г. Санкт-Петербург |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А56-14812/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: Братухина Ю.М., по доверенности от 05.05.2021;
от заинтересованного лица: Суслова А.И., по доверенности от 26.12.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39571/2022) общества с ограниченной ответственностью "Независимая управляющая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2022 по делу N А56-14812/2022 (судья Петрова Т.Ю.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Независимая управляющая компания"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Независимая Управляющая Компания" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - Комитет) от 25.01.2022 о назначении административного наказания N 1723, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Решением суда от 20.09.2022 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой. В апелляционной жалобе Общество ссылается на отсутствие надлежащего уведомления Общества о проверке, поскольку оно было направлено только в день проверки и с распоряжением ознакомлено не было; в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения. Также ссылается на нарушение пункта 2 статьи 27.8 КоАП РФ, поскольку материалы дела не содержат протокол осмотра, фотографии не заверены печатью инспектора. Свидетелей, осмотр проведен в отсутствие Общества.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Комитета просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 07.12.2021 N 1723 Комитетом с целью проверки фактов, изложенных в обращении Носовой М.В. от 03.12.2021 N ГЖИ-08-14478, проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения Обществом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, гп. Лесогорский, ул. Гагарина, д. 13 (далее - МКД).
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
1. Не обеспечена надлежащая циркуляция теплоносителя в системе отопления МКД, не осуществляется нагрев отопительных приборов в ряде жилых помещений, что является нарушением пунктов 5.1.1, 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170);
2. Отсутствуют трубопроводы системы отопления и отопительные приборы на межэтажных площадках лестничных клеток МКД, что является нарушением пункта 3.2.2 Правил N 170;
3. Отсутствуют (находятся в неисправном состоянии) конструкции дверей тамбурных отсеков лестничных клеток N 2, 4, 5, 8 МКД, что является нарушением пункта 4.7.1, 4.8.11 Правил N 170;
4. Частично отсутствует тепловая изоляция на трубопроводах системы отопления, расположенных в подвальном помещении МКД, что является нарушением пункта 5.2.22 Правил N 170;
5. Конструкции этажных щитков на лестничной клетке N 2 МКД имеют повреждения, что является нарушением пунктов 5.2.22, 5.6.1, 5.6.2 Правил N170;
6. Не обеспечено проведение уборки мест общего пользования МКД.
7. У входов на лестничные клетки N 1-3, 5-8 отсутствуют таблички с номерами лестничных клеток и номерами квартир, расположенных на данных лестничных клетках, что является нарушением пункта 3.5.2 Правил N 170;
8. Не устранены местные повреждения окраски поверхностей стен и потолков лестничных клеток МКД, что является нарушением пункта 3.2.8 Правил N 170.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 10.12.2021 N 1723 с приложением материалов фотофиксации.
По факту выявленных нарушений в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 10.12.2021 N 1723.
Комитетом вынесено постановление от 25.01.2022 о назначении административного наказания N 1723, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в виде 125 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности и оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в силу следующего.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предъявляются следующие лицензионными требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление многоквартирным домом управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно подпунктам а), б) пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
- соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
- безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170 (зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2003 года N 5176), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями (далее - Правила N 170).
Указанные Правила изданы в целях обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции дома независимо от желания собственников отдельных помещений и включения ими соответствующих услуг в договор с управляющей организацией.
Согласно с пунктами 3.2.2, 3.2.8, 3.5.2 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.
Окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
Таблички с указанием номеров подъездов, а также номеров квартир, расположенных в данном подъезде, должны вывешивать у входа в подъезд (лестничную клетку). Они должны быть размещены однотипно в каждом подъезде, доме, микрорайоне.
В силу пунктов 4.7.1, 4.8.11 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; -периодическую очистку светопрозрачных заполнений.
Тамбурный отсек должен иметь утепленные стены, потолки, дверные полотна; исключается его сквозное продувание, но обязательно обеспечивается возможность внесения мебели, носилок и т.д.
