21 августа 2023 г. |
Дело N А56-52120/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Баженовой Ю.С., Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Запас" Елитенко Н.В. (доверенность от 20.12.2022), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу Минакова С.А. (доверенность от 28.04.2023 N 04-13/18025, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу Крауса Е.А. (доверенность от 15.12.2022), от Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу Камышева А.И. (доверенность от 16.05.2023 N 15-10/22898),
рассмотрев 17.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Запас" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2023 по делу N А56-52120/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Запас", адрес: 198206, Санкт-Петербург, ул. Пионерстроя, д. 23, лит. В, пом. 7Н, офис 5А, ОГРН 1207800121462, ИНН 7807243950 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, лит. О, ОГРН 1047822999861, ИНН 7813200915 (далее - Инспекция), от 21.12.2021 N 229601А об отказе в государственной регистрации сведений в отношении участника общества - Косимове Дилмурода Исоковиче; признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, адрес: 191180, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 76, ОГРН 1047843000578, ИНН 7841015181 (далее - Управление), от 25.03.2022 N 1615/15167, принятое по жалобе Общества на решение регистрирующего органа; обязании Инспекцию включить в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведения в отношении участника Общества - Косимове Д.И.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу, адрес: 198334, Санкт-Петербург, ул. Партизана Германа, д. 37, ОГРН 1047814000013, ИНН 7807019690 (далее - Инспекция N 22).
Решением суда от 17.01.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.05.2023, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, считая обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными, просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином судебном составе. Податель жалобы привел доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция N 22 просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Инспекции N 15, Инспекции N 22 и Управления против ее удовлетворения возражали.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество зарегистрировано в ЕГРЮЛ 23.09.2020 за ОГРН 1207800121462, участниками которого являются Косимов Д.И. с долей в уставном капитале Общества в размере 90% и Устинов А.М. - 10%. Руководителем Общества является Косимов Д.И.
В отношении Общества 08.02.2021 Инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись за государственным регистрационным номером 2217800378068 о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении участника и единоличного исполнительного органа Общества Косимове Д.И.
Общество 14.12.2021 представило в регистрирующий орган на государственную регистрацию комплект документов с заявлением по форме N Р13014 о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
По результатам рассмотрения представленных документов регистрирующим органом 21.12.2021 принято решение N 229601А об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Не согласившись с указанными действиями регистрирующего органа, Общество направило жалобу в Управление, по результатам которой последним принято решение от 25.03.2022 N 1615/15167 об оставлении жалобы Общества без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили для Общества основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), установил, что оспариваемые действия соответствуют требованиям закона, а нарушение прав заявителя не доказано, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно положениям части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ решение органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть признано арбитражным судом незаконным в том случае, если оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Законом N 129-ФЗ.
В соответствии с положениями Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц носит заявительный характер, и в силу статей 5, 9, 25 названного Закона записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании представленных уполномоченными лицами (заявителями) документов, всю ответственность за достоверность сведений несут заявители, юридические лица, а до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ регистрирующий орган обязан в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, провести проверку достоверности данных, включаемых в реестр (пункт 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Пунктом 2 статьи 18 Закона N 129-ФЗ установлено, что представление документов для регистрации внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 указанного Закона.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом.
Таким образом, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям законодательства и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
В силу пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; проведения осмотра объектов недвижимости; привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 указанной статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Приказом Федеральной налоговой службы России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ утверждены "Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий" (далее - Основания и Порядок).
Согласно подпункту 4 пункта 2 Оснований и Порядка основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, является, в том числе представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо об участнике общества с ограниченной ответственностью в отношении лица, о котором в ЕГРЮЛ ранее вносилась запись о недостоверности сведений, либо такое лицо на основании вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения в виде непредставления или представления недостоверных либо заведомо ложных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган и срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не истек.
По результатам проведения проверки может быть установлена недостоверность сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. В таком случае регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации сведений, включаемых в ЕГРЮЛ (пункт 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, пункт 17 Оснований и Порядка).
Основания отказа в государственной регистрации указаны в статье 23 Закона N 129-ФЗ, к которым относится непредставление заявителем необходимых для государственной регистрации документов, определенных данным Законом (подпункт "а" пункта 1 этой статьи).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Инспекцией N 22 проведены мероприятия по проверке достоверности сведений об учредителе (участнике) Общества Косимове Д.И., по результатам которых достоверность вносимых в ЕГРЮЛ сведений не подтверждена. Кроме того, Косимов Д.И. в налоговый орган для дачи пояснений по обстоятельства создания и деятельности Общества не явился, никаких заявлений не направил.
В целях проверки действительной воли Косимова Д.И. относительно участия в Обществе и его деятельности с учетом имеющихся сведений о том, что другой участник Устинов A.M. не создавал Общество, документов от его имени не подписывал, о чем свидетельствует его обращение в Инспекцию N 22 (заявления от 08.08.2022), суд первой инстанции обязал явкой в судебное заседание Косимова Д.И., однако в судебное заседание он не явился.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая неявку Косимова Д.И. по законному требованию налогового органа, так и по требованию суда, обе инстанции расценили данный факт как обстоятельство, подтверждающее выводы регистрирующего органа о недостоверности сведений о генеральном директоре и участнике Общества.
Документов, которые могут свидетельствовать о достоверности сведений об участнике и директоре Общества Косимове Д.И., не представлены в материалы дела.
С учетом данных обстоятельств обе инстанции пришли к правильному выводу о том, что решение Инспекции об отказе в государственной регистрации, а также решение Управления об оставлении жалобы без удовлетворения, соответствуют положениям Закона N 129-ФЗ и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела суд округа не установил.
Таким образом, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам, поскольку они не свидетельствуют о неправильном применении арбитражными судами норм права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2023 по делу N А56-52120/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Запас" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М. В. Захарова |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам проведения проверки может быть установлена недостоверность сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. В таком случае регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации сведений, включаемых в ЕГРЮЛ (пункт 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, пункт 17 Оснований и Порядка).
Основания отказа в государственной регистрации указаны в статье 23 Закона N 129-ФЗ, к которым относится непредставление заявителем необходимых для государственной регистрации документов, определенных данным Законом (подпункт "а" пункта 1 этой статьи).
...
Документов, которые могут свидетельствовать о достоверности сведений об участнике и директоре Общества Косимове Д.И., не представлены в материалы дела.
С учетом данных обстоятельств обе инстанции пришли к правильному выводу о том, что решение Инспекции об отказе в государственной регистрации, а также решение Управления об оставлении жалобы без удовлетворения, соответствуют положениям Закона N 129-ФЗ и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 августа 2023 г. N Ф07-9630/23 по делу N А56-52120/2022