29 августа 2023 г. |
Дело N А42-9657/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Бобарыкиной О.А., Старченковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023 по делу N А42-9657/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Атлант", адрес: 184382, Мурманская обл., г. Кола, пр. Миронова, д. 22, эт. 1, ОГРН 1215100005658, ИНН 5105014433 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к администрации сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области, адрес: 184362, Мурманская обл., Кольский р-н, с. Тулома, Ручьевая ул., д. 6, ОГРН 1065105014479, ИНН 5105031929 (далее - Администрация), о взыскании 629 035 руб. расходов по содержанию животных без владельцев в приюте для животных, отловленных на территории сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области в период с 01.01.2022 по 11.11.2022 (с учетом уточнения иска).
Решением от 24.01.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.04.2023, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 24.01.2023 и постановление апелляционной инстанции от 25.04.2023 и принять новый судебный акт, которым отказать в иске.
Податель жалобы считает, что истец не обосновал объем фактически понесенных расходов по содержанию животных без владельцев, не представил расчет иска с приложением документов, обосновывающих стоимость услуг (содержания) животных, а также документы подтверждающие право муниципальной собственности сельского поселения Тулома Кольского муниципального района Мурманской области на животных с регистрационными номерами: 2306-ТУ, 2307-ТУ, 2359-ТУ, 2360-ТУ, 2361-ТУ, 2362-ТУ, 2363-ТУ, 2434-ТУ, 2586-ТУ. Иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку договор на оказание услуг по отлову, содержанию в приюте, вакцинации, стерилизации (кастрации), содержанию животных без владельцев, отловленных на территории сельского поселения Тулома Кольского района заключен истцом с Управлением делами администрации сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области, которое является самостоятельным юридическим лицом и не является органом местного самоуправления сельского поселения Тулома. Субвенция из областного бюджета на содержание животных без владельцев, содержащихся в приюте, Администрации в установленные сроки не выделялась. До момента передачи таких животных новым владельцам или до принятия их в муниципальную собственность, содержание животных без владельцев, до наступления естественной смерти таких животных осуществляется органом местного самоуправления в рамках исполнения переданных отдельных государственных полномочий, правовые основания содержания животных за счет бюджетных средств у муниципального образования отсутствуют.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управление делами администрации сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области (далее - Управление) и общество с ограниченной ответственностью "Прогресс Ай-Ти" (далее - ООО "Прогресс Ай-Ти") заключили договор от 21.01.2021 N 1 на оказание услуг по отлову, содержанию в приюте, вакцинации, стерилизации (кастрации) содержанию животных без владельцев, отловленных на территории сельского поселения Тулома.
По истечении срока действия договора Управление заключило договор от 14.01.2022 N 1 с Обществом на оказание услуг по отлову, содержанию в приюте, вакцинации, стерилизации (кастрации) содержанию животных без владельцев, отловленных на территории с.п. Тулома Кольского района (не более 173 дней).
Между ООО "Прогресс Ай-Ти" (сторона 1), Управлением (сторона 2) и Общество (сторона 3) подписан акт приема-передачи от 01.01.2022, согласно которому, ООО "Прогресс Ай-Ти" сдало, а Управление приняло животных без владельцев для содержания на время розыска собственника, Управление сдало, а Общество приняло безнадзорных животных для содержания на время розыска собственника согласно прилагаемой описи переданных животных без владельцев (N 2306-ТУ, 2307-ТУ, 2359-ТУ, 2360-ТУ, 2361-ТУ, 2362-ТУ, 2363-ТУ, 2434-ТУ и 2586-ТУ).
Предусмотренные указанным договором обязательства (включая оплату), исполнены в полном объеме, что следует из правовых позиций сторон.
По окончании срока действия договора Администрация не приняла какого-либо решения о передаче животных в собственность муниципального образования, заключении контракта (договора) на содержание животных, переданных в муниципальную собственность, либо передаче вышеуказанных животных иной организации, имеющей право на оказание услуг по содержанию животных, переданных в муниципальную собственность.
Учитывая, что животные без владельцев, не могут быть возвращены в прежние места обитания, Общество продолжило содержать их в приюте для животных до момента их передачи новому владельцу, третьим лицам на содержание и в пользование с целью последующего приобретения животного в собственность или наступления естественной смерти таких животных.
В отсутствие у Общества намерений приобретения права собственности на спорных животных без владельцев оно направило в Администрацию письма (от 03.02.2022, от 25.02.2022, от 23.03.2022, от 10.06.2022) об отказе Общества от права собственности на животных без владельцев, с просьбой приступить к приему данных животных без владельцев по акту приема-передачи, с приложением пакета документов для передачи животных без владельцев в муниципальную собственность (карточка учета, ТТН, ветеринарная справка (клиническое заключение), опись и т.д.).
Также Общество составило отчеты о содержании животных (с указанием сведений об отловленных животных (идентификационный номер, дата прибытия, количество дней содержания), направило счета на оплату.
Все вышеуказанные животные без владельцев, 11.11.2022 были переданы Обществом согласно договорам передачи животного новому собственнику.
