05 сентября 2023 г. |
Дело N А21-6826/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Баженовой Ю.С. и Захаровой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.02.2023, дополнительное решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2023 по делу N А21-6826/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Водоканал", адрес: 236040, г. Калининград, Советский пр., д. 107, ОГРН 1023900591626, ИНН 3903009923 (далее - предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, адрес: 236040, г. Калининград, ул. Соммера, д. 27, ОГРН 1043902855446, ИНН 3906131304 (далее - Управление Росреестра), от 08.04.2022 N КУВД-001/2022-13823842/1, от 04.05.2022 N КУВД-001/2022-13823842 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и уведомления об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 09.01.2023 N КУВД-001/2022-13823842/12 в отношении являющегося объектом инженерной инфраструктуры объекта недвижимого имущества - наружные сети водопровода протяженностью 936,0 м, диаметр сети 75 мм, 200 мм, местоположение объекта: Калининградская обл., г. Калининград, ул. Коммунистическая, а также просило суд обязать Управление Росреестра осуществить государственный учет и государственную регистрацию права собственности Калининградской области на указанное имущество.
В качестве соистца к участию в деле привлечено Агентство по имуществу Калининградской области (далее - агентство).
Решением суда от 01.02.2023 с учетом дополнительного решения от 20.02.2023 требования удовлетворены. Постановлением апелляционного суда от 17.05.2023 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Податель жалобы ссылается на то, что суды необоснованно пришли к выводу о том, что указанный объект относится к недвижимому имуществу, суды не приняли во внимание судебную практику по аналогичным спорам. Податель жалобы полагает, что объект выполняет вспомогательную функцию, не имеет самостоятельного хозяйственного назначения и предназначен для эксплуатации и обслуживания основного объекта - многоквартирного дома.
Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что объект является составляющей единого функционального комплекса - централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения города Калининграда, ссылается на пункт 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации и указывает на то, что право собственности на имущество, имеющее собственника, может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении этого имущества. Податель жалобы указывает на то, что из представленных документов следует, что объект возведен застройщиком, полагает, что право собственности на объект возникает с момента его регистрации только у застройщика.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Государственное предприятие Калининградской области "Водоканал" в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области от 17.04.2020 N 286 является гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ "Город Калининград", которая в силу своих полномочий осуществляет полный цикл централизованного холодного водоснабжения - забор, очистка, транспортировка и подача неопределенному кругу лиц водного ресурса для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и водоотведения - прием, транспортировка и очистка сточных вод, путем эксплуатации централизованной системы водоснабжения и водоотведения города Калининграда. В целях надлежащего водоснабжения и водоотведения предприятие осуществляет обслуживание сетей водоснабжения и водоотведения, поддерживает их надлежащее техническое состояние и бесперебойную работу. Деятельность предприятия является регулируемым видом деятельности.
Строительство указанной сети осуществлялось застройщиком - обществом с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Гранит" в рамках договора от 11.06.2020 N 87-В "О подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения", являющегося типовым, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645. Пунктом 7 дополнительного соглашения от 11.06.2020 N 1 в редакции дополнительного соглашения от 17.08.2021 N 3 к названному договору заказчик обязан передать организации водопроводно-канализационного хозяйства вновь построенный им объект инженерной инфраструктуры - наружные сети водопровода от места врезки в городскую сеть водопровода до наружной стены объекта, а также техническую и иную документацию в целях осуществления государственной регистрации права собственности Калининградской области на указанный объект. Названные сети созданы как объект, входящий в централизованную систему холодного водоснабжения города Калининграда. Объект принят в эксплуатацию предприятием, что подтверждается актом приемки наружных сетей водопровода от 11.10.2021 N 2233.
Как следует из технического плана, подготовленного кадастровым инженером в отношении указанного объекта недвижимого имущества, линейное сооружение - наружные сети водопровода предназначено для подключения к магистральным сетям многоквартирного дома, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 39:15:150840:464. Посредством эксплуатации централизованной системы холодного водоснабжения города Калининграда, в том числе и указанного объекта, осуществляется подача ресурса в многоквартирный жилой дом, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 39:15:150840:464.
Предприятие обратилось в Управление Росреестра с заявлением от 04.04.2022 об осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности Калининградской области в отношении объекта недвижимого имущества - наружные сети водопровода протяженностью 936,0 м, диаметр сети 75 мм, 200 мм, местоположение объекта - Калининградская обл., г. Калининград, ул. Коммунистическая, являющегося объектом инженерной инфраструктуры.
Уведомлениями 08.04.2022 N КУВД-001/2022-13823842/1, от 04.05.2022 N КУВД-001/2022-13823842 Управление Росреестра приостановило государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав со ссылкой на непредставление заявителем документов, необходимых в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), указав в качестве оснований для приостановления на отсутствие у объекта статуса недвижимого имущества, отсутствие разрешения на строительство, на то, что правом на регистрацию вновь созданных объектов обладает только их застройщик.
Уведомления о приостановлении регистрационных действий обжалованы заявителем в административном порядке и признаны обоснованными апелляционной комиссией при Управлении Росреестра по Калининградской области.
