть находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ, а выводы судов в данной части не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты в силу пункта 3 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду, в случае установления факта своевременного представления Управлением сведений, следует проверить наличие обстоятельств, как исключающих применение ответственности за совершенное нарушение, так и смягчающих ее, и, на основании правовой оценки всех имеющих существенное значение для дела обстоятельств, вынести законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2023 по делу N А42-8954/2022 отменить.
Дело N А42-8954/2022 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Избранный в данном случае Отделением подход, который был поддержан судами обеих инстанций, лишает страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для применения к Управлению финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в соответствии с абзацем четвертым пункта 40 Инструкции за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за февраль-май 2021 года, то есть в отношении семи из девяти случаев выявленных нарушений, сделан в нарушение единообразия в применении и толковании судами норм права (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.05.2022 N А56-65172/2021, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.08.2022 N А56-13598/2021), а также соответствующих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации.
При этом, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, суды обоснованно указали, что размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июля 2023 г. N Ф07-8399/23 по делу N А42-8954/2022