г. Санкт-Петербург |
|
08 мая 2023 г. |
Дело N А56-29445/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.
при участии:
от заявителя: предст. Николаенко С.В. - доверенность от 10.01.2023
от заинтересованного лица: предст. Миронова А.А. - доверенность от 15.12.2022, предст. Джанкёзов А.Р. - доверенность от 13.12.2021
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5163/2023) некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.01.2023 по делу N А56-29445/2022 (судья Боканова М.Ю.), принятое
по заявлению некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области"
к Управлению Федерального казначейства по Ленинградской области
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Ефимовская управляющая компания"
об оспаривании представления от 17.01.2022 N 45-09-05/18-171 в части пункта 4
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" (далее - заявитель, Фонд) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным пункта 4 представления Управления Федерального казначейства по Ленинградской области (далее - Управление, УФК по Ленинградской области) от 17.01.2022 N 45-09-05/18-171.
К участию в деле в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ефимовская управляющая компания" (далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 04.01.2023 в удовлетворении заявленных Фондом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 04.01.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Фондом требований. Податель жалобы указывает на то, что Краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта в 2020-2022 годах, утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области от 23.07.2019 N 345 (Приложение N 5), определена стоимость капитального ремонта, оплачиваемого за счет средств собственников помещений многоквартирного дома по адресу: деревня Климово, д. 4 (далее - МКД), в размере 4069067,47; таким образом, Фонд не нарушил размер предельной стоимости ремонта, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта. Податель жалобы также ссылается на то, что суд первой инстанции не дал оценки доводам Фонда о том, что объем и перечень работ по договору от 23.03.2020 N 2020-72 на выполнение работ по капительному ремонту ТС, ХВС, ГВС определялся на основании протокола общего собрания собственников от 17.01.2019 N 4/19 и проектно-сметной документации, разработанной в рамках договора от 02.04.2019 N 2019-11 и принятой собственниками МКД без замечаний; работы по договору от 23.03.2020 N 2020-72 также приняты собственниками помещений МКД без замечаний по актам сдачи-приемки работ по форме КС-2; судом не дана оценка согласию собственников помещений МКД на увеличение объема работ, выраженному в пункте 4 протокола от 17.01.2019 N 4/19; судом также не дана оценка доводам Фонда о том, что перечень необходимых работ по капитальному ремонту определяет Фонд, а согласие собственников помещений МКД является вторичным, а также доводу о том, что в Жилищном кодексе Российской Федерации отсутствует обязанность регионального оператора по повторному направлению собственникам помещений МКД предложений после получения объема и стоимости работ по результатам проведения проектных работ. Таким образом, податель жалобы полагает, что пункт 4 представления от 17.01.2022 N 45-09-05/18-171 не соответствует части 4 статьи 197, частям 2 и 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 12, части 9 статьи 17 Областного закона Ленинградской области от 29.11.203 N 82-оз, Постановлению Правительства Ленинградской области от 23.07.2019 N 345, Приказу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области от 07.06.2019, нарушает права и законные интересы Фонда в сфере экономической деятельности и незаконно возлагает на Фонд обязанность по возврату денежных средств в размере 1419636,22 руб.
В судебном заседании 11.04.2023 представитель Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы. Представители Управления возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приказа от 28.06.2021 N 260 и пункта 8 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Ленинградской области в финансово-бюджетной сфере на 2021 год Управлением в период с 01.07.2021 по 16.11.2021 проведена плановая выездная проверка использования Фондом средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2019- 2020 годах; проверяемый период - с 01.01.2019 по 31.12.2020.
По результатам проверки Управлением составлен акт выездной проверки от 18.11.2021, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения, и выдано представление от 17.01.2022 N 45-09.05/18-18, в пункте 4 которого указано, что в нарушение части 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) Фондом в 2020 году проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Бокситогорский муниципальный район, муниципальное образование Ефимовское городское поселение, дер. Климово, д. 4 (далее - МКД), осуществлено не в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленным протоколом от 05.11.2019 N14/19, так как предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту, исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 ЖК РФ, составила в сумме 1353393 руб., в то время как в соответствии с договором от 23.03.2020 N 2020-72, заключенным Фондом с ООО "Универсалстрой", стоимость работ по капитальному ремонту общего имущества МКД составила в сумме 2773029,22 руб., что на 1419636,22 руб. превышает предельно допустимую стоимость, определенную решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; оплата выполненных (частично) работ произведена в 2020 году в сумме 2491119,60 руб.
С учетом изложенного Фонду предписано в срок до 01.09.2022 осуществить действия, направленные на возврат неправомерно израсходованной суммы средств в размере 1419636,22 руб., и принять меры по устранению причин и условий нарушения в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Не согласившись с представлением Управления от 17.01.2022 N 45-09-05/18-171 в части пункта 4, Фонд обратился в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Фонда и отмены решения суда первой инстанции от 04.01.2023 в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, в том числе, контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Фонд является региональным оператором по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ленинградской области, правовое положение которого определяется статьями 178, 179, 180 ЖК РФ.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 180 ЖК РФ Фонд осуществляет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; производит финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Согласно пунктам 3, 4, 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ.
В силу пункта 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 189 ЖК РФ также предусмотрено, что проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 части 2 статьи 182 ЖК РФ и части 3 статьи 189 ЖК РФ не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.
