г. Вологда |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А13-10675/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 мая 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Тарасовой О.А. и Холминова А.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповым Д.С.,
при участии от Департамента жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца Гавриловой Н.В. по доверенности от 26.10.2022 N 3,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 марта 2023 года по делу N А13-10675/2022,
УСТАНОВИЛ:
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области (ОГРН 1133500001007, ИНН 3525300835; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Маршала Конева, дом 15; далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статей 46, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному автономному учреждению культуры "Объединение библиотек" (ОГРН 1023501263455, ИНН 3528015498; адрес: 162608, Вологодская область, город Череповец, бульвар Доменщиков, дом 32; далее - Учреждение), Департаменту жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца (ОГРН 1023501251883, ИНН 3528012507; адрес: 162608, Вологодская область, город Череповец, проспект Строителей, дом 4а; далее - Департамент) о взыскании 30 501 руб. 36 коп. долга по уплате взносов за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за периоды с ноября 2017 года по июнь 2018 года и с ноября 2021 года по март 2022 года.
Определением суда от 03.10.2022 на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом города Череповца (далее - Комитет).
Решением суда от 15 марта 2023 года в удовлетворении исковых требований к Учреждению отказано. С Департамента в пользу Фонда взыскано 30 501 руб. 36 коп. долга, а также 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Фонду из федерального бюджета возвращено 6 000 руб. государственной пошлины.
Департамент с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что надлежащим ответчиком по делу является Учреждение как законный владелец помещений. Ссылается на пропуск истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании долга за период с марта по октябрь 2017 года, о чем заявляло суду в возражениях на иск, направленных в суд 10.03.2023 через систему "Мой арбитр".
Представитель Департамента в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Остальные участники процесса о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. Ввиду этого жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами согласился.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Департамента, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается в материалах дела, городской округ город Череповец Вологодской области имеет в собственности помещение, расположенное по адресу: г. Череповец, просп. Победы, д. 73, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Департамент до конца 2022 года производил уплату Фонду взносов на капитальный ремонт общего имущества данного многоквартирного дома.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, 16.06.2014 за Учреждением зарегистрировано право оперативного управления на означенное выше помещение.
Наличие долга по уплате взносов на капитальный ремонт за периоды с ноября 2017 года по июнь 2018 года и с ноября 2021 года по март 2022 года послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещении и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
При этом плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно положениям части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В силу приведенных выше положений законодательства обязанность несения расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в том числе обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, возложена на собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме.
Статьями 296 и 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение учреждения имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по содержанию имущества.
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника имущества.
Таким образом, законом установлено наличие у лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, полномочий собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника.
Между тем при разрешении настоящего спора и удовлетворении требований истца за счет Департамента суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Суд исследовал нормативно-правовые акты, устанавливающие компетенцию Департамента в спорный период.
Так, согласно пункту 3.29 решения Череповецкой городской Думы от 31.03.2014 N 58 "О Положении о департаменте жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца", Департамент контролирует своевременность поступления платежей за пользование муниципальными жилыми помещениями, перечисляет взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов на счет регионального оператора, специальные счета (период действия с 11.04.2014 по 11.04.2017); согласно пункту 4.33 решения Череповецкой городской Думы от 05.04.2017 N 51 "О Положении о департаменте жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца" и пункту 4.35 решения Череповецкой городской Думы от 27.03.2020 N 36 "О Положении о департаменте жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца" Департамент планирует, учитывает и финансирует муниципальную долю в расходах по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома за муниципальные нежилые помещения (период действия с 11.04.2017 до 06.04.2020 и с 06.04.2020 соответственно); согласно пункту 4.44 решения Череповецкой городской Думы от 26.11.2020 N 149 "О внесении изменений в Положение о департаменте жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца" Департамент производит расчет и перечисляет взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов за муниципальные жилые и нежилые помещения на счет регионального оператора, специальные счета (вступил в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.10.2020).
Таким образом, указанными нормативно-правовыми актами обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт имущества, находящегося в муниципальной собственности и переданного в хозяйственное ведение и оперативное управление, в спорный период возложена на Департамент, а не на правообладателей помещений, что, как справедливо заключил суд, не противоречит положениям статьи 210 ГК РФ.
Во исполнение возложенных на Департамент полномочий именно он до конца 2022 года осуществлял в адрес Фонда уплату взносов за капитальный ремонт, что подтверждено пояснениями сторон и составленным Фондом и Департаментом актом сверки (том 1, листы 75-76).
И только в 2023 году с Департамента сняты полномочия по уплате взносов на капитальный ремонт в части муниципальных помещений, переданных на праве оперативного управления и хозяйственного ведения (пункт 4.44 решения Череповецкой городской Думы от 31.01.2023 N 3 "О внесении изменений в Положение о департаменте жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца", которым установлено, что Департамент производит расчет и перечисляет взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов за муниципальные жилые и нежилые помещения, за исключением помещений, переданных на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, на счет регионального оператора, специальные счета (период действия с 03.02.2023)).
Таким образом, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд правомерно возложил обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, задолженность по которым сформировалась в исковой период, на Департамент.
Ссылка Департамента на пропуск истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании долга за период с марта по октябрь 2017 года, о чем он заявлял суду в возражениях на иск, направленных в суд 10.03.2023 через систему "Мой арбитр", судом апелляционной инстанции не принимается.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
На основании пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление N 43), разъяснено, что исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу статьи 65 АПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.
При этом, как указано в пункте 11 Постановления N 43, пункт 2 статьи 199 ГК РФ не предусматривает какого-либо требования к форме заявления о пропуске исковой давности: оно может быть сделано как в письменной, так и в устной форме, при подготовке дела к судебному разбирательству или непосредственно при рассмотрении дела по существу, а также в судебных прениях в суде первой инстанции; в суде апелляционной инстанции в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268 АПК РФ).
Однако, в материалах дела не усматривается, что Департамент при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявлял ходатайство о пропуске срока исковой давности.
Возражения на иск, направленные в суд 10.03.2023 через систему "Мой арбитр", датированы 13.02.2023, аналогичны по содержанию возражениям, направленным в суд 13.02.2023 от Департамента, как третьего лица по делу, и в них отсутствует какое-либо заявление о применении срока исковой давности.
Таким образом, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения. Приведенные апеллянтом аргументы не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
В связи с изложенным, поскольку судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 марта 2023 года по делу N А13-10675/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Рогатенко |
Судьи |
О.А. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-10675/2022
Истец: Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области
Ответчик: МАУК "Объединение библиотек"
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом города Череповца, Департамент жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца