г. Санкт-Петербург |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А42-9657/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Загараевой Л.П., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7606/2023) Администрации сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.01.2023 по делу N А42-9657/2022 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "АТЛАНТ"
к Администрации сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Атлант" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании с Администрации сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области (далее - ответчик, Администрация) 629 035 руб. задолженности по оплате услуг по содержанию в период с 01.01.2022 по 11.11.2022 животных без владельцев в приюте для животных, отловленных на территории с.п. Тулома Кольского района Мурманской области.
Решением суда от 24.01.2023 исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь, что исковое заявление предъявлено к ненадлежащему ответчику. Расчет исковых требований, с приложением документов, обосновывающих стоимость услуг (содержания) животных, а также документы подтверждающие право муниципальной собственности сельского поселения Тулома Кольского муниципального района Мурманской области на животных с регистрационными номерами: 2306-ТУ, 2307-ТУ, 2359-ТУ, 2360-ТУ, 2361-ТУ, 2362-ТУ, 2363-ТУ, 2434-ТУ, 2586-ТУ ответчиком не представлен. Субвенция из областного бюджета на содержание животных без владельцев, отловленных на территории с.п. Тулома, которые не могут быть возвращены в прежние места обитания, содержащиеся в приюте ООО "Атлант" по истечению 173 дней Администрации не выделялась.
По мнению подателя жалобы, до момента передачи таких животных новым владельцам или до принятия их в муниципальную собственность, содержание животных без владельцев, до наступления естественной смерти таких животных осуществляется органом местного самоуправления в рамках исполнения переданных отдельных государственных полномочий, правовые основания содержания животных за счет бюджетных средств у муниципального образования отсутствуют.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу.
Ответчик представил возражения на отзыв истца.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Управлением делами администрации сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области (далее - Управление) и ООО "Прогресс Ай-Ти" был заключен договор от 21.01.2021 N 1 на оказание услуг по отлову, содержанию в приюте, вакцинации, стерилизации (кастрации) содержанию животных без владельцев, отловленных на территории с.п. Тулома.
По истечении срока действия договора Управление заключило договор N 1 от 14.01.2022 с ООО "Атлант" на оказание услуг по отлову, содержанию в приюте, вакцинации, стерилизации (кастрации) содержанию животных без владельцев, отловленных на территории с.п. Тулома Кольского района (не более 173 дней).
01.01.2022 между ООО "Прогресс Ай-Ти" (Сторона 1), Управлением (Сторона 2) и ООО "Атлант" (Сторона 3) подписан акт приема-передачи, согласно которому, Сторона 1 сдала, а Сторона 2 приняла животных без владельцев для содержания на время розыска собственника, Сторона 2 сдала, а Сторона 3 приняла безнадзорных животных для содержания на время розыска собственника согласно прилагаемой Описи переданных животных без владельцев (N 2306-ТУ, N 2307-ТУ, N 2359-ТУ, N 2360-ТУ, N 2361-ТУ, N 2362-ТУ, N 2363-ТУ, N 2434-ТУ, N 2586-ТУ).
Предусмотренные указанным договором обязательства (включая оплату), исполнены в полном объеме, что следует из правовых позиций сторон.
По окончании срока действия договора Администрацией не было принято какого-либо решения о передаче животных в собственность муниципального образования, заключении контракта (договора) на содержание животных, переданных в муниципальную собственность, либо передаче вышеуказанных животных иной организации, имеющей право на оказание услуг по содержанию животных, переданных в муниципальную собственность.
Учитывая, что животные без владельцев, не могут быть возвращены в прежние места обитания, Общество продолжило содержать их в приюте для животных до момента их передачи новому владельцу, третьим лицам на содержание и в пользование с целью последующего приобретения животного в собственность или наступления естественной смерти таких животных.
В отсутствие у ООО "Атлант" намерений приобретения права собственности на спорных животных без владельцев, Общество направило в Администрацию письма (от 03.02.2022, от 25.02.2022, от 23.03.2022, от 10.06.2022) об отказе ООО "Атлант" от права собственности на животных без владельцев, с просьбой приступить к приему данных животных без владельцев по акту приема-передачи, с приложением пакета документов для передачи животных без владельцев в муниципальную собственность (карточка учета, ТТН, ветеринарная справка (клиническое заключение), опись и т.д.).
Также ООО "Атлант" составлены отчеты о содержании животных (с указанием сведений об отловленных животных (идентификационный номер, дата прибытия, количество дней содержания), направлены счета на оплату.
11.11.2022 все вышеуказанные животные без владельцев, переданные в муниципальную собственность, были переданы согласно договорам передачи животного новому собственнику.
