23 августа 2023 г. |
Дело N А13-10675/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Боглачевой Е.В. и Михайловской Е.А.,
рассмотрев 21.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2023 по делу N А13-10675/2022,
УСТАНОВИЛ:
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области, адрес: 160000, город Вологда, улица Маршала Конева, дом 15, ОГРН 1133500001007, ИНН 3525300835 (далее - Фонд), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к муниципальному автономному учреждению культуры "Объединение библиотек", адрес: 162608, Вологодская область, город Череповец, бульвар Доменщиков, дом 32, ОГРН 1023501263455, ИНН 3528015498 (далее - Учреждение), о взыскании 30 501 руб. 36 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за ноябрь 2017 - июнь 2018 года, ноябрь 2021 - март 2022 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом города Череповца, адрес: 162608, Вологодская область, город Череповец, проспект Строителей, дом 4А, ОГРН 1023501247440, ИНН 3528008860 (далее - Комитет), Департамент жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца, адрес: 162608, Вологодская область, город Череповец, проспект Строителей, дом 4А, ОГРН 1023501251883, ИНН 3528012507 (далее - Департамент).
Определением суда от 27.02.2023 Департамент привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2023, иск удовлетворен за счет Департамента; в удовлетворении иска к Учреждению отказано.
В кассационной жалобе Департамент, считая обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска к Департаменту.
Податель кассационной жалобы полагает, что Учреждение обязано нести расходы по уплате взносов на капитальный ремонт, так как спорное помещение передано ему в оперативное управление.
До судебного заседания в кассационный суд от Фонда поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Кроме этого, Учреждение и Комитет направили в суд отзывы на кассационную жалобу.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобы представило возражения против ее удовлетворения, а также просило рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
Комитет в отзыве поддержал доводы кассационной жалобы.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Учреждению на праве оперативного управления принадлежит помещение, расположенное по адресу: Вологодская область, город Череповец, проспект Победы, дом 73 (далее - Помещение).
Сославшись на наличие у Учреждения непогашенной задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, Фонд в претензии от 06.07.2022 просил Учреждение погасить 222 899 руб. 04 коп. задолженности.
В связи с оставлением претензии без удовлетворения Фонд обратился в арбитражный суд с иском, уточнив который просил взыскать с Учреждения 30 501 руб. 36 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за ноябрь 2017 - июнь 2018 года, ноябрь 2021 - март 2022 года.
При рассмотрении настоящего спора к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент.
Установив, что взносы на капитальный ремонт в спорные периоды должен оплачивать Департамент, суд первой инстанции удовлетворил иск за счет Департамента; в удовлетворении иска к Учреждению отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с судом первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из положений статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 3 статьи 30, статей 36, 37, 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
Статьей 169 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ.
В силу пункта 1 части 2 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 этого кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Срок уплаты взносов на капитальный ремонт определен статьей 155 ЖК РФ: плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В силу с пункта 7 части 2 статьи 182 ЖК РФ фонд обязан аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме.
При рассмотрении настоящего спора разногласия возникли при определении лица, обязанного уплатить взносы на капитальный ремонт.
Факт нахождения в заявленных периодах у Учреждения на праве оперативного управления Помещения установлен судами и сторонами по делу не опровергнут.
В соответствии с пунктом 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
Таким образом, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Вместе с тем, как установил суд первой инстанции и не опровергнуто сторонами, до 2023 года обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт имущества, находящегося в муниципальной собственности и переданного в хозяйственное ведение и оперативное управление, возложена на Департамент в соответствии с Положением о департаменте жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца, утвержденном решением Череповецкой городской Думы от 27.03.2020 N 36, а не на правообладателей помещений.
Учтя изложенное, а также то, что до конца 2022 года оплату взносов на капитальный ремонт осуществлял Департамент, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно Департамент является лицом, обязанным в спорные периоды оплачивать взносы на капитальный ремонт.
По существу доводы жалобы не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о нарушении ими норм материального и (или) норм процессуального права.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Судами правильно применены нормы материального права, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2023 по делу N А13-10675/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2023 г. N Ф07-10776/23 по делу N А13-10675/2022