03 августа 2023 г. |
Дело N А21-11329/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Амальтея" представителя Бусела С.А. (доверенность от 03.10.2022), от Калининградской областной таможни представителей Абрамовой Л.С. (доверенность от 21.12.2022), Юшкевич Е.М. (доверенность от 19.12.2022),
рассмотрев 27.07.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амальтея" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 по делу N А21-11329/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Амальтея", адрес: 238310, Калининградская обл., пос. М. Исаково, Пушкинская ул., д. 28Б, кв. 23, ОГРН 1203900015660, ИНН 3917054330 (далее - ООО "Амальтея", Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Калининградской областной таможни, адрес: 236016, Калининград, Артиллерийская ул., д. 26, стр. 1, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003 (далее - Таможня), о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10012020/110522/3041761 и обязании Таможни принять таможенную стоимость товаров по названной ДТ по первому методу определения таможенной стоимости товаров - по стоимости сделки с ввозимыми товарами и возвратить излишне начисленные таможенные пошлины в размере 74 825,69 руб.
Решением суда первой инстанции от 24.01.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.03.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 24.01.2023 и постановление от 15.03.2023, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Общество при декларировании товаров достоверно заявило сведения о таможенной стоимости, представив в подтверждение все имеющиеся в его распоряжении документы. Таможенный орган, в свою очередь, при определении таможенной стоимости рассматриваемых товаров резервным методом нарушил пункт 15 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и пункты 3, 4 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.08.2019 N 138 "О применении резервного метода (метод 6) при определении таможенной стоимости товаров" о последовательном применении методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров, поскольку имел возможность определить таможенную стоимость резервным методом на базе метода по стоимости сделки, но не сделал этого, применив резервный метод на базе стоимости сделки с однородными товарами. Суды не дали надлежащей оценки доводам Общества о некорректно выбранных таможенным органом источниках ценовой информации, а также аналогах с товарами N 5, 11, 15, 17, 18.
В отзыве на кассационную жалобу таможенный орган, считая решение и постановление законными и обоснованными, просил оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Таможни возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (покупатель, Россия) на основании заключенного с иностранной компанией "Dmitry Carvalho Peyroteo" (продавец, Португалия) внешнеторгового контракта от 11.02.2021 N 2021/01/DC ввезло на условиях поставки CPT Калининград на таможенную территорию ЕАЭС и с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления задекларировало по ДТ N 10012020/110522/3041761 запасные части и комплектующие для машин и механизмов различных наименований различных производителей.
Стоимость сделки заявлена декларантом в размере 2881,63 евро. Таможенная стоимость товаров определена Обществом по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС и составила 204 873,26 руб.
Таможня, выявив в ходе контроля таможенной стоимости товара признаки, указывающие на недостоверность либо неподтвержденность сведений о его таможенной стоимости, заявленной в ДТ, 12.05.2022 запросила у Общества дополнительные документы и пояснения.
Таможенный орган также направил декларанту расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, которое необходимо предоставить до 12.05.2022 таможенному органу для выпуска товаров.
Общество распорядилось денежными средствами в сумме 74 825,69 руб., после чего товар в тот же день выпущен Таможней в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Общество письмами от 26.05.2022, 18.06.2022 и 28.06.2022 представило таможенному органу внешнеторговый контракт от 11.01.2021 N 2021/01/DC, дополнительные соглашения от 06.05.2021 N 1, 2, от 25.07.2021 N 3, от 15.08.2021 N 4, от 18.03.2022 N 5, спецификацию от 28.04.2022, CMR от 04.05.2022, инвойс от 28.04.2022 N FT 01Р2022/126, информационно-пояснительное письмо от 16.05.2022 к инвойсу N FT01P2022/126 от 28.04.2022, упаковочный лист от 28.04.2022 N FT 01Р2022/126, прайс-лист производителя от 14.04.2022, экспортную декларацию от 28.04.2022 N MRN 22DE300372591327E0 с переводом, ведомость банковского контроля от 26.05.2022, извещение о готовности груза к отгрузке от 29.04.2022.
Посчитав, что представленные декларантом документы не устранили обоснованные сомнения в достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, Таможня приняла решение от 29.06.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10012020/110522/3041761, и определила таможенную стоимость товаров N 1, 2, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 15, 18, 19, 20, задекларированных по ДТ N 10012020/110522/3041761, в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС на основе стоимости сделки с однородными товарами (метод 2) с учетом положений статьи 37 ТК ЕАЭС.
Таможенная стоимость товаров N 3, 6, 8, 10, 13, 14, 16, 17, 21, 22, 23 определена таможенным органом в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС на основе стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1); на основании положений статьи 112, пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС внесены изменения (дополнения) согласно КДТ (ДТС).
Считая решение от 29.06.2022 о внесении изменений в ДТ и доначисление в связи с ним таможенных платежей незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела, оценив представленные сторонами доказательства, пришли к выводу о наличии у таможенного органа законных оснований для принятия оспариваемого решения, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 данного Кодекса (пункт 15 статьи 38 ТК ЕАЭС).
Таможенной стоимостью ввозимых товаров в соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 данного Кодекса, при выполнении в том числе условия о том, что продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов (пункт 3 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
В пункте 2 статьи 313 ТК ЕАЭС определено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Как разъяснено в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", основываясь на положениях пункта 13 статьи 38 пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.
В связи с этим при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Вместе с тем, при сохранении неполноты документального подтверждения таможенной стоимости и (или) сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля, по смыслу пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение того, что таможенная стоимость ввозимых товаров не соответствует их действительной стоимости.
