30 августа 2023 г. |
Дело N А56-29445/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р.,
при участии от некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" Лопатина С.В. (доверенность от 09.01.2023), от Управления Федерального казначейства по Ленинградской области Джанкёзова А.Р. (доверенность от 13.12.2021),
рассмотрев 30.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2023 по делу N А56-29445/2022,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области", адрес: 188653, Ленинградская обл., военный городок Агалатово, д. 161, ОГРН 1134700002007, ИНН 4703471025 (далее - Фонд), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным пункта 4 представления Управления Федерального казначейства по Ленинградской области, адрес: 196066, Санкт-Петербург, Варшавская ул., д. 63, 1, ОГРН 1037821024537, ИНН 7810458024 (далее - Управление), от 17.01.2022 N 45-09-05/18-171.
К участию в деле в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ефимовская управляющая компания" (далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 04.01.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.04.2023, в удовлетворении заявленных Фондом требований отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Податель жалобы указывает, что поскольку Краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта в 2020-2022 годах, утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области от 23.07.2019 N 345 (Приложение N 5), определена стоимость капитального ремонта, оплачиваемого за счет средств собственников помещений многоквартирного дома по адресу: деревня Климово, д. 4 (далее - МКД), в размере 4 069 067 руб. 47 коп., то Фондом не нарушен размер предельной стоимости ремонта, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта. Фонд отмечает, что объем и перечень работ с согласием на их увеличение определялся на основании протокола общего собрания собственников от 17.01.2019 N 4/19 и проектно-сметной документации, принятой собственниками МКД без замечаний, результаты работ также приняты собственниками помещений МКД без замечаний по актам сдачи-приемки работ по форме КС-2. Более того, как указывает податель жалобы, перечень необходимых работ по капитальному ремонту определяет Фонд, а согласие собственников помещений МКД является вторичным. Заявитель полагает, что пункт 4 представления от 17.01.2022 N 45-09-05/18-171 не соответствует части 4 статьи 197, частям 2 и 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статье 12, части 9 статьи 17 Областного закона Ленинградской области от 29.11.2013 N 82-оз, Постановлению Правительства Ленинградской области от 23.07.2019 N 345, Приказу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области от 07.06.2019.
В судебном заседании Фонд поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а Управление возражало против ее удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, своего представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа от 28.06.2021 N 260 и пункта 8 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Ленинградской области в финансово-бюджетной сфере на 2021 год Управлением в период с 01.07.2021 по 16.11.2021 проведена плановая выездная проверка использования Фондом средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2019- 2020 годах; проверяемый период - с 01.01.2019 по 31.12.2020.
По результатам проверки Управлением составлен акт от 18.11.2021, в котором отмечены выявленные в ходе проверки нарушения, и выдано представление от 17.01.2022 N 45-09.05/18-18, в пункте 4 которого указано, что Фондом в 2020 году в нарушение части 1 статьи 189 ЖК РФ осуществлено проведение капитального ремонта общего имущества в МКД не в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленным протоколом от 05.11.2019 N14/19, поскольку предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту, исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 ЖК РФ, составляла 1 353 393 руб., в то время как в соответствии с договором от 23.03.2020 N 2020-72, заключенным Фондом с обществом с ограниченной ответственностью "Универсалстрой", стоимость работ по капитальному ремонту общего имущества МКД составила 2 773 029 руб. 22 коп., что на 1 419 636 руб. 22 коп. превысило предельно допустимую стоимость, определенную решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; оплата выполненных (частично) работ произведена в 2020 году в сумме 2 491 119 руб. 60 коп.
В связи с выявленным нарушением Фонду предписано в срок до 01.09.2022 осуществить действия, направленные на возврат неправомерно израсходованной суммы средств в размере 1 419 636 руб. 22 коп., и принять меры по устранению причин и условий нарушения в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Не согласившись с пунктом 4 представления Управления от 17.01.2022 N 45-09-05/18-171, Фонд оспорил его в арбитражном суде.
Суды, не усмотрев нарушения Управлением норм материального права при вынесении пункта 4 представления, отказали Фонду в удовлетворении заявления.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 166.1 БК РФ Федеральное казначейство осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ к контрольной деятельности Федерального казначейства отнесен внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений.
В данном случае суды, руководствуясь статьей 269.2, пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ, пришли к выводу о том, что оспариваемое представление принято Управлением в пределах его полномочий и является ненормативным правовым актом, обязательным для исполнения соответствующими лицами, что Фондом в доводах жалобы не оспаривается и не опровергается.
В силу пунктов 3 и 4 части 1 статьи 180 ЖК РФ региональный оператор (Фонд) осуществляет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; производит финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
Из части 1.1 статьи 180 ЖК РФ следует, что закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 данной статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4, 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ.
