21 августа 2023 г. |
Дело N А56-68457/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участи от Жилищно-строительного кооператива N 1186 Волковой Н.Г. (доверенность от 27.06.2022), от акционерного общества "Невский экологический оператор" Алиева Э.Н. (доверенность от 22.12.2022), Маркова Д.В. (доверенность от 22.12.2022),
рассмотрев 09.08.2023 - 14.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2023 по делу N А56-68457/2022,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 1186, адрес: 193231, Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д. 3, корп. 1, лит. А, ОГРН 1027806068850, ИНН 7811020378 (далее - истец, Кооператив) обратился в арбитражный суд с иском к акционерному обществу "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - ответчик, Общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 30.12.2021 N 1187231-2022/ТКО (далее - Договор) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, изложив пункты 1.3, 4.1, 5.1, 6.2 и Приложения N 1 к договору в редакции, предложенной Кооперативом в Протоколе разногласий от 29.03.2022 к проекту указанного договора с уточнениями.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2022 урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора от 30.12.2021 N 1187231-2022/ТКО с изложением спорных пунктов договора в редакции, предложенной Обществом.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2023 решение суда первой инстанции отменено в полном объеме. Апелляционный суд урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора от 30.12.2021 N 1187231-2022/ТКО1 с изложением спорных пунктов договора в следующей редакции:
- изложить пункт 1.3 договора следующим образом:
"Способ складирования твердых коммунальных отходов: в контейнеры, предоставляемые региональным оператором, расположенные в мусороприемных камерах, в том числе крупногабаритных отходов: в бункер, отдельно заказываемый Потребителем и предоставляемый региональным оператором, располагаемый около парадных N 1-10 многоквартирного дома по адресу местонахождения Потребителя";
- исключить пункты 3.3.8 и 3.3.9 из договора;
- изложить пункт 4.1 договора следующим образом:
"Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, установленных в местах их накопления";
- изложить пункт 6.2 договора следующим образом:
"В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки";
- изложить Столбец 3 "Идентификационный номер места (площадки) сбора и накопления твердых коммунальных отходов" раздела 1 "Объекты образования коммунальных отходов" Приложения N 1 к договору в следующей редакции:
"Идентификационный номер отсутствует. Сбор и накопление ТБО осуществляется в мусорные контейнеры в мусороприемных камерах многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д. 3, корп. 1, лит. Контейнеры объемом 0,36 куб. м для их вывоза мусоровозом размещаются у парадных N 2, N 4, N 8";
- изложить Столбец 4 "Идентификационный номер места (площадки) сбора и накопления твердых коммунальных отходов" раздела 1 "Объекты образования коммунальных отходов" Приложения N 1 к договору в следующей редакции:
"Идентификационный номер места сбора и накопления крупногабаритных отходов: 78048020. Площадка напротив парадной N 1";
- изложить Столбец 9 "Метод учета (по нормативам накопления/ по объему и количеству вывезенных контейнеров)" раздела 2 "Информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО/ места (площадки) накопления КГО и подъездных путей к ним" Приложения N 1 к договору в следующей редакции:
"По объему и количеству вывезенных контейнеров";
- в дополнении таблицы раздела 2 "Информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО/места (площадки) накопления КГО и подъездных путей к ним" Приложения N 1 к договору столбцом 10 "Периодичность вывоза коммунальных отходов" со следующим содержанием: "Понедельник, среда, пятница, суббота" отказать;
- исключить из раздела 2 "Информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО/места (площадки) накопления КГО и подъездных путей к ним" Приложения N 1 к договору абзацы следующего содержания:
"Периодичность для потребителей устанавливается в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также техническими возможностями регионального оператора" и "Периодичность вывоза ТКО для потребителей может корректироваться региональным оператором в зависимости от количества образуемых отходов и сезонности с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и недопущения захламления мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов";
- исключить из Приложения N 1 к договору раздел 3 "Расчет объема твердых коммунальных отходов".
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить постановление от 27.04.2023 и оставить в силе решение от 28.11.2022. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции не дал оценку механизму заключения договора, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Правила обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Правила N 1156). По пункту 1.3 Договора ответчик, ссылаясь на нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), указал на отсутствие обязанности у регионального оператора приобретать и предоставлять управляющим компаниям контейнеры для сбора ТКО. По пунктам 3.3.8 и 3.3.9 Договора резолютивная часть постановления не соответствует его мотивировочной части. По пункту 4.1 Договора и приложения N 1 к нему Общество не согласно с выводом апелляционного суда о том, что учет объема ТКО должен производиться расчетным путем исходя из количества контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах их накопления. Данный вывод, как считает региональный оператор, противоречит Правилам N 354, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). По вопросу порядка начисления неустойки (пункт 6.2 Договора) Общество настаивает на законности условия договора в его редакции, так как суд применил норму пункта 14 статьи 155 ЖК РФ которая распространяется на собственников или нанимателей жилого помещения, а не на управляющие компании. Общество также не согласно с изменениями внесенными апелляционным судом в приложение N 1 Договора как не мотивированные и противоречащие Правилом N 354. Также региональный оператор полагает правомерной свою позицию относительно периодичности вывоза ТКО: понедельник, среда, пятница и суббота, при том, что суд апелляционной инстанции в резолютивной части постановления отказал истцу в изменении периодичности, редакцию ответчика также исключил.
