г. Вологда |
|
04 апреля 2023 г. |
Дело N А44-6155/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 04 апреля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зреляковой Л.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" представителя Павловой А.О. по доверенности от 14.02.2023 N 10-23, от государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" представителя Блохина А.С. по доверенности от 22.12.2022 N 121,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференций апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 08 декабря 2022 года по делу N А44-6155/2021,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" (адрес: 196247, Санкт-Петербург, дом 3, литера А, помещение 16Н; ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Пестовского муниципального района (адрес: 174510, Новгородская область, город Пестово, улица Советская, дом 10; ИНН 5313000939, ОГРН 1025300653377; далее - Администрация) об отказе в установлении публичного сервитута, выраженного в уведомлении от 03.08.2021 N 2636, возложении на Администрацию обязанности принять в предусмотренном законом порядке решение об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях размещения и для безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства: "ВЛ-0,4 кВ ПС Пест д. Ивановское-Александрове"; "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 1 д. Столбское"; "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151Ф N 1 д. Устье"; "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 2 д. Гусево (2)"; "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 5 д. Плави"; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево д. Малашкино 2"; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Аброс. Брякуново-Чепурино"; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф N 3 д. Пустошка"; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф N 3 д. Поселок"; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево Ф N 6 д. Бельково"; "ВЛ-0,4 кВ нп Креницы"; "ВЛ-0,4 кВ нп Маньково"; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево Ф N 6 д. Варахино"; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево Ф N 4 д. Тарасово".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация, Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области (далее - Министерство) и государственное областное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" (далее - Учреждение).
постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.08.2022, решение суда первой инстанции от 21.12.2021 и постановление апелляционного суда от 30.03.2022 по делу N А44-6155/2021 отменены. Дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новгородской области.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Новгородской области от 08.12.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Суд пришел к выводу о том, что объекты электросетевого хозяйства N 2, 13 располагаются в полосе отвода автомобильной дороги, суд не указал, попадают ли в полосу отвода объекты N 1, 3-12, 14, не учел, что объекты построены с 1963 г. по 1991 г. Порядок подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог, утвержденный приказом Минтранса России от 10.08.2020 N 297 (далее - Порядок N 297), утратил силу с 28.10.2022 на основании приказа Минтранса России от 13.09.2022 N 364. Поскольку пункт 19 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не содержит специального указания о действии закона во времени, о распространении его на отношения, возникшие до внесения изменений, предусмотренные им ограничения не могут применяться к объектам электросетевого хозяйства, которые введены в эксплуатацию в 1963 г. и 1991 г.
Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Учреждение в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Администрация и Министерство в отзывах на жалобу возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направила. От Министерства поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителей. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителей Общества, Учреждения, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзывах на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником созданных линий электропередач 1986 года: "ВЛ-0,4 кВ от ПС Пест д. Ивановское-Александрове"; 1990 года: "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 1 д. Столбское"; 1990 года: "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 1 д. Устье"; 1989 года: "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 2 д. Гусево (2)"; в 1990 года: "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 5 д. Плави"; в 1991 году "ВЛ-0,4 кВ от ПС от Беззубцево д. Малашкино 2"; 1985 года: "ВЛ-0,4 кВ от ПС Аброс. Брякуново-Чепурино"; 1987 года: "ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф N 3 д. Пустошка"; 1988 года: "ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф N 3 д. Поселок"; в 1982 году "ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево Ф N 6 д. Бельково"; 1977 года: "ВЛ-0,4 кВ нп Креницы"; 1977 года "ВЛ-0,4 кВ нп Маньково"; 1982 года: "ВЛ-0,4 кВ от ПС Безубцево Ф N 6 д. Варахино"; 1963 года: "ВЛ-0,4 кВ от ПС Безубцево Ф N 4 д. Тарасово".
При реорганизации открытого акционерного общества "Новгородэнерго" в форме присоединения к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Северо-Запада" к последнему перешли активы и пассивы присоединяемого общества согласно инвентарным описям и бухгалтерской отчетности, составленных по состоянию на 30.06.2007.
В Единый государственный реестр юридических лиц 23.08.2021 внесена запись с ГРН 2217802975245 о смене наименования ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Северо-Запада" на Общество.
