27 июля 2023 г. |
Дело N А56-80059/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Вознесенского А.М. (доверенность от 18.07.2023 N 112023-207), от публичного акционерного общества "Газпром" Морозовой В.Ю. (доверенность от 17.11.2020 N ГП-1145),
рассмотрев 26.07.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2023 по делу N А56-80059/2022,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о понуждении публичного акционерного общества "Газпром", адрес: 197229, Санкт-Петербург, Лахтинский пр., д. 2, корп. 3, стр. 1, ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003 (далее - АО "Газпром", Общество), осуществить мероприятия по компенсационному лесовосстановлению в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решением суда от 18.11.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.02.2023, Комитету в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на ошибочность выводов и неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы настаивает на своей позиции, ссылаясь на обязательность работ по лесовосстановлению в указанный Комитетом срок (в силу требований части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.09.2021; далее - Лесной кодекс, ЛК РФ) и обращает внимание, что суды не приняли во внимание (как значимое для рассмотрения дела) письмо от 01.09.2022 N 02-16695/2022, которым Комитет отозвал ранее выданное им письмо о согласовании Обществу переноса обязательств по лесовосстановлению на территорию Ямало-Ненецкого автономного округа.
В судебном заседании Комитет поддержал доводы кассационной жалобы, а Общество с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, между Комитетом (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка для осуществления строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 06.03.2019 N 1377кс-2019-03 (далее - Договор), в соответствии с которым Обществу во временное пользование передан лесной участок площадью 14,4798 га, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, часть лесного участка Любанского лесничества (выделы расположены в Осничевском, Трубниковском, Дубовицком, Каменском, Борницком, Апраксинском участковых лесничествах) (далее - Участок) сроком до 05.02.2020.
В подпункте "л" пункта 3.4 названного Договора стороны предусмотрели, что арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов, проектом лесовосстановления и проектом лесоразведения.
Разделом 5.7 Проекта освоения лесов срок проведения мероприятий по лесовосстановлению (лесоразведению) определен до 01.11.2019.
Поскольку по сведениям Комитета в нарушение статьи 63.1 Лесного кодекса, подпункта "л" пункта 3.4 Договора и раздела 5.7 Проекта освоения лесов указанное обязательство Обществом не исполнено, арендодатель направил в адрес арендатора претензию от 05.07.2022 исх. N 01-10 с требованием устранить выявленные нарушения лесного законодательства, а именно: осуществить мероприятия по воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента получения претензии.
В ответ на претензию Общество письмом от 11.07.2022 N 07/042-19291 сообщило о том, что срок на выполнение работ по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению), установленный статьей 63.1 Лесного кодекса, не истек и работы будут выполнены в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Полагая, что Общество незаконно уклонилось от выполнения мероприятий по лесовосстановлению в установленные сроки, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы и сочли иск необоснованным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Частью 1 статьи 54 Лесного кодекса предусмотрено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 Лесного кодекса воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление.
Как предусмотрено статьей 62 ЛК РФ, лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (часть 1); лесовосстановление проводится лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30 и частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса (часть 5).
Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Лесной кодекс дополнен статьей 63.1, положения которой вступили в силу с 01.01.2019.
В силу части 1 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) если иное не предусмотрено настоящей статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил выполнения работ по лесовосстановлению и лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 (утратили силу; подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Правила N 566) лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 ЛК РФ, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Приведенными нормами для лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, установлена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Следовательно, обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений.
Нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный характер и подлежат обязательному исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры.
В соответствии с частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции, действовавшей до 01.09.2021) и пунктом 5 Правил N 566 (подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям), лица, осуществившие рубки лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ в статью 63.1 ЛК РФ внесены изменения с 01.09.2021, в том числе в части сроков выполнения мероприятий, согласно которым, обязанность лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 ЛК РФ, сохранена.
Таким образом, приведенными нормами для лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, установлена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Доказательства того, что Общество выполнило свои обязательства по лесовосстанволению в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции, действовавшей до 01.09.2021), пунктом 5 Правил N 566 и разделом 5.7 Проекта освоения лесов (до 01.11.2019), отсутствуют. При этом Обществом не отрицается, что в августе 2021 года им было направлено письмо в Комитет о согласовании лесных участков для выполнения компенсационных работ (письмо от 03.08.2021 вх. N 01-22982/2021), а фактически обследование уже согласованных Комитетом лесных участков, для выполнения работ по лесовосстановлению проведено только в конце 2022 года.
