12 июля 2023 г. |
Дело N А44-6155/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" Павловой А.О. (доверенность от 14.02.2023 N 10-23), от государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" Блохина А.С. (доверенность от 22.12.2022),
рассмотрев 06.07.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023 по делу N А44-6155/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751, в лице Новгородского филиала (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Пестовского муниципального района, адрес: 174510, Новгородская обл., г. Пестово, Советская ул., д. 10, ОГРН 1025300653377 ИНН 5313000939 (далее - Администрация), об отказе в установлении публичного сервитута, выраженного в уведомлении от 03.08.2021 N 2636; возложении на Администрацию обязанности принять в предусмотренном законом порядке решение об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях размещения и для безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства: "ВЛ-0,4 кВ ПС Пест д. Ивановское-Александрово"; "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 1 д. Столбское"; "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151Ф N 1 д. Устье"; "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 2 д. Гусево (2)"; "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 5 д. Плави"; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево д. Малашкино 2"; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Аброс. Брякуново-Чепурино"; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф N 3 д. Пустошка"; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф N 3 д. Поселок"; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево Ф N 6 д. Бельково"; "ВЛ-0,4 кВ нп Креницы"; "ВЛ-0,4 кВ нп Маньково"; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево Ф N 6 д. Варахино"; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево Ф N 4 д. Тарасово".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, адрес: 173001, Новгородская обл., Великий Новгород, Тихвинская ул., д. 7, ОГРН 1195321002414, ИНН 5321198947 (далее - Министерство), государственное областное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор", адрес: 173000, Новгородская обл., Великий Новгород, Славная ул., д. 55, ОГРН 1025300785070, ИНН 5321047240 (далее - ГОКУ "Новгородавтодор").
Решением суда от 21.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.03.2022, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда округа от 25.08.2022, решение суда первой инстанции от 21.12.2021 и постановление апелляционного суда от 30.03.2022 отменены. Дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новгородской области.
При новом рассмотрении суд первой инстанции решением от 08.12.2022 в удовлетворении заявления отказал.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.04.2023 названное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, считая обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального права при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит их отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме. Податель жалобы привел доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы.
В отзыве на кассационную жалобу ГОКУ "Новгородавтодор" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы кассационной жалобы, а представитель ГОКУ "Новгородавтодор" против ее удовлетворения возражал.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество является собственником линий электропередач: "ВЛ-0,4 кВ от ПС Пест д. Ивановское-Александрове" 1986 год; "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 1 д. Столбское" 1990 год; в "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 1 д. Устье" 1990 год; "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 2 д. Гусево (2)" 1989 год; "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 5 д. Плави"; в 1991 году "ВЛ-0,4 кВ от ПС от Беззубцево д. Малашкино 2" 1990 год; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Аброс. Брякуново-Чепурино" 1985 год; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф N 3 д. Пустошка" 1987 год; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф N 3 д. Поселок" 1988 год; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево Ф N 6 д. Бельково" 1982 году; "ВЛ-0,4 кВ нп Креницы" 1977 год; "ВЛ-0,4 кВ нп Маньково" 1977 году; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Безубцево Ф N 6 д. Варахино" 1982 год; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Безубцево Ф N 4 д. Тарасово" 1963 год.
При реорганизации открытого акционерного общества "Новгородэнерго" в форме присоединения к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Северо-Запада" (далее - Компания) к последнему перешли активы и пассивы присоединяемого общества, согласно инвентарным описям и бухгалтерской отчетности, составленных по состоянию на 30.06.2007.
В Единый государственный реестр юридических лиц 23.08.2021 внесена запись о смене наименования Компании на Общество.
С целью оформления прав на земельные участки, необходимые для эксплуатации линейных объектов, 30.03.2021, 31.03.2021, 01.04.2021 общество с ограниченной ответственностью "ГеоМакИнфо", действующее в интересах Общества, обратилось в Администрацию с ходатайствами об установлении публичного сервитута объектов электросетевого хозяйства: "ВЛ-0,4 кВ от ПС Пест д. Ивановское-Александрово" на 49 лет в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 1 д. Столбское" на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:1801301:70, 53:14:1801301:46 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 1 д. Устье" на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:1801401:80, 53:14:1801401:81, 53:14:1801401:165, 53:14:1801401:85, 53:14:1801401:82, 53:14:1801401:83, 53:14:1801401:3, 53:14:1801401:160 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 2 д. Гусево (2)" на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:0302201:84, 53:14:0302201:4, 53:14:0302201:102, 53:14:0302201:47, 53:14:0302201:101 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 5 д. Плави" на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:1802301:97, 53:14:1802301:42, 53:14:1802301:209 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ от ПС от Беззубцево д. Малашкино 2" на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:0301001:68, 53:14:0301001:155, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Аброс. Брякуново-Чепурино" на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:1702001:220, 53:14:1702001:119, 53:14:1702001:267, 53:14:1702002:270, 53:14:1702001:145, 53:14:1702001:25, 53:14:1702002:104, 53:14:1702001:59, 53:14:1702001:57, 53:14:1702002:236, 53:14:1702002:183, 53:14:1702002:233, 53:14:1702002:271, 53:14:1702002:187, 53:14:170200:269, 53:14:1702002:31, 53:14:1702002:388, 53:14:1702002:32, 53:14:1702002:45, 53:14:1702002:33, 53:14:1702001:252, 53:14:1702001:265, 53:14:1702002:43, 53:14:1702002:44, 53:14:1702002:26, 53:14:1702002:183, 53:14:1702002:25, 53:14:1702002:24, 53:14:1702002:22, 53:14:1702002:15, 53:14:1702002:14, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф N 3 д. Пустошка" на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:0201801:42, 53:14:02018001:43, 53:14:0201801:3, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф N 3 д. Поселок" на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:0203301:44, 53:14:0203301:13, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево Ф N 6 д. Бельково" на 49 лет в отношении земельного участка 53:14:0203301:43, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; - "ВЛ-0,4 кВ нп Креницы" на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:0203101:2, 53:14:0203201:58 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ нп Маньково" на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:1701201:41, 53:14:1701201:11, 53:14:1701201:107, 53:14:1701201:27 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Безубцево Ф N 6 д. Варахино" на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:1700501:106, 53:14:1700501:86 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Безубцево Ф N 4 д. Тарасово" на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:1702501:20, 53:14:1702002:105, 53:14:1700101:142 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства.