В силу части 5 статьи 189 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:
1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса;
3) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 на основании части 1.1 статьи 180 и части 5 статьи 182 ЖК РФ утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение N 615).
Согласно пункту 222 Положения N 615 цена договора о проведении капитального ремонта может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 15% в связи с пропорциональным увеличением объема оказания услуг и (или) выполнения работ.
Цена договора о проведении капитального ремонта может быть снижена по соглашению сторон при уменьшении предусмотренных договором о проведении капитального ремонта объемов услуг и (или) работ. Изменение стоимости и объемов услуг и (или) работ производится при соблюдении заказчиком положений, установленных частью 5 статьи 189 ЖК РФ. Иные положения договора о проведении капитального ремонта изменению не подлежат.
Таким образом, цена договора подряда на капитальный ремонт многоквартирного дома может быть увеличена не более чем на 15% в связи с пропорциональным увеличением объема оказания услуг и (или) выполнения работ и только при условии соблюдения заказчиком условия о согласовании соответствующего изменения предельно допустимой стоимости работ решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Довод Фонда о соблюдении им предельно допустимой стоимости ремонта получил правовую оценку судов и обоснованно признан несостоятельным, поскольку стоимость работ по капитальному ремонту общего имущества МКД на 1 419 636 руб. 22 коп. превысило предельно допустимую стоимость, определенную изначально решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Ссылка Фонда на Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта в 2020-2022 годах судами также отклонена как не соответствующая части 5 статьи 189 ЖК РФ, которой предусмотрено определение и изменение предельно допустимой стоимости ремонта только решением общего собрания собственников помещений МКД.
Как установили суды, цена работ по договору от 23.03.2020 N 2020-72 превысила предельно допустимую стоимость работ, определенную протоколом общего собрания собственников помещений в МКД от 05.11.2019 N 14/19, более чем на 15%.
Ссылка подателя жалобы на протокол общего собрания собственников от 17.01.2019 N 4/19 обоснованно не принята судами во внимание, так как оспариваемым представлением Управления Фонду вменено нарушение требований протокола от 05.11.2019 N 14/19.
Учитывая, что увеличение стоимости работ по договору возможно только с учетом решения собственников МКД по вопросам, указанным в части 5 статьи 189 ЖК РФ, принятого в порядке, предусмотренном частями 3, 4 статьи 189 ЖК РФ, то есть при поступлении от регионального оператора предложения о проведении капитального ремонта, заявитель должен был доказать соблюдение указанной процедуры согласования.
Между тем доказательств уведомления собственников МКД об изменившихся условиях договора на проведение капитального ремонта и об утверждении собственниками помещений МКД сметы расходов на дополнительные работы по капитальному ремонту Фонд в материалы дела не представил.
С учетом изложенного суды обоснованно признали, что Управление, выявив в ходе проверки нарушение Фондом требований законодательства в финансово-бюджетной сфере, в соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ правомерно выдало заявителю представление, потребовав принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений.
Поскольку представление в оспариваемой части соответствовало закону, суды правомерно не усмотрели предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания пункта 4 представления Управления недействительным.
Доводы кассационной жалобы Фонда не свидетельствуют о нарушении судебными инстанциями норм материального и процессуального права. Переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительного того, какие обстоятельства следует считать установленными, в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входят в компетенцию суда кассационной инстанции (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд округа считает кассационную жалобу Фонда не подлежащими удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2023 по делу N А56-29445/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что увеличение стоимости работ по договору возможно только с учетом решения собственников МКД по вопросам, указанным в части 5 статьи 189 ЖК РФ, принятого в порядке, предусмотренном частями 3, 4 статьи 189 ЖК РФ, то есть при поступлении от регионального оператора предложения о проведении капитального ремонта, заявитель должен был доказать соблюдение указанной процедуры согласования.
Между тем доказательств уведомления собственников МКД об изменившихся условиях договора на проведение капитального ремонта и об утверждении собственниками помещений МКД сметы расходов на дополнительные работы по капитальному ремонту Фонд в материалы дела не представил.
С учетом изложенного суды обоснованно признали, что Управление, выявив в ходе проверки нарушение Фондом требований законодательства в финансово-бюджетной сфере, в соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ правомерно выдало заявителю представление, потребовав принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений.
...
Доводы кассационной жалобы Фонда не свидетельствуют о нарушении судебными инстанциями норм материального и процессуального права. Переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительного того, какие обстоятельства следует считать установленными, в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входят в компетенцию суда кассационной инстанции (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 августа 2023 г. N Ф07-9515/23 по делу N А56-29445/2022