10 августа 2023 г. |
Дело N А56-64923/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Толкунова В.М.,
при участии от товарищества собственников жилья "Дом Альянса" Астаховой И.В. (председатель правления, протокол от 19.03.2022) и Серебровой О.И. (доверенность от 22.06.2022), от акционерного общества "Невский экологический оператор" Жамова А.Е. (доверенность от 16.12.2022), Литовченко Е.Н. (доверенность от 14.12.2022) и Маркова Д.В. (доверенность от 22.12.2022),
рассмотрев 08.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Дом Альянса" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 по делу N А56-64923/2022,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Дом Альянса", адрес: 198095, г.Санкт-Петербург, Трефолева ул., 9, 2, ИНН 7841015865, ОГРН 1077800021991 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, к. 2, лит. А, пом. 1Н-23(часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913) (далее - Общество), об урегулировании разногласий по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункты 1.5, 2.2, 4.1, 6.4), взыскании 30 000 руб. на юридические услуги представителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Решением суда первой инстанции от 10.12.2022 разногласия урегулированы, пункты 2.2 и 4.1 договора приняты в редакции ответчика, пункты 1.5 и 6.4 в договор не включены, с ответчика в пользу истца взыскано 6000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, 30 000 руб. судебных расходов по оплате юридических услуг представителя.
Постановлением апелляционного суда от 06.03.2023 решение суда первой инстанции изменено в части взыскания судебных расходов, в удовлетворении требований Товарищества о взыскании 6000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, 30 000 руб. судебных расходов на оплату юридических услуг отказано, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить иск.
В отзывах Комитет и Общество просят оставить кассационную жалобу Товарищества без удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.07.2023 приостановлено производство по кассационной жалобе Товарищества на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 по делу N А56-64923/2022 до вынесения Верховным Судом Российской Федерации судебного акта по делу N А56-39992/2022.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.07.2023 по ходатайству Товарищества назначено судебное заседание для разрешения вопроса о возобновлении производства по кассационной жалобе Товарищества на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 по делу N А56-64923/2022 и о возможности ее рассмотрения в том же судебном заседании.
Определением суда кассационной инстанции от 07.08.2023 судья Алешкевич О.А. в порядке части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заменен на судью Толкунова В.М.
Комитет о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Производство по кассационной жалобе возобновлено. Вынесено определение. Слушание начато с самого начала.
В судебном заседании представители Товарищества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Общества просили оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, истец осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Трефолева д. 9, корп. 2, лит. А (МКД), который оборудован мусоропроводами, сбор твердых коммунальных отходов (ТКО) происходит в контейнеры определенного объема, установленные в мусоросборных камерах.
С 01.01.2022 региональным оператором по обращению с ТКО в Санкт-Петербурге признан ответчик, который направил истцу письмо с проектом Договора от 30.12.2021 N 1186921-2022/ТКО (далее - Договор).
В ответ Товарищество неоднократно направляло в адрес Общества письма с указанием на необходимость исправления ошибок в договоре, а также протокол разногласий, который содержал новые редакции отдельных статей, в том числе статей, регулирующих порядок расчета платы.
Не получив ответа на протокол разногласий, истец направил жалобу на бездействие Общества в адрес государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, а также в адрес Комитета.
Письмом от 13.04.2022 N коп./2022-5599 ответчик направил истцу протокол урегулирования разногласий, в котором не принял редакцию протокола разногласий Товарищества.
Поскольку стороны не достигли соглашения по пунктам. 1.5, 2.2, 4.1, 6.4 договора, разногласия при заключении договора переданы истцом для разрешения в судебном порядке.
Суды двух инстанций, приняли договор в редакции ответчика. Приняв во внимание, что фактически Товарищество является проигравшей стороной, апелляционный суд изменил решение суда в части взыскания судебных расходов с Общества.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), которыми установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
В свою очередь в соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищностроительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации в Правилах N 354. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила N 354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148 (49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8 (1) Правил N 1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I (1) названных Правил (пункты 8 (1) - 8(20) Правил).
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО. Абзацем третьим пункта 148 (30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
По существу разногласия сторон сводятся к положению пункта 4.1 договора, касающегося способа учета ТКО. Истцом предложено осуществлять учет ТКО расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, а ответчиком - исходя из норматива накопления ТКО.
В данном случае Товарищество не заявляло о наличии раздельного накопления сортированных ТКО, а настаивало на включении в Договор условия о способе учета ТКО расчетным путем исходя из количества вывезенных контейнеров без указания на сортировку.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р утверждены нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов исходя из площади жилых помещений. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 N 929 на территории Санкт-Петербурга установлено, что оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения. Нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов исходя из площади жилых помещений утверждены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р.
Норматив накопления ТКО для многоквартирных домов (в год) составляет 0,0792 куб. м с 1 кв. м общей площади жилых помещений.
Принимая во внимание изложенное, суды двух инстанций обоснованно изложили пункт 4.1 Договора в редакции регионального оператора, предусматривающей определение объема оказанной коммунальной услуги по транспортированию ТКО расчетным путем, исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
Учитывая положения пункта 4.1 Договора, пункт 2.2 правомерно сформулирован судами в следующей редакции:
"Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, на основании выставленного счета. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора".
Отказ во включении пунктов 1.5 и 6.4 в Договор мотивирован судами тем, что в типовой форме договора отсутствуют соответствующие положения, ответчик данные пункты не согласовал, соответственно, оснований для их включения не имеется.
В кассационной жалобе Товарищество фактически не приводит доводов относительно пунктов 2.2, 1.5, 6.4 Договора.
В части распределения судебных расходов суд апелляционной инстанции правомерно руководствуясь положениями статьи 110 АПК и с учетом исхода спора правомерно оставил на истце понесенные им судебные расходы, в связи с чем решение суда первой инстанции изменил в указанной части.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 по делу N А56-64923/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Дом Альянса" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО. Абзацем третьим пункта 148 (30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 августа 2023 г. N Ф07-6253/23 по делу N А56-64923/2022