г. Санкт-Петербург |
|
06 мая 2023 г. |
Дело N А56-52120/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Масенковаой И.В., Пивцаева Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Васильевой Я.А.
при участии:
от заявителя: Елитенко Н.В. по доверенности от 20.12.2022
от заинтересованных лиц: 1. Бурлакова Е.А. по доверенности от 09.01.2023,
2. не явился, извещен
от 3-го лица: Краус Е.А. по доверенности от 15.12.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7672/2023) общества с ограниченной ответственностью "Запас" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2023 по делу N А56-52120/2022 (судья Жбанов В.Б.), принятое
по заявлению с ограниченной ответственностью "Запас"
заинтересованные лица: 1. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу; 2. Управление Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу
третье лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу
об оспаривании решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Запас" обратился в суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу с заявлением, в котором просит:
- признать незаконным решение МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу N 229601А от 21.12.2021 об отказе в государственной регистрации сведений в отношении участника общества - Косимове Д.И.;
- признать незаконным решение УФНС по Санкт-Петербургу N 1615/15167 от 25.03.2022, принятое по жалобе общества на решение регистрирующего органа;
- обязать МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу включить в ЕГРЮЛ сведения в отношении участника общества - Косимове Д.И.
В порядке статьи 51 АПК РФ суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора МИФНС N 22 по Санкт-Петербургу
Решением суда от 17.01.2023 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на неполное исследование судом материалов дела и существенное нарушение норм материального и процессуального права, просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. ООО "Запас" полагает решение УФНС по г. Санкт-Петербургу, основанное исключительно на отсутствии в материалах проверки документов, подтверждающих достоверность включаемых введений, необоснованным, поскольку действующее законодательство подразумевает, что налоговый орган проводит проверку достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, каждый раз заново при поступлении заявления о внесении сведений в ЕГРЮЛ всеми установленными п. 4.2. ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ способами. По мнению подателя жалобы, решение суда основано на не относимых к делу доказательствах о проверках по адресу Общества и Косимова Д.И. (пункты 1, 4 ч. I, ч. 3 ст. 270 АПК РФ), обстоятельстве об отсутствии воли Устинова А.М на создание Общества и прием в него Косимова Д.И., которое суд посчитал доказанным вопреки наличию в материалах дела документов об обратном, которые в силу процессуального закона исключают возможность их опровержения иным кроме как специально указанным в законе способом (пункты 2, 4 ч. 1, ч. 3 ст. 270 АПК РФ) и формальном доводе о неявке Косимова Д.И. в налоговый орган и в заседание суда как доказывающем отсутствие его действительной воли на руководство Обществом в противоречие нормам материального права о последствиях подобной неявки (пункты 2,4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 270 АПК РФ), и при этом без полной и всесторонней оценки доводов заявителя.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, заинтересованное лицо и третье лицо представили письменные отзывы, в которых просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, представители заинтересованного лица и третьего лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Запас" зарегистрировано в ЕГРЮЛ 23.09.2020 за ОГРН 1207800121462, участником (90% доли уставного капитала) и руководителем Общества является Косимов Д.И., Устинов А.М. является участником общества с долей 10% уставного капитала общества.
В отношении ООО "Запас" 08.02.2021 Инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись за ГРН 2217800378068 о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении участника и единоличного исполнительного органа ООО "Запас" Косимове Д.И. 14.12.2021 общество представило в регистрирующий орган на государственную регистрацию комплект документов о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ. При проверке заявленных сведений регистрирующим органом установлено наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об участнике общества Косимове Д.И..
21.12.2021 по результатам рассмотрения представленных документов регистрирующим органом принято решение N 229601А об отказе в государственной регистрации на основании пп. "а" п.1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Не согласившись с указанными действиями регистрирующего органа, Общество направило жалобу в Управление, по результатам которой последним принято решение N 1615/15167 от 25.03.2022 об оставлении жалобы ООО "Запас" без удовлетворения.
Указанное послужило для заявителя основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ, в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Все третьи лица могут добросовестно полагаться на действительность данных, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами.
Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе.
В пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ определены случаи проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, а также способы проведения такой проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ утверждены основания, условия и способы проведения названных мероприятий, порядок использования их результатов.
В соответствии с пунктом 4 Приказа основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
В случае если по результатам проведения проверки достоверность сведений, в отношении которых проводилась проверка, не будет подтверждена территориальным налоговым органом, по месту учета юридического лица, регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, направляется уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
Пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ установлено, что в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами в, д и (или) л пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном указанным Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Положениями ст. 51 ГК РФ закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. На ИФНС возложена обязанность провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - закон N 129-ФЗ) подлежат только достоверные сведения.
Внесение недостоверных сведений нарушает интересы Российской Федерации как владельца ЕГРЮЛ, являющегося федеральным информационным ресурсом, а также затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, создает возможность создания различного рода схем ухода от налогообложения, получения необоснованной выгоды и препятствует осуществлению налогового контроля.
21.12.2021 по результатам рассмотрения представленных документов регистрирующим органом принято решение N 229601А об отказе в государственной регистрации на основании пл. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
В результате проведённых МИФНС N 22 по Санкт-Петербургу мероприятий, предусмотренных п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-Фз, достоверность вносимых в ЕГРЮЛ сведений не подтверждена.
