19 июля 2023 г. |
Дело N А66-14005/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от акционерного общества "Атомэнергосбыт" Смирнова Е.А. (доверенность от 17.11.2021 N 17.11/34),
рассмотрев 18.07.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Атомэнергосбыт" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2023 по делу N А66-14005/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Атомэнергосбыт", адрес: 115432, г. Москва, Проектируемый проезд 4062-й, д. 6, стр. 25, ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, адрес: 170026, г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4, ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890 (далее - Инспекция), о признании недействительным предписания от 06.09.2021 N 036/11618/ОГ-21.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Фирма "Энергия", адрес: 170036, г. Тверь, Петербургское ш., д. 60, ОГРН 1026900591233, ИНН 6905052817 и Степанов Александр Алексеевич.
Решением суда первой инстанции от 07.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.03.2022 заявленные требования удовлетворены в части обязания Общества осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного по показаниям индивидуального прибора учета.
Постановлением кассационной инстанции от 22.07.2022 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Решением суда первой инстанции от 01.11.2022 предписание Инспекции от 06.09.2021 N 036/11618/ОГ-21 в части обязания Общество осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного по показаниям индивидуального прибора учета (ИПУ) признано недействительным, в удовлетворении оставшейся части требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 02.03.2023 указанное решение отменено в части обязания Общество осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного по показаниям индивидуального прибора учета (ИПУ), в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований Общества в полном объеме и признать предписание административного органа недействительным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжения Инспекции от 10.08.2021 N 036/11618/ОГ-21 в период с 16.08.2021 по 10.09.2021 в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения обращения Степанова А.А. от 29.07.2021 N 036/11618/ОГ, проживающего по адресу: г. Тверь, Петербургское ш., д. 67 кв. 57, по вопросу определения размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную в жилом помещении с марта 2020 года. По результатам проверки составлен акт от 06.09.2021 N 036/11618/ОГ-21.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что Общество при начислении в период июля 2020 года по июнь 2021 года Степанову А.А. платы за электрическую энергию нарушило подпункт "г" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В адрес Общества Инспекцией направлено предписание от 06.09.2021 N 036/11618/ОГ-12 об устранении выявленных нарушений в срок до 08.10.2021, в соответствии с которым Обществу предписано осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за июль 2020 года - июнь 2021 года исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного по показаниям индивидуального прибора учета (далее - ИПУ).
Не согласившись с указанным предписанием Инспекции, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
При новом рассмотрении суд первой инстанции пришел к выводу необходимости определения размера платы на основании показаний ИПУ N 03941870, срок эксплуатации которого истек.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции, в связи с чем решение отменил в данной части.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно: объем потребленного коммунального ресурса за месяц умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац первый пункта 42 Правил N 354).
Согласно подпункту "г" пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3, в следующем случае и за указанные расчетные периоды: в отношении коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных разделом VII настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, если указанные события наступили после 1 июля 2020 года, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета. В случае если выход из строя, утрата ранее допущенного к эксплуатации индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, истечение срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) наступили до 1 июля 2020 года и потребителем в установленные сроки не была исполнена обязанность по установке (замене, поверке) прибора учета электрической энергии, начиная с 1 июля 2020 года и до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем допуска гарантирующим поставщиком или сетевой организацией к эксплуатации соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета электрической энергии, плата за коммунальную услугу электроснабжения определяется исходя из среднемесячного объема потребления такой коммунальной услуги, определенного в установленном настоящими Правилами порядке, а при невозможности его определения, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, - исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.
Пунктом 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
В силу пункта 81(10) Правил N 354 эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Из пункта 81(12) Правил N 354 следует, что прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета (подпункт д).
Как предусмотрено подпунктом "б" пункта 82 Правил N 354 исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Порядок проведения поверки индукционных приборов учета закреплен в Межгосударственном стандарте ГОСТ 8.259-2004 "Счетчики электрические индукционные активной и реактивной энергии" (далее - ГОСТ 8.259-2004).