С целью оформления прав на земельные участки, необходимые для эксплуатации линейных объектов, 30.03.2021, 31.03.2021, 01.04.2021 Общество обратилось в Администрацию с заявлениями об установлении публичного сервитута объектов электросетевого хозяйства: "ВЛ-0,4 кВ от ПС Пест д. Ивановское-Александрово" на 49 лет в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 1 д. Столбское" на 49 лет в отношении земельных участков, кадастровыми номерами 53:14:1801301:70, 53:14:1801301:46, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 1 д. Устье" на 49 лет в отношении земельных участков, кадастровыми номерами 53:14:1801401:80, 53:14:1801401:81, 53:14:1801401:165, 53:14:1801401:85, 53:14:1801401:82, 53:14:1801401:83, 53:14:1801401:3, 53:14:1801401:160 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 2 д. Гусево (2)" на 49 лет в отношении земельных участков, кадастровыми номерами 53:14:0302201:84, 53:14:0302201:4, 53:14:0302201:102, 53:14:0302201:47, 53:14:0302201:101, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 5 д. Плави" на 49 лет в отношении земельных участков, кадастровыми номерами 53:14:1802301:97, 53:14:1802301:42, 53:14:1802301:209, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ от ПС от Беззубцево д. Малашкино 2" на 49 лет в отношении земельных участков, кадастровыми номерами 53:14:0301001:68, 53:14:0301001:155, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Аброс. Брякуново-Чепурино" на 49 лет в отношении земельных участков, кадастровыми номерами 53:14:1702001:220, 53:14:1702001:119, 53:14:1702001:267, 53:14:1702002:270, 53:14:1702001:145, 53:14:1702001:25, 53:14:1702002:104, 53:14:1702001:59, 53:14:1702001:57, 53:14:1702002:236, 53:14:1702002:183, 53:14:1702002:233, 53:14:1702002:271, 53:14:1702002:187, 53:14:170200:269, 53:14:1702002:31, 53:14:1702002:388, 53:14:1702002:32, 53:14:1702002:45, 53:14:1702002:33, 53:14:1702001:252, 53:14:1702001:265, 53:14:1702002:43, 53:14:1702002:44, 53:14:1702002:26, 53:14:1702002:183, 53:14:1702002:25, 53:14:1702002:24, 53:14:1702002:22, 53:14:1702002:15, 53:14:1702002:14, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф N 3 д. Пустошка" на 49 лет в отношении земельных участков, кадастровыми номерами 53:14:0201801:42, 53:14:02018001:43, 53:14:0201801:3, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф N 3 д. Поселок" на 49 лет в отношении земельных участков, кадастровыми номерами 53:14:0203301:44, 53:14:0203301:13, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево Ф N 6 д. Бельково" на 49 лет в отношении земельного участка, кадастровым номером 53:14:0203301:43, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ нп Креницы" на 49 лет в отношении земельных участков кадастровыми номерами 53:14:0203101:2, 53:14:0203201:58 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ нп Маньково" на 49 лет в отношении земельных участков, кадастровыми номерами 53:14:1701201:41, 53:14:1701201:11, 53:14:1701201:107, 53:14:1701201:27, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Безубцево Ф N 6 д. Варахино" на 49 лет в отношении земельных участков, кадастровыми номерами 53:14:1700501:106, 53:14:1700501:86, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Безубцево Ф N 4 д. Тарасово" на 49 лет в отношении земельных участков, кадастровыми номерами 53:14:1702501:20, 53:14:1702002:105, 53:14:1700101:142, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства.
Администрация 03.08.2021 отказала в установлении публичного сервитута, ссылаясь на статью 39.37 ЗК РФ, определяя цель установления публичного сервитута как размещение объектов электросетевого хозяйства, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, а также пункт 2 статьи 39.38 ЗК РФ, в соответствии с которым публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных ЗК РФ, устанавливается решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в туннелях. За установлением публичного сервитута Администрация рекомендовала обратиться в Министерство. Кроме этого в качестве основания для отказа в установлении публичного сервитута указала также на то, что Общество в нарушение пункта 3 Порядка N 297, не приложило к ходатайствам об установлении публичного сервитута копии договоров, заключенных обществом, осуществляющим эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильных дорог, с владельцем дорог.
Полагая, что отказ Администрации в установлении публичного сервитута является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными, отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как правомерно указал суд первой инстанции, для признания арбитражным судом обжалуемого Обществом решения Администрации незаконным необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие данного ненормативного акта закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, в совокупности и взаимной связи с имеющимися в деле документами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования Общества не подлежат удовлетворению.