Стоимость фактического содержания спорных животных в приюте за период с 01.01.2022 по 11.11.2022 составила 629 035 рублей.
Направленная в адрес Администрации претензия (исх. N 490 от 18.10.2022), с требованием оплатить расходы по содержанию спорных животных без владельцев, осталась без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу об их обоснованности, как по праву, так и по размеру.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционной жалобы необоснованными.
В соответствии со статьей 137 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Согласно пункту 1 статьи 230 ГК РФ лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника.
На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 230 ГК РФ).
Статьей 231 ГК РФ урегулирован вопрос приобретения права собственности на безнадзорных животных.
В соответствии с пунктом 1 статьи 231 ГК РФ, если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
В силу подпункта 82 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.
Из пункта 15 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными регулируются Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 498-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется для предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев.
Осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев способами, предусматривающими жестокое обращение с животными, не допускается.
Статьей 6 Закона Мурманской области от 16.07.2019 N 2402-01-ЗМО органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области со статусом городского округа, муниципального округа, городского поселения и сельского поселения (далее - органы местного самоуправления) наделены отдельными государственными полномочиями Мурманской области в области обращения с животными (далее также - государственные полномочия) в части проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, включающих в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных, содержание животных без владельцев в приютах. Финансовое обеспечение государственных полномочий, указанных в пункте 1 указанной статьи, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам муниципальных образований субвенций из областного бюджета.
Истцом в материалы дела представлены документы, свидетельствующие о том, что ООО "Атлант" отказалось от приобретения в собственность содержавшихся в приюте животньгх без владельцев, отловленных на территории муниципального образования сельское поселение Тулома Кольского района Мурманской области.
Как следует из материалов дела, 01.01.2022 Общество по акту приема - передачи приняло от Управления безнадзорных животных для содержания на время розыска собственника N 2306-ТУ, N 2307-ТУ, N 2359-ТУ, N 2360-ТУ, N 2361-ТУ, N 2362-ТУ, N 2363-ТУ, N 2434-ТУ, N 2586-ТУ.
Судом первой инстанции установлено, что в адрес Администрации 03.02.2022, 25.02.2022, 23.03.2022, 10.06.2022 были направлены письма с пакетом документов об отказе Общества от права собственности на животных.
Администрация указанные документы не подписало и Обществу не возвратило, животные без владельцев с вышеуказанными регистрационными номерами в муниципальную собственность приняты не были.
Таким образом, в период с 01.01.2022 по 18.10.2022 Администрацией не были предприняты действия, свидетельствующие о принятии спорных животных без владельцев в муниципальную собственность сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области, а также о намерении заключить контракт (договор на оказание услуг) с Обществом либо с иной другой организацией, имеющей право оказывать услуги по содержанию животных без владельцев.
Факт нахождения у истца после окончания срока действия договора отловленных в 2021 году и переданных ему в январе 2022 года животных, объем и качество оказанных Обществом услуг по содержанию животных без владельцев, размер произведенных на их содержание расходов в заявленный период подтверждается материалами дела, установлено судом первой инстанции.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Доводы ответчика об отсутствии в материалах дела документов, подтверждающих право муниципальной собственности сельского поселения Тулома Кольского муниципального района Мурманской области на животных с регистрационными номерами N 2306-ТУ, N 2307-ТУ, N 2359-ТУ, N 2360-ТУ, N 2361-ТУ, N 2362-ТУ, N 2363-ТУ, N 2434-ТУ, N 2586-ТУ апелляционным судом не принимается, поскольку истцом в материалы дела представлены документы на каждое из вышеуказанных животных без владельцев, среди которых имеются заявления от гр. Лахмыткина А.М. на имя начальника управления делами Администрации сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области Татаевой А.И. с просьбой согласовать передачу животного с регистрационным номером, содержащегося в приюте ООО "Атлант". Также заявления оформлены в отношении каждого их перечисленных животных, и на каждом заявлении имеется рукописная запись Татаевой А.И. "Согласовано 11.11.2022 (подпись)".
Кроме того по смыслу пункта 1 статьи 231 ГК РФ при указанном в абзаце втором данной нормы юридическом фактическом составе животные поступают в муниципальную собственность вне зависимости от воли и волеизъявления муниципального образования.
Доводы, приведенные в жалобе, не опровергают законность и обоснованность решения, фактически направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств и представленных доказательств. Вместе с тем апелляционный суд согласен с правовой оценкой обстоятельств спора, которая дана судом первой инстанции.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.01.2023 по делу N А42-9657/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-9657/2022
Истец: ООО "АТЛАНТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТУЛОМА КОЛЬСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Александр Сергеевич Казанцев, Казанцев Александр Сергеевич