В настоящем случае, оценив представленные при таможенном декларировании и по запросу таможенного органа документы, суды признали, что они достоверно не подтверждали таможенную стоимость задекларированного товара, поскольку не содержали полную и количественно определенную информацию о цене сделки, условиях поставки, а также об оплате товара.
Суды установили, что согласно пояснениям декларанта в данном случае покупателю предоставлена отсрочка платежа, в связи с чем документы об оплате спорной партии товара при декларировании не представлены.
Также суды приняли во внимание, что в представленном декларантом прайс-листе от 14.04.2022 отсутствуют сведения об условиях оплаты и условиях поставки.
Экспортная декларация в переводе на русский язык не содержит даты инвойса, указанного в графе 44 ДТ, и информации об условиях поставки.
В экспортной декларации также отсутствуют сведения о статистической стоимости, что не позволило таможенному органу идентифицировать стоимость сделки, указанную в коммерческих документах, с рассматриваемой поставкой.
Суды отметили, что условия поставки СРТ предполагают возложение на продавца всех расходов по факту и транспортировке груза до пункта назначения. В настоящем случае международная транспортная накладная (CMR) составлена в Гданьске 04.05.2022, однако товаротранспортные, коммерческие документы по всему пути следования товара (Португалия - Россия) декларантом не представлены. Заявленные условия поставки товаров - СРТ Калининград Общество в данном случае документально не подтвердило.
При таких фактических обстоятельствах суды пришли к верному выводу, что отмеченные недостатки в декларации страны отправления в совокупности с неполнотой сведений в представленном прайс-листе и в отсутствие документов об оплате спорной партии товара, об организации перевозки по всему маршруту следования товара не позволили Таможне проанализировать сведения о стоимости декларируемого товара и не позволило уточнить сведения, заявленные продавцом при вывозе товара в соответствии с законодательством страны происхождения и отправления товаров.
Таможенный орган в ходе проверки также провел сравнительный анализ заявленной декларантом таможенной стоимости ввозимых товаров с имеющейся ценовой информацией, сопоставимой с ввозимыми товарами, и выявил отклонение заявленной таможенной стоимости (ИТС долл. США за кг или ДЕИ) в меньшую сторону от аналогичных средних значений по данным ИСС "Малахит" в среднем от 50 до 97%.
Таким образом, исходя из объема раскрытой декларантом информации, следует признать, что Обществом не доказан объективный характер отличия цен на декларируемые товары от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, в связи с чем не устранены основания для проведения проверки заявленной таможенной стоимости, что исключает применение первого метода определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Оценив по правилам, предусмотренным статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к выводу, что таможенный орган подтвердил наличие правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения.
Доводы Общества о некорректном применении Таможней резервного метода определения таможенной стоимости товаров противоречат материалам дела и правомерно отклонены судами двух инстанций.
Проведенная судами проверка соблюдения порядка применения методов определения таможенной стоимости товара и источников ценовой информации, выбранных Таможней для изменения сведений о таможенной стоимости товаров, показала, что таможенный орган с соблюдением принципа последовательного применения методов определения таможенной стоимости определил таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС по резервному методу (6 метод) на основе стоимости сделки с однородными товарами (метод 3) с учетом статьи 37 ТК ЕАЭС по товарам N 1, 2, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 15, 18, 19, 20, а также на основе стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) - по товарам N 3, 6, 8, 10, 13, 14, 16, 17, 21, 22, 23.
Товары, поименованные в использованных Таможней источниках ценовой информации, обладают схожими характеристиками, выполняют те же функции, что и оцениваемые товары, и могут быть коммерчески взаимозаменяемыми и, следовательно, правомерно использованы для определения таможенной стоимости спорных товаров резервным методом на основе стоимости сделки с однородными товарами.
Допущенные в решении технические ошибки не повлияли на корректный расчет таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС, поскольку фактически основой для расчета таможенной стоимости послужила ценовая информация по однородным товарам, задекларированным по соответствующим ДТ.
Таким образом, учитывая, что имеющиеся в распоряжении таможенного органа сведения и представленные Обществом документы в совокупности не устранили сомнения в достоверности сведений о таможенной стоимости товара, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований, признав законным оспариваемое решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10012020/110522/3041761.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судами первой и апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права к конкретным установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушены требования материального или процессуального законодательства.
Кроме того, оценка доказательственной стороны спора является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
В соответствии с абзацем вторым пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ), не допускается.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно и выводы судебных инстанций основаны на имеющихся в деле доказательствах, кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 по делу N А21-11329/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амальтея" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проведенная судами проверка соблюдения порядка применения методов определения таможенной стоимости товара и источников ценовой информации, выбранных Таможней для изменения сведений о таможенной стоимости товаров, показала, что таможенный орган с соблюдением принципа последовательного применения методов определения таможенной стоимости определил таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС по резервному методу (6 метод) на основе стоимости сделки с однородными товарами (метод 3) с учетом статьи 37 ТК ЕАЭС по товарам N 1, 2, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 15, 18, 19, 20, а также на основе стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) - по товарам N 3, 6, 8, 10, 13, 14, 16, 17, 21, 22, 23.
...
Допущенные в решении технические ошибки не повлияли на корректный расчет таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС, поскольку фактически основой для расчета таможенной стоимости послужила ценовая информация по однородным товарам, задекларированным по соответствующим ДТ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 августа 2023 г. N Ф07-8980/23 по делу N А21-11329/2022