На основании статьи 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 ЗК РФ. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Согласно статье 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В силу статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с ЗК РФ могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 01.09.2018.
Глава V.7 ЗК РФ регулирует установление публичного сервитута в отдельных целях, определяя их в статье 39.37 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.37 ЗК РФ в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого решения, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд
Статьей 39.38 ЗК РФ предусмотрено, что публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, устанавливается в частичности решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.
В силу статьи 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 ЗК РФ, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
Установление публичного сервитута допускается при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 ЗК РФ. Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 39.40 ЗК РФ с ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта.
На основании статьи 39.41 ЗК РФ в ходатайстве об установлении публичного сервитута должны быть указаны: наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика; цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 ЗК РФ; испрашиваемый срок публичного сервитута; срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения; обоснование необходимости установления публичного сервитута; указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного инженерного сооружения; сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения; кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута возвращает его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств: ходатайство подано в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, не уполномоченные на установление публичного сервитута для целей, указанных в ходатайстве; заявитель не является лицом, предусмотренным статьей 39.40 ЗК РФ; подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях, не предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ; к ходатайству об установлении публичного сервитута не приложены документы, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи; ходатайство об установлении публичного сервитута и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Из материалов дела видно, что отказ Администрации в установлении сервитута обусловлен отсутствием у нее соответствующих полномочий.
В соответствии с пунктом 19 статьи 23 ЗК РФ особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона N 257-ФЗ под автомобильной дорогой следует понимать объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса; придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 25 Закона N 257-ФЗ в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещено размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.
В силу части 4.2 статьи 25 Закона N 257-ФЗ использование участков в границах полос отвода автомобильных дорог допустимо только в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута.
Суд первой инстанции установил, следует из материалов дела, что Общество является собственником линий электропередач, созданных в 1986 году: "ВЛ-0,4 кВ от ПС Пест д. Ивановское-Александрове"; в 1990 году: "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 1 д. Столбское"; в 1990 году: "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 1 д. Устье"; в 1989 году: "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 2 д. Гусево (2)"; в 1990 году: "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 5 д. Плави"; в 1991 году: "ВЛ-0,4 кВ от ПС от Беззубцево д. Малашкино 2"; в 1985 году: "ВЛ-0,4 кВ от ПС Аброс. Брякуново-Чепурино"; в 1987 году: "ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф N 3 д. Пустошка"; в 1988 году: "ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф N 3 д. Поселок"; в 1982 году: "ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево Ф N 6 д. Бельково"; в 1977 году: "ВЛ-0,4 кВ нп Креницы"; в 1977 году: "ВЛ-0,4 кВ нп Маньково"; в 1982 году: "ВЛ-0,4 кВ от ПС Безубцево Ф N 6 д. Варахино"; в 1963 году: "ВЛ-0,4 кВ от ПС Безубцево Ф N 4 д. Тарасово".
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 N 680-О-О разъяснено, что установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Установление такого сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения. При этом лицо, которому, как оно полагает, создаются препятствия в реализации установленного публичного сервитута, вправе защищать свои интересы способами, предусмотренными законом.
Как указал суд, публичный сервитут устанавливается уполномоченным органом, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Установление публичного сервитута обусловлено не интересами конкретного правообладателя земельного участка, а общественными интересами (социальными потребностями), поэтому в своей основе предполагает специальный механизм установления, не требующий судебного решения и согласия собственника. При этом права собственника, возражающего против установления сервитута, могут быть защищены специально предусмотренными способами (пункт 10 статьи 23, пункт 9 статьи 39.43, пункт 1 статьи 39.48 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 39.43 ЗК РФ решение об установлении публичного сервитута либо об отказе в его установлении принимает орган, уполномоченный на установление публичного сервитута.
В соответствии с положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Новгородской области от 17.07.2020 N 332, Министерство осуществляет полномочия по распоряжению имуществом Новгородской области, земельными участками, находящимися в собственности Новгородской области, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде, в пределах полномочий, установленных Областным законом от 26.12.2014 N 691-ОЗ "О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде между органами местного самоуправления городского округа Великий Новгород и органами государственной власти Новгородской области".