Ссылаясь на неустранение причин, послуживших основанием для приостановления учетно-регистрационных действий, уведомлением от 09.01.2023 N КУВД-001/2022-13823842/12 Управлением Росреестра отказало в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении данного объекта.
Полагая, что указанные решения регистрирующего органа являются незаконными и нарушают их права, предприятие и агентство обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что оспариваемые заявителями уведомления Управления Росреестра не соответствуют требованиям Закона о регистрации, нарушают права заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и удовлетворили требования.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Частью 2 статьи 14 Закона о регистрации установлены основания для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, в частности, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.
Согласно статье 27 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Суды обоснованно пришли к выводу о том, что основания для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права, указанные в оспариваемых решениях Управления Росрееста, являются необоснованными.
В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) централизованная система водоснабжения и централизованная система водоотведения могут находиться в эксплуатации только у гарантирующей организации, определенной органами государственной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления), которые устанавливают зоны ее деятельности.
Деятельность ресурсоснабжающей организации - предприятия является регулируемым видом деятельности в соответствии с названным Законом. Государственное регулирование деятельности осуществляется путем установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Согласно части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения. В сфере водоотведения регулированию подлежат следующие тарифы: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Как следует из пункта 17 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" к заявлению об установлении тарифов должны быть приложены обосновывающие материалы, в том числе копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.
Таким образом, линейные объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения (сети водоснабжения и водоотведения), используемые для транспортировки с целью подачи абонентам водного ресурса, либо используемые для транспортировки с целью очистки сточных вод, являющиеся в соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации сооружениями, и соответственно, объектами недвижимости, с целью установления тарифа должны быть поставлены на кадастровый учет и зарегистрированы в установленном порядке как объекты недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется получения разрешения на строительство в случаях, определенных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 1816 утвержден Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, согласно которому не требуется получение разрешения для строительства, реконструкции водопроводов и водоводов всех видов диаметром сети до 500 мм и линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм.
С учетом диаметров спорного объекта на его строительство и ввод в эксплуатацию не требовалось получения разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В указанный перечень включены в том числе, подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования (пункт 1); линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения (пункт 3). Линейные объекты в силу их технических особенностей и, как правило, большой протяженности, размещаются на значительном количестве земельных участков, в том числе под их поверхностью. В связи с тем, что сооружение коммунального хозяйства - водопровод является линейным сооружением, он может располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними.
Оценив условия представленного в дело договора, суды обоснованно отклонили доводы подателя жалобы об отсутствии правовых оснований для возникновения права собственности Калининградской области на названный объект.
Суды на основании оценки имеющихся в деле доказательств сделали правильный вывод о том, что заявитель представил в регистрирующий орган необходимый пакет документов для осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности на данный объект, и у регистрирующего органа не имелось оснований для приостановления учётных и регистрационных действия и для отказа в осуществлении кадастрового учета и регистрации прав на указанный объект.
Доводы подателя кассационной жалобы правомерно не приняты судами первой и апелляционной инстанций как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Основания для возникновения права собственности у застройщика, осуществлявшего строительство объекта капитального строительства, для функционирования которого и ввода в эксплуатацию которого в соответствии с договором технологического присоединения были построены сети коммунальной инфраструктуры водоснабжения, в силу положений Закона о водоснабжении и водоотведении отсутствуют.
Право собственности на объект централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, построенный в рамках договора о подключении (технологическом присоединения) по согласованию (заданию) с ресурсоснабжающей организацией, возникает у Калининградской области.
Согласно уставу предприятия от имени Калининградской области полномочия собственника имущества предприятия осуществляют органы исполнительной власти Калининградской области в рамках их компетенции. Полномочия собственника имущества предприятия осуществляют Правительство Калининградской области как высший орган исполнительной власти Калининградской области, Агентство по имуществу Калининградской области - специально уполномоченный орган в сфере имущественных отношений, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области - уполномоченный орган, в ведомственной подчиненности которого находится предприятие.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 7 Закона Калининградской области от 12.07.2006 N 31 "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Калининградской области" Агентство по имуществу Калининградской области осуществляет мероприятия по государственной регистрации права собственности Калининградской области на приобретенное, созданное в установленном порядке имущество.
Вопреки доводам подателя жалобы сделанные судами выводы не находятся в противоречии со сложившейся судебной практикой.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.02.2023, дополнительное решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2023 по делу N А21-6826/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В указанный перечень включены в том числе, подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования (пункт 1); линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения (пункт 3). Линейные объекты в силу их технических особенностей и, как правило, большой протяженности, размещаются на значительном количестве земельных участков, в том числе под их поверхностью. В связи с тем, что сооружение коммунального хозяйства - водопровод является линейным сооружением, он может располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 сентября 2023 г. N Ф07-9486/23 по делу N А21-6826/2022
Хронология рассмотрения дела:
05.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9486/2023
17.05.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8317/2023
20.02.2023 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-6826/2022
01.02.2023 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-6826/2022