Администрация 03.08.2021 отказала в установлении публичного сервитута, ссылаясь на статью 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), определяя цель установления публичного сервитута как размещение объектов электросетевого хозяйства, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, а также на пункт 2 статьи 39.38 ЗК РФ, в соответствии с которым публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных ЗК РФ, устанавливается решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в туннелях. За установлением публичного сервитута Администрация рекомендовала обратиться в Министерство.
Кроме этого, в качестве основания для отказа в установлении публичного сервитута Администрация также указала на то, что Общество не приложило к ходатайствам об установлении публичного сервитута копии договоров, заключенных Обществом, осуществляющим эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильных дорог, с владельцем дорог.
Полагая, что отказ Администрации в установлении публичного сервитута является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При новом рассмотрении суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд в спорной ситуации признал наличие у Администрации соответствующих полномочий по установлению публичного сервитута.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции и оставила решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суды обеих инстанций правильно применили статьи 198, 200, 201 АПК РФ, статью 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 23, 25, 39.2, 39.37 - 39.41, 39.43, 39.44 ЗК РФ, статьи 3, 19, 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), пункт 1 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", приняли во внимание приказ Минтранса России от 10.08.2020 N 297 "Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требований к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требований к содержанию решения об установлении такого публичного сервитута" (далее - Порядок), действующий на дату вынесения оспариваемого решения.
В пункте 18 статьи 23 ЗК РФ установлено, что порядок установления публичного сервитута, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 ЗК РФ, а в пункте 19 статьи 23 ЗК РФ законодатель указал на особенность установления сервитута и специальный закон (Закон N 257-ФЗ), который подлежит применению к этому особому случаю, а именно тогда, когда линейные объекты расположены в границах полосы отвода автомобильных дорог, что также не исключает необходимость применения при установлении публичного сервитута помимо специальных норм Закона N 257-ФЗ и общих норм, установленных главой V.7 ЗК РФ.
На необходимость учета специальных положений Закона N 257-ФЗ и названного Порядка указывает и судебная практика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2022 N 306-ЭС22-12637).
Обе инстанции исходили из обстоятельств, свидетельствующих об эксплуатации заявителем объектов электросетевого хозяйства в границах полос отвода автомобильных дорог, находящихся в областной собственности и оперативном управлении ГОКУ "Новгородавтодор", что подателем жалобы не опровергнуто.
Установление публичного сервитута в этом случае непосредственно затрагивает отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, соответственно, права владельца автомобильных дорог.
Суды правомерно учли, что в силу статьи 19 (части 2, 3) Закона N 257-ФЗ владельцы инженерных коммуникаций, сооружений, расположенных в границах полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог, обязаны заключить с владельцами автомобильных дорог договоры, предусматривающие условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, переноса и переустройства в границах полос отвода автомобильных дорог.
В соответствии с Порядком к заявлению помимо прочего прилагаются копии указанных договоров. Несоблюдение указанного условия является основанием для отказа в установлении публичного сервитута.
В пункте 7 части 2 статьи 39.41 действующей редакции ЗК РФ прямо установлено представление договора, предусмотренного статьей 19 Закона N 257-ФЗ, в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях, предусмотренных частью 4.2 статьи 25 указанного закона.
Таким образом, Общество, будучи владельцем сооружений (линий электропередач), расположенных в границах полосы отвода автомобильных дорог, обязано заключить с владельцем автомобильных дорог договоры, предусматривающие условия их эксплуатации.
Суды установили, что при направлении ходатайств об установлении публичного сервитута Общество не приложило договоры с владельцем автомобильных дорог. Заявитель данное обстоятельство не оспаривает.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суды обоснованно сослались на отсутствие у Администрации в рассматриваемом случае оснований для удовлетворения заявления Общества об установлении публичного сервитута, равно как и отсутствие доказательств совокупности признаков, необходимых для признания такого отказа незаконным, а именно: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Позицию судов кассационная инстанция признает обоснованной, поскольку она базируется на действующих нормах права, а также оценке совокупности имеющих отношение к спору обстоятельств.
Причин для отмены обжалованных судебных актов применительно к доводам, приведенным в кассационной жалобе, не найдено.
При вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на полном исследовании представленных доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
В силу изложенного кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023 по делу N А44-6155/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М. В. Захарова |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.