Частью 4 статьи 189 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 статьи 189 ЖК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 189 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:
1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса;
3) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Согласно пункту 222 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615), цена договора о проведении капитального ремонта может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 15% в связи с пропорциональным увеличением объема оказания услуг и (или) выполнения работ. Изменение стоимости и объемов услуг и (или) работ производится при соблюдении заказчиком положений, установленных частью 5 статьи 189 ЖК РФ. Иные положения договора о проведении капитального ремонта изменению не подлежат.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, цена договора подряда на капитальный ремонт многоквартирного дома может быть изменена при соблюдении одновременно двух условий: 1) существенное возрастание стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, но не более чем на 15%; 2) соблюдение заказчиком положений, установленных частью 5 статьи 189 ЖК РФ.
Вопреки доводам подателя жалобы, решение собственников многоквартирного дома по вопросу согласования перечня работ по капитальному ремонту и его допустимой стоимости, а также изменения цены договора о проведении капитального ремонта, является определяющим для регионального оператора.
Из вышеприведенных нормативных положений статьи 189 ЖК РФ и пункта 222 Положения N 615 также прямо следует, что условие о цене договора на капитальный ремонт многоквартирного дома является существенным и увеличение стоимости работ по договору возможно с учетом решения собственников многоквартирного дома по вопросам, указанным в части 5 статьи 189 ЖК РФ, принятого в порядке, предусмотренном частями 3, 4 статьи 189 ЖК РФ, то есть при поступлении от регионального оператора предложения о проведении капитального ремонта.
В соответствии с частью 6 статьи 182 ЖК РФ Фонд несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
В рассматриваемом случае, как установлено Управлением и следует из материалов дела, собственниками МКД принято соответствующее решение, оформленное протоколом от 05.11.2019 N 14/19, о проведении капитального ремонта в МКД, в котором утвержден перечень работ по капитальному ремонту, а также сметы расходов на капитальный ремонт на общую сумму 1353393 руб., из которых:
- ремонт сетей теплоснабжения на сумму 915473 руб.,
- ремонт сетей холодного водоснабжения на сумму 218960 руб.;
- ремонт сетей горячего водоснабжения на сумму 218960 руб.
В соответствии с пунктом 4 протокола общего собрания от 05.11.2019 N 14/19 собственниками помещений МКЖ принято решение о том, что цена договора о проведении капитального ремонта может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 15% в связи с пропорциональным увеличением объема выполнения работ в соответствии с пунктом 222 Положения N615 без проведения дополнительного собрания собственников.
Вместе с тем, как установлено Управлением в ходе проверки, согласно с договору от 23.03.2020 N 2020-72, заключенному Фондом с ООО "Универсалстрой", стоимость работ по капитальному ремонту общего имущества МКД составила в сумме 2773029,22 руб., что на 1419636,22 руб. превышает предельно допустимую стоимость, определенную решением общего собрания собственников помещений МКД, оформленным протоколом от 05.11.2019 N 14/19.
При этом, доказательства уведомлении собственников МКД об изменившихся условиях договора на проведение капитального ремонта и об утверждении собственниками помещений МКД сметы расходов на дополнительные работы по капитальному ремонту МКД в соответствии со статьей 189 ЖК РФ Фондом не представлены.
Ссылки Фонда на протокол от 17.01.2019 N 4/19 отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку пунктом 4 представления от 17.01.2022 N 45-09-05/18-171 Фонду вменено, что стоимость работ по капитальному ремонту общего имущества МКД по договору от 23.03.2020 N 2020-72 превышает предельно допустимую стоимость, определенную решением общего собрания собственников помещений МКД, оформленным протоколом от 05.11.2019 N 14/19, которым была определена стоимость ремонтных работ сетей ТС, ХВС и ГВС в сумме 1353393 руб.
При этом ссылки на пункт 4 протокола от 05.11.2019 N 14/19 также отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку цена работ по договору от 23.03.2020 N 2020-72 превышает предельно допустимую стоимость работ, определенную протоколом от 05.11.2019 N 14/19, более чем на 15%.
Ссылки подателя жалобы на то, что Краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта в 2020-2022 годах, утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области от 23.07.2019 N 345 (Приложение N 5), определена стоимость капитального ремонта, оплачиваемого за счет средств собственников помещений МКД, в размере 4 069 067,47 руб., также подлежат отклонению, поскольку как уже указывалось выше в силу положений части 5 статьи 189 ЖК РФ конкретный перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту, а также предельно допустимая стоимость работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 ЖК РФ, определяется и утверждается именно решением общего собрания собственников помещений МКД.
При таких обстоятельствах, установив нарушение Фондом требований части 1 статьи 189 ЖК РФ и учитывая положения части 6 статьи 182 ЖК РФ, Управлением правомерно возложена на Фонд обязанность осуществить действия, направленные на возврат неправомерно израсходованной суммы средств в размере 1419636,22 руб., образовавшейся вследствие завышения предельно допустимой стоимости ремонта общего имущества МКД, определенной решением общего собрания собственников помещений МКД от 05.11.2019 N 14/19.
С учетом названных выше обстоятельств и приведенных норм, оспариваемое представление от 17.01.2022 N 45-09-05/18-171 выдано Управлением в пределах его компетенции, содержит информацию о выявленных нарушениях и соответствует положениям бюджетного законодательства и критериям исполнимости.
Учитывая изложенное суд первой инстанции обоснованно не установил предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных Фондом требований и признания недействительным пункта 4 представления Управления от 17.01.2022 N 45-09-05/18-171.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела, дана надлежащая оценка доводам сторон, не допущено нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Фонда и отмены решения суда от 04.01.2023 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.
Излишне уплаченная государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежит возврату Фонду из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 января 2023 года по делу N А56-29445/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" - без удовлетворения.
Возвратить некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 20.01.2023 N 298.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-29445/2022
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Ленинградской области
Третье лицо: ООО "Ефимовская управляющая компания"