Суд апелляционной инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, в том числе акт проверки инспекции от 06.09.2021, установил, что "по адресу: г. Тверь, Петербургское ш., д. 67 кв. 57, установлен ИПУ N 03941870 тип СО-2, дата выпуска 1963 год, дата истечения срока поверки 1979 год (межповерочный интервал 16 лет), дата истечения срока эксплуатации 1993 год (срок службы 30 лет), с 01.03.2020 ИПУ снят с расчетов с показаниями 2 615 кВтч. С 02.03.2020 расчет размера платы за коммунальную услугу по электроэнергии выполнен исходя из среднемесячного объема потребления, с 02.06.2020 по нормативу, в том числе по 30.06.2020 с применением повышающего коэффициента 1,5, далее повышающий коэффициент не применен".
Суд указал, что по расчетам Общества, среднемесячный объем потребления за услугу по электроэнергии составил 65 кВтч.
В абзаце 4 на странице 4 акта Инспекцией сделан вывод о правильности расчета Общества за период со 02.03.2020 по 30.06.2020.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав акт замены прибора учета от 08.10.2021 N 3436 в квартире N 57, установил, что Обществом произведена замена прибора учета в связи с истечением срока поверки, показания ИПУ N 03941870 на момент замены составили 3 981 кВтч.
Суд указал, что в данном случае сторонами не оспаривалась непригодность к расчетам ИПУ потребителя Степанова А.А. и необходимость применения расчетного способа определения объема потребленной электрической энергии, а не по показаниям ИПУ N 03941870.
Суд установил, что с 01.07.2020 расчет платы произведен Обществом по нормативу 118 кВтч ежемесячно со ссылкой на редакцию пунктов 59, 60 Правил N 354, действовавших до 30.06.2020.
Суд апелляционной инстанции согласился с административным органом о нарушении подпункта "г" пункта 59 Правил N 354, поскольку расчет за июль 2020 года - июнь 2021 года должен быть произведен исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного по показаниям ИПУ, который составил 65 кВтч.
Суд апелляционной инстанции указал, что Обществом со 02.03.2020 по 30.06.2020 произведен расчет платы с применением положений пунктов 59, 60 Правил N 354, в связи с чем поддержал вывод Инспекции о правильности расчета Общества за указанный период.
Апелляционный суд, отклоняя довод Общества о правомерности расчета по нормативу с 01.07.2020, указал на новое правовое регулирование, установленное подпунктом "г" пункта 59 Правил N 354 в отношении коммунальной услуги по электроснабжению.
Отклоняя довод о невозможности определения реального объема среднемесячного потребления для расчета платы за коммунальную услугу электроснабжения, суд апелляционной инстанции указал на самостоятельное определение такового Обществом в период с марта по май 2020 года.
В связи с этим суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о соответствии требования предписания действующему законодательству.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2023 по делу N А66-14005/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Атомэнергосбыт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд установил, что с 01.07.2020 расчет платы произведен Обществом по нормативу 118 кВтч ежемесячно со ссылкой на редакцию пунктов 59, 60 Правил N 354, действовавших до 30.06.2020.
Суд апелляционной инстанции согласился с административным органом о нарушении подпункта "г" пункта 59 Правил N 354, поскольку расчет за июль 2020 года - июнь 2021 года должен быть произведен исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного по показаниям ИПУ, который составил 65 кВтч.
Суд апелляционной инстанции указал, что Обществом со 02.03.2020 по 30.06.2020 произведен расчет платы с применением положений пунктов 59, 60 Правил N 354, в связи с чем поддержал вывод Инспекции о правильности расчета Общества за указанный период.
Апелляционный суд, отклоняя довод Общества о правомерности расчета по нормативу с 01.07.2020, указал на новое правовое регулирование, установленное подпунктом "г" пункта 59 Правил N 354 в отношении коммунальной услуги по электроснабжению."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июля 2023 г. N Ф07-7453/23 по делу N А66-14005/2021
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7453/2023
02.03.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10830/2022
01.11.2022 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-14005/2021
22.07.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8328/2022
17.03.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-167/2022
07.12.2021 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-14005/2021