13 июля 2023 г. |
Дело N А56-63393/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Михайловской Е.А., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 13.07.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2023 по делу N А56-63393/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремстройсервис", адрес: 164559, Архангельская обл., Холмогорский р-н, пос. Луковецкий, Приозерная ул., д. 2, кв. 1, ОГРН 1122903000505, ИНН 2923006774191124 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), а при недостаточности денежных средств у Учреждения в порядке субсидиарной ответственности - к Министерству обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство), о взыскании 808 124 руб. 80 коп. задолженности за услуги по теплоснабжению в отношении пустующих квартир, принадлежащих Учреждению на праве оперативного управления и расположенных в домах по адресу: Архангельская обл., Холмогорский р-н, дер. Рембуево, военный городок 74, д. 1-5, за период с сентября 2019 года по май 2020 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление).
Решением от 27.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.03.2023, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 27.12.2022 и постановление апелляционного суда от 29.03.2023, принять по делу новый судебный акт - об отказе в иске.
По мнению подателя жалобы, факт бездоговорного потребления тепловой энергии не доказан, иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, надлежащим ответчиком является Управление.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в период с сентября 2019 года по май 2020 года поставляло тепловую энергию в жилые дома N 1-5, расположенные по адресу: Архангельская обл., Холмогорский р-н, дер. Рембуево, военный городок 74.
Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 19.09.2017 N 948 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, расположенных в границах военного городка N 74, согласно приложению N 2 к приказу, используемых в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации и не планируемых к передаче в муниципальную собственность. В приложении N 2 в перечень объектов включены квартиры, расположенные в деревне Рембуево N 74 Холмогорского района Архангельской области.
Согласно письму начальника филиала "Северный" федерального государственного автономного учреждения "Росжилкомплекс" от 22.03.2021 N 1/7-2/1392 многоквартирные дома на территории муниципального образования "Ухтостровское" деревни Рембуево Холмогорского района Архангельской области в оперативное управление в филиал и (или) территориальный отдел Архангельского федерального государственного автономного учреждения "Росжилкомплекс" не передавались.
В письме от 23.04.2021 N 194/175/4/2096 федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации указано, что объекты недвижимого имущества, расположенные на территории военного городка, закреплены на праве оперативного управления за Учреждением.
Ссылаясь на то, что собственником части квартир в названных домах в спорный период являлась Российская Федерация, при этом квартиры были закреплены на праве оперативного управления за Учреждением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск Общества, заявленный к Учреждению, признав его обоснованным по праву и размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
Исходя из смысла статей 210 и 296 ГК РФ право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за коммунальные услуги.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, Учреждение как обладатель права оперативного управления с момента его возникновения обязано нести расходы на содержание закрепленных за ним квартир, доказательства заселения которых на основании договоров найма в материалах дела отсутствуют.
Расчет стоимости коммунальных услуг судами проверен, Учреждением не опровергнут. Составление двусторонних актов оказанных услуг жилищным законодательством не предусмотрено.
Довод подателя жалобы о том, что надлежащим ответчиком является Управление, правомерно отклонен судами, поскольку наличие у последнего полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства, исходя из положений статей 210, 216 ГК РФ, а также статей 153, 161, 162 ЖК РФ, не возлагает на него обязанности по оплате теплопотребления в силу закона, а доказательств заключения с Обществом договора в порядке статей 420, 421 ГК РФ в дело не представлено.
Поскольку доказательства внесения платы за коммунальные услуги в отношении пустующих жилых помещений Учреждением не представлены, суды правомерно удовлетворили исковые требования Общества, заявленные к Учреждению.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что выводы судов по существу спора соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судами не допущено. В связи с этим оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Учреждения не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2023 по делу N А56-63393/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
...
Довод подателя жалобы о том, что надлежащим ответчиком является Управление, правомерно отклонен судами, поскольку наличие у последнего полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства, исходя из положений статей 210, 216 ГК РФ, а также статей 153, 161, 162 ЖК РФ, не возлагает на него обязанности по оплате теплопотребления в силу закона, а доказательств заключения с Обществом договора в порядке статей 420, 421 ГК РФ в дело не представлено.
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2023 по делу N А56-63393/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июля 2023 г. N Ф07-9097/23 по делу N А56-63393/2022