Стоимость фактического содержания спорных животных в приюте Общества за период с 01.01.2022 по 11.11.2022 составила 629 035 руб.
Общество направило в адрес Администрации претензию от 18.10.2022 N 490 с требованием оплатить расходы по содержанию спорных животных без владельцев, которая оставлена последним без удовлетворения.
Ссылаясь на понесенные расходы по содержанию спорных животных без владельцев, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с статьей 137 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Согласно пункту 1 статьи 230 ГК РФ лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника.
На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 230 ГК РФ).
В силу пункта 3 статьи 230 ГК РФ лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать.
Согласно пункту 1 статьи 231 ГК РФ если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
В силу подпункта 82 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Мурманской области от 16.07.2019 N 2402-01-ЗМО "Об ответственном обращении с животными в Мурманской области" (далее - Закон МО от 16.07.2019) органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области со статусом городского округа, муниципального округа, городского поселения и сельского поселения (далее - органы местного самоуправления) наделены отдельными государственными полномочиями Мурманской области в области обращения с животными (далее также - государственные полномочия) в части проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, включающих в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных, содержание животных без владельцев в приютах.
Пунктом 2 статьи 6 Закона МО от 16.07.2019 предусмотрено, что финансовое обеспечение вышеуказанных государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам муниципальных образований субвенций из областного бюджета.
В силу пункта 6 статьи 6 Закона МО от 16.07.2019 финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения государственных полномочий, осуществляется органами местного самоуправления за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
Постановлением Правительства Мурманской области от 12.08.2019 N 371-ПП утвержден Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Мурманской области на осуществление полномочий по проведению мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Мурманской области (далее - Порядок N 371).
В силу пункта 5 Порядка N 371 предоставление субвенций бюджетам городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений осуществляется на основании заявок, направляемых органами местного управления (уполномоченным органом) в соответствии с установленным Комитетом по ветеринарии Мурманской области порядком.
При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций установили, что 01.01.2022 Общество по акту приема - передачи приняло безнадзорных животных для содержания на время розыска собственника, на которых оформлены карточки учета N 2306-ТУ, 2307-ТУ, 2359-ТУ, 2360-ТУ, 2361-ТУ, 2362-ТУ, 2363-ТУ, 2434-ТУ и 2586-ТУ.
В отношении указанных безнадзорных животных наступил срок для поступления их в муниципальную собственность.
При этом Общество направляло в адрес Администрации письма от 03.02.2022, от 25.02.2022, от 23.03.2022, от 10.06.2022 об отказе Общества от права собственности на животных.
Администрация указанные документы не подписала и Обществу не возвратила, животные без владельцев с вышеуказанными регистрационными номерами в муниципальную собственность приняты не были.
Суды установили, что в период с 01.01.2022 по 18.10.2022 Администрацией не были предприняты действия, свидетельствующие о принятии спорных животных без владельцев в муниципальную собственность сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области, а также о намерении заключить контракт (договор на оказание услуг) с Обществом либо с иной другой организацией, имеющей право оказывать услуги по содержанию животных без владельцев.
Факт нахождения у истца после окончания срока действия договора отловленных в 2021 году и переданных ему в январе 2022 года животных, объем и качество оказанных Обществом услуг по содержанию животных без владельцев, размер произведенных на их содержание расходов в заявленный период подтверждается материалами дела.
Так, истец в обоснование размера иска представил счета на оплату, в которых указано количество дней, в которые животные содержались у ответчика, стоимость содержания животного в сутки; отчет о содержании животных без владельцев, в которых указаны количество дней содержания каждого животного, общая стоимость содержания каждого животного; перечень услуг по проведению мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев с указанием их стоимости, утвержденный директором истца.
Ответчик не представил доказательства того, что стоимость содержания в приюте животного без владельца, которое не может быть возвращено в прежнюю среду обитания в сутки, истцом завышена.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что Администрация, которая по истечении 6- месячного срока содержания безнадзорных животных в пунктах временного пребывания должна была принять имущество в муниципальную собственность, от такого принятия уклонилась, равно как уклонилась и от содержания таких животных и несения затрат в самостоятельном порядке, тем самым сберегла за счет Учреждения денежные средства, которые она должна была бы потратить при надлежащем содержании спорного имущества.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили иск к Администрации, которая согласно пункту 5 Порядку N 371 обязана направлять заявки на предоставление соответствующих субвенций бюджетам городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений.
В силу пункта 6 статьи 6 Закона МО от 16.07.2019 финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения государственных полномочий, осуществляется органами местного самоуправления за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
Довод Администрации о том, что она не является надлежащим ответчиком, обоснованно отклонен судами как противоречащий положениям статей 230 и 231 ГК РФ.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили иск.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023 по делу N А42-9657/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта 82 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.
...
Довод Администрации о том, что она не является надлежащим ответчиком, обоснованно отклонен судами как противоречащий положениям статей 230 и 231 ГК РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 августа 2023 г. N Ф07-10383/23 по делу N А42-9657/2022