Как правомерно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 2 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
В силу пункта 5 статьи 39.38 ЗК РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.
Как указал суд, указанная норма специальной главы V.7, регулирующей отношения по установлению публичного сервитута, не содержит каких-либо исключений относительно уполномоченного органа при принятии решения об установлении публичного сервитута в отношении участка, расположенного в полосе отвода автомобильной дороги, а пункт 19 статьи 23 ЗК РФ указывает на особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог в соответствии с Законом N 257-ФЗ, но не изменяет порядок определения органа, уполномоченного принимать решение об установлении публичного сервитута именно в испрашиваемых целях, с учетом назначения публичного сервитута. Отказ Администрации в установлении публичного сервитута по вышеназванному основанию является незаконным.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, публичный сервитут испрашивается, в том числе, на земельных участках и землях, занятых автомобильными дорогами, под объектами электросетевого хозяйства: "ВЛ-0,4 кВ ПС Пест д. Ивановское - Александрово" расположен на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения Староселье - Ивановское - Александрово (N 49 ОП МЗ 49Н-1455); "ВЛ-0,4 кВ от ПС151 Ф N1 д. Столбское", деревня Столобское расположена на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения Устюжна-Валдай - Столбское - Иваньково (N 49 оп мз 49н-1410), объект электросетевого хозяйства пересекает автомобильную дорогу и попадает в границу полосы отвода автомобильной дороги; "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N 1 д. Устье", объект электросетевого хозяйства в деревне Устье расположен на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения Устюцкое - Устье (N 49 ОП МЗ 49Н-1456); "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N2 д. Гусево (2)". Деревня Гусево расположена на автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения "А-114 -Устюжна - Крестцы - Яжелбицы - Великие Луки -Невель" - Новое Муравьёво (N 49 ОП МЗ 49Н-1409), объект электросетевого хозяйства располагается вдоль автомобильной дороги; "ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф N5 д. Плави", деревня Плави расположена на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения Устюжна-Валдай - Улома - Новочистка (N 49 ОП МЗ 49Н-1411), объект электросетевого хозяйства располагается вдоль автомобильной дороги; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево д. Малашкино 2", деревня Малашкино расположена на автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения "А-114 - Устюжна - Крестцы - Яжелбицы - Великие Луки - Невель" - Новое Муравьёво (N 49 ОП МЗ 49Н-1409), объект электросетевого хозяйства располагается вдоль автомобильной дороги; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Аброс. д. Брякуново - Чепурино", деревню Брякуново насквозь (с км 88+925 по км 89+715) пересекает автомобильная дорога общего пользования межмуниципального значения Хвойная-Пестово (49К-1831), объект электросетевого хозяйства располагается вдоль автомобильной дороги; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф N 3 д. Пустошка" расположен на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения Беззубово - Креницы - Пустошка (N 49 ОП МЗ 49Н-1417); "ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф N3 д. Поселок", деревня Поселок расположена (км 5+918 по км 6+325) на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения Осипово - Поселок (N 49 ОП МЗ 49Н-1443), объект электросетевого хозяйства располагается вдоль автомобильной дороги; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево Ф N6 д. Бельково", деревня Бельково расположена на автомобильной дороге местного значения Пестовского муниципального района, объект электросетевого хозяйства располагается вдоль автомобильной дороги; "Вл-0,4 кВ нп Креницы" расположен на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения Беззубово - Креницы - Пустошка (N 49 ОП МЗ 49Н-1417); "ВЛ-0,4 кВ нп Маньково". Деревню Маньково насквозь (с км 86+775 по км 87+345) пересекает автомобильная дорога общего пользования межмуниципального значения Хвойная-Пестово (49К-1831), объект электросетевого хозяйства располагается вдоль автомобильной дороги; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево Ф N 6 д. Варахино", деревня Варахино расположена на автомобильной дороге общего пользования местного значения Пестовского муниципального района д. Кирва - д. Варахино, объект электросетевого хозяйства пересекает автомобильную дорогу и находится в полосе ее отвода; "ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево Ф N4 д. Тарасово", деревня Тарасово расположена на автомобильной дороге местного значения Пестовского муниципального района Тарасово - Маклаково, также объект электросетевого хозяйства пересекает автомобильную дорогу общего пользования межмуниципального значения Хвойная-Пестово.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.44 ЗК РФ в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если не соблюдены условия установления публичного сервитута, предусмотренные статьями 23 и 39.39 ЗК РФ.