Следовательно, является ошибочным вывод судов о том, что требование Комитета о понуждении проведения работ является преждевременным.
Наличие за собой обязанности выполнить мероприятия по лесовосстановлению Общество признает, однако (акцентируя внимание на возможность выполнения работ только в подходящий климатический период) поясняет, что принимает для этого все необходимые меры.
Суды двух инстанций проверили доводы Общества и удостоверились в следующем:
Общество провело обследование лесных участков, согласованных Комитетом для выполнения работ по лесовосстановлению, по результатам которого направило в Комитет письмо от 29.08.2022 N 07/042-23168 о переносе места выполнения работ по лесовосстановлению (лесоразведению) из Ленинградской области в Ямало-Ненецкий автономный округ.
Письмом от 01.09.2022 N 02-16695/2022 Комитет согласовал Обществу выполнение работ по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению) лесных участков, в том числе предоставленных арендатору по спорному договору (пункт 34 перечня), на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в счет исполнения указанных обязательств по договору.
В свою очередь Федеральное агентство лесного хозяйства (в силу пункта 5.4.2 (2) Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства"; далее - Рослесхоз) письмом от 15.09.2022 N АВ-10-47/23408 уведомило Общество о том, что по результатам заседания Комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по согласованию осуществления лесовосстановления или лесоразведения, проводимых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 63.1 ЛК РФ на землях лесного фонда, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 63.1 ЛК РФ, утвержденной приказом от 17.02.2022 N 66 (протокол от 15.09.2022 N ИС13/131), согласован перенос обязательств по "компенсационному" лесовосстановлению, в том числе по договору от 06.03.2019 N 1377кс-2019-03, с территории Ленинградской области на территорию Ямало-Ненецкого автономного округа на общую площадь 726,6 га, указав, также на то, что работы по лесовосстановлению необходимо провести в весенний лесокультурный сезон 2023 года.
Несмотря на отзыв Комитетом согласования территории, письмом от 16.12.2022 N АВ-10-47/31707 Рослесхоз подтвердил ранее принятое им решение о переносе работ по лесовосстановлению на указанной территории и сроке их проведения, указав, что работы в рамках выданного согласования должны быть проведены в весенний лесокультурный сезон 2023 года.
В целях исполнения обязательств по лесовосстановлению по инициативе Общества Департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа уведомлениями от 11.01.2023 N 89-27/01-08/00679 и от 20.12.2022 N 89-27/01-08/52255 согласовал Обществу земельные участки для проведения работ по лесовосстановлению на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Оценив вышеизложенные обстоятельства, суды указали, что оснований считать ответчика уклоняющимся от исполнения обязательства по выполнению работ по лесовосстановлению, не имеется.
В силу изложенного, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в обоснование заявленных требований доказательства, исходя из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Принимая во внимание, что в отзыве на жалобу Общество дополнительно пояснило, что на данном этапе уже разработаны проекты лесовосстановления, проведены мероприятия по отбору организации для выполнения означенных работ и по результатам итогов закупки заключен договор подряда от 06.04.2023 N 22/ЛВ/Э на выполнение необходимых работ, также исходя из предмета иска (о понуждении осуществить мероприятия по компенсационному лесовосстановлению), суд округа с таким выводом судов соглашается.
В связи с изложенным, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2023 по делу N А56-80059/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Письмом от 01.09.2022 N 02-16695/2022 Комитет согласовал Обществу выполнение работ по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению) лесных участков, в том числе предоставленных арендатору по спорному договору (пункт 34 перечня), на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в счет исполнения указанных обязательств по договору.
В свою очередь Федеральное агентство лесного хозяйства (в силу пункта 5.4.2 (2) Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства"; далее - Рослесхоз) письмом от 15.09.2022 N АВ-10-47/23408 уведомило Общество о том, что по результатам заседания Комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по согласованию осуществления лесовосстановления или лесоразведения, проводимых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 63.1 ЛК РФ на землях лесного фонда, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 63.1 ЛК РФ, утвержденной приказом от 17.02.2022 N 66 (протокол от 15.09.2022 N ИС13/131), согласован перенос обязательств по "компенсационному" лесовосстановлению, в том числе по договору от 06.03.2019 N 1377кс-2019-03, с территории Ленинградской области на территорию Ямало-Ненецкого автономного округа на общую площадь 726,6 га, указав, также на то, что работы по лесовосстановлению необходимо провести в весенний лесокультурный сезон 2023 года.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2023 по делу N А56-80059/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июля 2023 г. N Ф07-6882/23 по делу N А56-80059/2022