Из пунктов 5.1.1, 5.2.1 Правил N 170 следует, что системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11); равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды; ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах; коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
В силу пунктов 5.6.1, 5.6.2, 5.2.22 Правил N 170 эксплуатация электрооборудования жилых зданий должна производиться в соответствии с установленными требованиями.
Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии.
Трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что Общество осуществляет управление МКД с 01.07.2021, следовательно, обязано соблюдать требования Правил N 170.
Согласно акту проверки от 10.12.2021 N 1723 в ходе проверки проведен осмотр общего имущества МКД, а также жилых помещений N 48, N 49, N 67, N 79, N 60, N 61. В указанных жилых помещениях не осуществляется нагрев отопительных приборов. В жилом помещении N 61 МКД температура воздуха на момент осмотра составляла 17,7 °С, что не соответствует норме (не менее 18 °С (для угловых комнат - не менее 20 °С), установленной пунктом 15 Приложения N 354. При этом подача теплоносителя с котельной на границу раздела наружной системы теплоснабжения и внутридомовой системы отопления МКД на момент осмотра осуществлялась в соответствии с температурным графиком.
В результате проведения проверки выявлены лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных частью 3 статьи 161 ЖК РФ, а именно: выявлены нарушения требований, установленных подпунктами "а" и "б" пункта 10 Правил N 491, выразившиеся в несоблюдении требований, установленных Правилами N 170.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а таюке других мероприятий, предусмотренных федеральными законами. Статья 15 Федерального закона N 294-ФЗ не содержит ограничений по рассмотрению государственными жилищными инспекторами доводов заявителей в обращениях при проведении проверки.
Согласно статье 18 Федерального закона N 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны своевременно и в полной мере исполнять полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований. Таким образом, государственный жилищный инспектор не ограничен доводами заявителя, изложенными в жалобе, и обязан принять меры по устранению выявленных нарушений.
Таким образом, довод Общества об отсутствии полномочий у должностного лица по проведению проверки исключительно в рамках доводов, указанных в обращении гражданина, является неправомерным.
Кроме того, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что уведомление о проведении проверки от 07.12.2021 N 1723 было направлено в адрес заявителя по электронной почте 07.12.2021.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами: установлены факты нарушения лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных частью 3 статьи 161 ЖК РФ, а именно выявлены нарушения требований, установленных: подпунктами "а" и "б" пункта 10 Правил N 491, выразившиеся в несоблюдении требований, установленных Правилами N 170.
В ходе осмотра велась фотофиксация нарушений с использованием фотографического средства Sony Cyber-shot, указанного в отчете о фотофиксации выявленных нарушений от 07.12.2021.
В рассматриваемом случае заявитель, имея возможность для обеспечения соблюдения лицензионных требований, установленных статьей 162, частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, не принял всех зависящих от него мер по обеспечению надлежащего содержания общего имущества МКД в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, что свидетельствует о виновном бездействии.
В связи с чем, судом сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что вопреки доводам апелляционной жалобы об отсутствии нарушений, в адрес Общества было вынесено два Предписания, в результате проверок были выявлены спорные правонарушения.
Обществом предписания в рамках дел N А56-119480/2021, N А56-119481оспорены в судебном порядке и предписания судом признаны законными и обоснованными. Судебные акты вступили в законную силу.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах в действиях Общества имеется состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, свидетельствующих о возможности квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного на основании статьи 2.9 КоАП РФ с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судом первой инстанции не установлено.
Апелляционный суд ввиду отсутствия обстоятельств исключительности совершения правонарушения не усматривает оснований для переоценки данного вывода суда.
Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на Общество административного штрафа на предупреждение.
Наказание назначено Обществу в соответствии с положениями частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 125 000 рублей (1/2 минимального размера санкции части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ).
По мнению апелляционного суда, назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, а также с учетом того обстоятельства, на которое Общество ссылается в своей апелляционной жалобе, а именно на недлительный срок исполнения своих обязанностей, что не позволило Обществу исполнить свои обязанности надлежащим образом, поскольку МКД находился и передан УК в ненадлежащем техническом состоянии.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2022 по делу N А56-14812/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14812/2022
Истец: ООО "НЕЗАВИСИМАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: А56-26977/2022, КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