Статьей 23 ЗК РФ предусмотрены особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, согласно которым, публичный сервитут в отношении таких земельных участков устанавливается с учетом норм специального закона - Закона N 257-ФЗ (пункт 19).
В силу части 2 статьи 19 Закона N 257-ФЗ прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
К инженерным коммуникациям относятся кабель связи, воздушные линии связи, ЛЭП, газопровод, канализация, водопровод, теплотрасса.
В соответствии с частями 4.2, 4.3 статьи 25 Закона N 257-ФЗ допускается использование юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях эксплуатации инженерных коммуникаций на условиях публичного сервитута. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог принимаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, по заявлениям владельцев инженерных коммуникаций. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
Порядок подачи и рассмотрения заявления об установлении сервитута, требования к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении сервитута, требования к содержанию решения об установлении публичного сервитута устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Такой порядок подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требования к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требования к содержанию решения об установлении такого публичного сервитута установлен Порядком N 297 в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого решения)
Согласно пункту 3 Порядка N 297 к заявлению об установлении публичного сервитута должна быть приложена копия договора, заключенного владельцами инженерных коммуникаций, осуществляющими прокладку, перенос, переустройство инженерных коммуникаций и их эксплуатацию в границах полосы отвода автомобильной дороги, с владельцем автомобильной дороги, с техническими требованиями и условиями, подлежащими обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве и эксплуатации.
Как правомерно указал суд первой инстанции, в силу приведенных правовых норм владельцы инженерных коммуникаций, сооружений, расположенных в границах полос отвода автомобильных дорог, обязаны заключить с владельцами автомобильных дорог, договоры, предусматривающие условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, переноса и переустройства в границах полос отвода автомобильных дорог; несоблюдение указанного условия является основанием для отказа в установлении публичного сервитута. Таким образом, Общество, будучи владельцем сооружений (линий электропередач), расположенных в границах полос отвода автомобильных дорог, обязано заключить с владельцами автомобильных дорог договоры, предусматривающие условия их эксплуатации в границах полос отвода автомобильных дорог.
При этом суд установил, что в рассматриваемом случае, при направлении ходатайств об установлении публичного сервитута Общество не приложило договоры с владельцами автомобильных дорог. Указанные договоры у Общества отсутствуют. Доказательства, подтверждающие обратное суду не представлены. Заявитель данное обстоятельство не оспаривает. Общество настаивает на отсутствии у него обязанности заключать указанные договоры.
В пункте 18 статьи 23 ЗК РФ установлено, что порядок установления публичного сервитута, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 ЗК РФ, а в пункте 19 статьи 23 ЗК РФ законодатель указал на особенность установления сервитута и специальный закон (Закон N 257-ФЗ), который подлежит применению к этому особому случаю, а именно тогда, когда линейные объекты расположены в границах полосы отвода автомобильных дорог, что также не исключает необходимость применения при установлении публичного сервитута помимо специальных норм Закона N 257-ФЗ и общих норм, установленных главой V.7 ЗК РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07.04.2022 по делу N А72-16143/2020, определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2022 N 306-ЭС22-12637.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Администрация пришла к правомерному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для установления публичного сервитута, в связи с этим отказ Администрации, изложенный в письме от 03.08.2021 N 2636, является обоснованным и не нарушает права Общества.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявления у суда первой инстанции не имелось.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации уплата государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы предусмотрена в размере 1 500 руб. В связи с этим государственная пошлина в размере 1 500 руб., излишне уплаченная по платежному поручению от 19.12.2022 N 85758, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в порядке статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 08 декабря 2022 года по делу N А44-6155/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Россети Северо-Запад" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 19 декабря 2022 года N 85758.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Л.В. Зрелякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-6155/2021
Истец: ПАО "Россети Северо-Запад"
Ответчик: Администрация Пестовского муниципального района
Третье лицо: ГКОУ "Управление автомобильных дорого Новгородской области "Новгородавтодор", ГОКУ "Новгородавтодор", Министерство строительства, архитектуры и имущенственных отношений Новгородской области, Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
12.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7406/2023
04.04.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-887/2023
08.12.2022 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-6155/2021
25.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8695/2022
30.03.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1130/2022
21.12.2021 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-6155/2021