В судебном заседании 09.08.2023 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв по рассмотрению кассационной жалобы до 14.08.2023 до 11 час. 10 мин.
В судебном заседании 14.08.2023 представители Общества доводы жалобы поддержали, а представитель ЖСК возражал против удовлетворения данной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами Кооператив осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д. 3, корп. 1, лит. А, что подтверждается решением общего собрания собственников помещений от 10.02.2019.
В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города федерального значения Санкт-Петербурга от 02.09.2021, заключенного с Обществом, с 01.01.2022 услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) оказывает Общество, ему присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО.
На заявку Кооператива на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, направленную в адрес Общества в декабре 2021, Общество направило проект договора от 30.12.2021 N 1187231-2022/ТКО (далее - Договор), который получен истцом 29.03.2022.
Не согласившись с условиями договора, Кооператив направил в адрес Общества мотивированный отказ от заключения договора с приложением протокола разногласий от 29.03.2022 к проекту договора. Разногласия возникли в отношении пунктов 1.3, 3.3.8, 3.3.9, 4.1, 5.1 и 6.2 Договора, а также в отношении условий, указанных в приложении к Договору.
Мотивированный отказ от 29.03.2022 и протокол разногласий от 31.03.2022 направлены в адрес Общества и получены им 04.04.2022.
Общество не направило в адрес Кооператива каких-либо предложений, согласований, отказов, что послужило поводом для обращения истца в суд с настоящим иском.
Решением суда первой инстанции урегулированы разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора: спорные пункты Договора утверждены в редакции, предложенной ответчиком, за исключением пункта 5.1.
Апелляционный суд отменил решение суда полностью и урегулировал разногласия по договору в редакции Кооператива.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества подлежащей удовлетворению.
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), которыми установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В пунктах 2, 4 статьи 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пунктов 1, 4 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Законом N 89-ФЗ, а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг.
Обязанность ответчика, являющегося региональным оператором и осуществляющего деятельность по оказанию услуг по обращению с ТКО, заключить договор с истцом вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО.
Пунктом 8(10) Правил N 1156 установлено, что в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Согласно пункту 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Пунктом 8(15) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
Специфика законодательства в области обращения с ТКО не отменяет предоставленную законодателем возможность разрешать преддоговорной спор в судебном порядке, предусмотренном статьями 445 - 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Урегулирование разногласий в судебном порядке направлено на установление определенности в правоотношениях сторон. При этом в силу третьего абзаца пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", если во время рассмотрения спора о заключении договора одна сторона осуществляет предоставление, а другая сторона его принимает, то пропуск сроков на обращение в суд, установленных статьями 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в удовлетворении иска. Таким образом, при очевидном наличии разногласий относительно условий, на которых стороны готовы заключить договор, у судов не имелось оснований для отказа в урегулировании разногласий сторон, возникших в рамках процедуры заключения договора.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных нормативных положений, довод ответчика об отсутствии у потребителя права на обращение в арбитражный суд с заявлением об урегулировании разногласий по спорному договору, отклоняется.
Как было сказано выше, порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО и его форма установлены Правилами N 1156.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным и заключается только на условиях Типового договора. Условия конкретного договора, заключенного между сторонами, не соответствующие Типовому договору, ничтожны. Стороны могут лишь дополнить конкретный договор положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации (пункт 5 статьи 426 ГК РФ, пункты 1, 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
По пункту 1.3 Договора разногласия между сторонами по существу касаются вопроса о том, на кого должны быть возложены расходы по приобретению и предоставлению контейнеров.
Отменяя решение суда первой инстанции и разрешения разногласия в редакции Кооператива в указанной части, суд апелляционной инстанции не учел следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Состав минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ, пункт 11(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Постановление N 290) утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень), согласно пункту 26(1) которого в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Согласно пункту 3.7.1 Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции заключили, что организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, контейнерных площадок и содержание прилегающей территории к ним является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома и относится к обязанностям управляющей организации, и не возлагает на регионального оператора обязанности по приобретению и предоставлению контейнеров управляющим компаниям.
Суд округа соглашается с выводом суда первой инстанции по пункту 1.3 договора.
По пунктам 3.3.8 и 3.3.9 Договора.
Исключая указанные пункты из Договора, суд апелляционной инстанции в мотивировочной части постановления говорит о том, что отсутствие пунктов 3.3.8 и 3.3.9 в Типовой форме договора не означает невозможность их включения в договор, так как противоречие императивным нормам отсутствует.