МИФНС N 22 по Санкт-Петербургу проведены мероприятия по проверке достоверности сведений об учредителе (участнике) Общества Косимове Д.И.
МИФНС N 22 по Санкт-Петербургу по адресу регистрации указанного лица были направлены повестки: от 01.03.2022 N 771 о вызове на допрос в Инспекцию на 09.03.2022 в 10:00, от 15.03.2022 N 982 с необходимостью явки в налоговый орган 24.03.2022.
Косимов Д.И. в районную инспекцию не явился, заявлений не представил.
МИФНС N 22 по Санкт-Петербургу проведен осмотры по адресу: 198206, г. Санкт-Петербург, ул.Пионерстроя, д.23, литер В, помещение 7Н, офис 5А (протокол осмотра объекта недвижимости N25/11/05 от 25.11.2020 г.,N14/07/01 от 14.07.2022). В ходе осмотра установлено, что по указанному адресу представители Общества и признаки нахождения ООО "Запас" отсутствуют.
МИФНС N 22 по Санкт-Петербургу направлены запросы в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по вопросу установления адреса регистрации Косимова Д.И.
Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в ответ на запросы сообщило, что Косимов Д.И. не состоит на миграционном учете в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
При проведении контрольных мероприятий установлено, что по адресу Санкт-Петербург, ул. Караваевского, д. 57, лит. А в период с 24.07.2020 по 31.05.2022 был расположен хостел.
Кроме того, МИФНС N 22 по Санкт-Петербургу, проведены осмотры по предполагаемым адресам регистрации Косимова Д.И.
Согласно протоколу осмотра N 05/08/02 от 05.08.2022 по адресу СПб Парголово, ул. Шишкина д. 155, Косимова Д.И по указанному адресу никогда не проживал и зарегистрирован не был.
Кроме того, в МИФНС N 22 по Санкт-Петербургу от Устинова А.М. поступили заявления по форме Р34001, Р38001 от 08.08.2022, а также заявление в свободной форме вх. N37300 от 08.08.2022 в котором Устинов A.M. сообщает, что не создавал ООО "Запас" ИНН 7807243950, документов от имени Общества не подписывал.
В целях проверки действительной воли Косимова Д.И. относительно деятельности созданного им общества "Запас", суд также обязал явкой в судебное заседание генерального директора Общества, однако в судебное заседание Косимов Д.И. не явился.
Представитель общества указал, что Косимов Д.И. находится за пределами Российской Федерации. При этом, суд учитывает, что жалоба в Управление подписана лично Косимовым Д.И., в отсутствие доказательств направления жалобы по почте, суд презюмирует, что жалоба подана Косимовым Д.И. лично.
Учитывая подачу жалобы, невыполнение требования суда о явке в судебное заседание, а также отсутствие каких либо доводов относительно необходимости выбытия Косимова Д.И. за пределы Российской Федерации именно в момент рассмотрения дела, суд посчитал доводы заявителя несостоятельными.
В свою очередь, неявка Косимова Д.И. по законному требованию налогового органа, так и по требованию суда, расценивается судом как обстоятельство, подтверждающее выводы регистрирующего органа о недостоверности сведений о генеральном директоре и участнике Общества Косимове Д.И.
При этом суд верно указал, что тот факт, что от имени Косимова Д.И. подаются документы в государственные органы, не свидетельствует о том, что руководство организацией осуществляется непосредственно им.
По адресу государственной регистрации юридического лица должен находиться постоянно действующий исполнительный орган, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иной орган или лицо, уполномоченные выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, что в настоящем деле не нашло своего подтверждения.
Межрайонная ИФНС России N 22 по Санкт-Петербургу в отзыве на апелляционную жалобу справедливо обращает внимание на поступившие от Устинова A.M. заявления, в соответствии с которыми Устиновым A.M. документы от имени Общества не подписывались.
Кроме того, вместе с заявлением по форме Р13014 апеллянтом не представлены документы, подтверждающие достоверность сведений о Косимове Д.И. как об учредителе (участнике) ООО "Запас".
Учитывая изложенное, Инспекция при внесении в ЕГРЮЛ оспариваемой записи действовала в рамках своей компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований к регистрирующему органу обоснованно отказано. С учетом установления обстоятельств, свидетельствующих о правомерности действий МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу, в удовлетворении требований к Управлению также обоснованно отказано.
Ссылка заявителя на то, что судом первой инстанции не дана оценка всем представленным доказательствам подлежит отклонению как несостоятельная, поскольку не отражение в судебном акте всех имеющихся в деле доказательств либо доводов сторон не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (Определение Верховного суда РФ от 09.02.2021 г. N 306-ЭС20-1899).
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2023 по делу N А56-52120/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
И.В. Масенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-52120/2022
Истец: ООО "ЗАПАС"
Ответчик: ФНС России Межрайонная инспекция N15 по Санкт-Петербургу, ФНС России Управление по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Косимов Дилмурод Исокович, Устинов Алексей Михайлович, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 22 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9630/2023
21.08.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7672/2023
06.05.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7672/2023
17.01.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-52120/2022