27 июля 2023 г. |
Дело N А56-14812/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 24.07.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Независимая управляющая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2023 по делу N А56-14812/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Независимая управляющая компания", адрес: 188992, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Светогорск, ул. Кирова, д. 13А, ОГРН 1164704050268, ИНН 4704098737 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, адрес: 190000, Санкт-Петербург, ул. Некрасова, д. 14, лит. Б, ОГРН 1147847555107, ИНН 7842018964 (далее - Комитет), от 25.01.2022 о назначении административного наказания N 1723, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 20.09.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.03.2023, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить означенные решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, в рассматриваемом деле не доказано наличие события и состава вмененного правонарушения. Общество считает безосновательным вывод судов о его длительном бездействии, поскольку на момент проверки оно осуществляло управление спорным домом не долее 5 месяцев.
Податель жалобы считает, что проверка проведена с нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) без оснований для ее проведения, без надлежащего уведомления Общества и в отсутствие его представителей. Общество указывает, что зафиксированные Комитетом нарушения носят абстрактный характер, а представленные доказательства не оформлены надлежащим образом и не свидетельствуют бесспорно о наличии конкретных неисправностей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили; их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Общество осуществляет управление многоквартирным домом N 13 по ул. Гагарина в пгт Лесогорский Выборгского р-на Ленинградской обл. (далее - МКД).
Комитет на основании распоряжения от 07.12.2021 N 1723 провел 10.12.2021 внеплановую выездную проверку, инициированную в связи с обращением собственника помещения в МКД Носовой М.В. (от 03.12.2021 N гжи-08-14478), на предмет соблюдения Обществом лицензионных требований при осуществлении управления МКД.
В ходе проверки выявлено, что в системе отопления МКД отсутствует надлежащая циркуляция теплоносителя, не осуществляется нагрев отопительных приборов в ряде жилых помещений, конструкции дверей тамбурных отсеков лестничных клеток 2, 4, 5 и 8 МКД отсутствуют (находятся в неисправном состоянии), частично отсутствует тепловая изоляция на трубопроводах в подвальном помещении, конструкции этажных щитков на лестничной клетке 2 имеют повреждения, не обеспечено проведение уборки мест общего пользования МКД и не устранены местные повреждения окраски поверхностей стен и потолка лестничных клеток, а у входов на лестничные клетки 1 - 3, 5 - 8 нет табличек с их номерами и номерами расположенных на этих клетках квартир.
В акте проверки от 10.12.2021 N 1723 Комитетом зафиксированы нарушения Обществом пунктов 5.1.1, 5.2.1, 3.2.2, 4.7.1, 4.8.11, 5.2.22, 5.6.1, 5.6.2, 3.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
По факту выявленных нарушений Комитет составил 10.12.2021 протокол N 1723 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и вынес 25.01.2023 постановление о назначении административного наказания в виде 125 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением Комитета, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований, посчитав доказанным наличие состава административного правонарушения и исходя из соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора по решению лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства и реконструкции многоквартирного дома.
Пунктом 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 данных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил N 491.
Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, предусмотрено оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает и соблюдение Правил N 170.
Как следует из пункта 5.1.1 Правил N 170, системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
В силу пункта 5.2.1 Правил N 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; равномерный прогрев всех нагревательных приборов.
Обязанность организации по обслуживанию жилищного фонда обеспечить среди прочего исправное состояние окон, дверей, а также их нормативные воздухо-, тепло- и звукоизоляционные свойства закреплена в пункте 4.7.1 Правил N 170. Согласно пункту 4.8.11 Правил N 170 тамбурный отсек должен иметь утепленные стены, потолки, дверные полотна; исключается его сквозное продувание, но обязательно обеспечивается возможность внесения мебели, носилок и т.д.
Согласно пункту 5.2.22 Правил N 170 трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год.
Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию электрооборудования, включая этажные щитки в соответствии с установленными требованиями (пункты 5.6.1 и 5.6.2 Правил N 170).
В пункте 3.2.8 Правил N 170 предусмотрено, что окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
В силу пункта 3.5.2 Правил N 170 таблички с указанием номеров подъездов, а также номеров квартир, расположенных в данном подъезде, должны вывешивать у входа в подъезд (лестничную клетку). Они должны быть размещены однотипно в каждом подъезде, доме, микрорайоне.
Обязательность периодической уборки мест общего пользования, их санитарного содержания предусмотрена пунктом 126 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, и пунктом 23 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего состояния общего имущества в многоквартирном доме, принятых постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доводы сторон и имеющиеся в деле доказательства, в том числе акт проверки от 10.12.2021 N 1723, составленный с применением средств фотофиксации, суды первой и апелляционной инстанций констатировали факт несоблюдения Обществом требований пунктов 5.1.1, 5.2.1, 3.2.2, 4.7.1, 4.8.11, 5.2.22, 5.6.1, 5.6.2, 3.5.2 Правил N 170 и пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также пункта 10 Правил N 491 выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома являются для управляющей компании обязательными в силу закона, в связи с чем она не могла отказаться от выполнения данных действий.
Доводы Общества о допущенных при проведении проверки нарушениях Закона N 294-ФЗ уже приводились им в судах первой и апелляционной инстанций, были детально изучены и мотивированно отклонены в обжалуемых судебных актах.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило доказательств принятия - при наличии к этому реальной возможности - своевременных и достаточных мер, направленных на соблюдение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии оснований для привлечения Общества к административной ответственности.
Порядок и процедура привлечения заявителя к административной ответственности Комитетом соблюдены. Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Суды оценили характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, количество нарушений требований Правил N 170 и их характер, приняли во внимание, что совершенные Обществом правонарушения посягают на охраняемые общественные отношения в жилищной сфере и нарушают права граждан на комфортное и безопасное проживание в МКД, а также учли отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2023 по делу N А56-14812/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Независимая управляющая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также пункта 10 Правил N 491 выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома являются для управляющей компании обязательными в силу закона, в связи с чем она не могла отказаться от выполнения данных действий.
Доводы Общества о допущенных при проведении проверки нарушениях Закона N 294-ФЗ уже приводились им в судах первой и апелляционной инстанций, были детально изучены и мотивированно отклонены в обжалуемых судебных актах.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Порядок и процедура привлечения заявителя к административной ответственности Комитетом соблюдены. Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июля 2023 г. N Ф07-7849/23 по делу N А56-14812/2022