Пункт 3.3.8 Договора предусматривает обязанность потребителя обеспечить беспрепятственный доступ транспорта регионального оператора к месту (площадке) накопления ТКО, а пункт 3.3.9 - не допускать складирования в контейнерах не твердых коммунальных отходов, а также уплотнения отходов, препятствующего выгрузке.
Приведенные пункты Договора соответствуют разделу 3.1 Распоряжению Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 371-р, пункту 3.7.1 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, согласно которому организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечить в том числе: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций без переполнения.
СанПиН 2.1.3684-21 также предусмотрено, что контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что указанные пункты подлежат изложению в редакции регионального оператора и не подлежат исключению из условий Договора.
По пункту 4.1 Договора.
Апелляционный суд признал неправомерным решение суда первой инстанции в части изложения условий пункта 4.1 Договора в предложенной Обществом редакции, приняв в указанной части условия Договора в редакции ЖСК, согласно которым учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 расчетным путем исходя из фактического количества контейнеров, установленных в местах накопления ТКО. Апелляционная инстанция не согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что способ коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров может быть применен только при осуществлении раздельного накопления сортированных ТКО.
Суд округа выводы суда апелляционной инстанции по данному пункту считает ошибочными в силу следующего.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 в Правилах N 354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила N 354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148 (49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8 (1) Правил N 1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I (1) названных Правил (пункты 8 (1) - 8(20) Правил).
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148 (30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, как верно указал суд первой инстанции, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
В данном случае ЖСК подтвердило отсутствие раздельного накопления сортированных ТКО, но настаивало на включении в Договор условия о способе учета ТКО расчетным путем исходя из количества вывезенных контейнеров совместного складирования всех видов отходов (стекло, пластик, бумага, продукты потребления и т.д.).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р утверждены нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов исходя из площади жилых помещений.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 N 929 на территории Санкт-Петербурга установлено, что оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
Нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов исходя из площади жилых помещений утверждены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р. Норматив накопления ТКО для многоквартирных домов (в год) составляет 0,0792 куб. м с 1 кв. м общей площади жилых помещений.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что пункт 4.1 Договора подлежит изложению в редакции регионального оператора, предусматривающей определение объема оказанной коммунальной услуги по транспортированию ТКО расчетным путем, исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
Решение суда первой инстанции в указанной части является законным и обоснованным, а постановление апелляционного суда в соответствующей части - подлежит отмене.
По пункту 6.2 Договора.
Апелляционный суд закрепил в пункте 6.2 Договора размер штрафных санкций, применяемых за ненадлежащее исполнение Кооперативом обязательств по Договору, в соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ.
Вместе с тем довод Кооператива, поддержанный апелляционным судом о том, что размер взыскиваемой неустойки подлежал определению в соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ является несостоятельным.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с условиями типового договора, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, и обязательна при составлении договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Пунктом 22 Типового договора (и условиями спорного договора в редакции Общества), предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя неустойки в размере 1/130 ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Согласно правовой позиции, изложенной в апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2020 N АПЛ20-108, определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2022 N 305-ЭС22-20481, порядок определения неустойки, установленный пунктом 22 Типового договора, подлежит применению к правоотношениям между региональным оператором и лицом, уполномоченным собственником ТКО на заключение договора с региональным оператором по обращению с ТКО, в том числе с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом (управляющей компанией).
При указанном положении постановление апелляционного суда в указанной части подлежит отмене, а решение суда первой инстанции оставлению в силе.
С учетом необходимости изложения спорных пунктов договора в редакции регионального оператора, по приведенным выше основаниям, Приложение N 1 к Договору в соответствующей части также подлежит изложению в редакции регионального оператора.
При этом суд кассационной инстанции соглашается с выводом апелляционного суда относительно того, что судом первой инстанции необоснованно установлена периодичность вывоза региональным оператором ТКО не только исходя из требований действующего законодательства, но и исходя из технической возможности регионального оператора.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 148 (22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
Таким образом, Общество должно обеспечить оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО в необходимых Кооперативу объемах, которые не могут быть поставлены в зависимость от технической возможности регионального оператора.
В указанной части постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2023 по делу N 56-68457/2022 в обжалуемой части отменить за исключением установления в Приложении N 1 к Договору периодичности вывоза ТКО: "периодичность вывоза ТКО для потребителей устанавливается в соответствии с требованиями действующего законодательства".
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2022 по делу N А56-68457/2022 в соответствующей части оставить в силе.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2020 N АПЛ20-108, определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2022 N 305-ЭС22-20481, порядок определения неустойки, установленный пунктом 22 Типового договора, подлежит применению к правоотношениям между региональным оператором и лицом, уполномоченным собственником ТКО на заключение договора с региональным оператором по обращению с ТКО, в том числе с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом (управляющей компанией).
...
В соответствии с подпунктом "а" пункта 148 (22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 августа 2023 г. N Ф07-10600/23 по делу N А56-68457/2022