г. Санкт-Петербург |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А21-6826/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Радченко А.В., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: Васильевой Я.А.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 10.05.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8317/2023) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.02.2023 и на дополнительное решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.02.2023 по делу N А21-6826/2022, принятое по заявлению 1) Государственного предприятия Калининградской области "Водоканал", 2) Агентства по имуществу Калининградской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Калининградской области (далее - Предприятие) с заявлением, с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее - Управление Росреестра) от 08.04.2022 N КУВД-001/2022-13823842/1, от 04.05.2022 N КУВД-001/2022-13823842 о приостановлении осуществления государственного учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимого имущества "Наружные сети водопровода" протяженностью 936,0 м, диаметром сети 75 мм, 200 мм., местоположение объекта - Калининградская область, город Калининград, улица Коммунистическая, являющегося объектом инженерной инфраструктуры" и уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 09.01.2023 N КУВД-001/2022- 13823842/12.
В порядке восстановления нарушенного права Предприятие просит суд обязать Управление Росреестра осуществить государственный учет и государственную регистрацию права собственности на указанное имущество.
В качестве соистца определением от 27.09.2022 к участию в деле, привлечено Агентство по имуществу Калининградской области (далее - Агентство).
Определением от 27.09.2022 производство по настоящему делу приостанавливалось до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-6823/2022 по заявлению Управления Росреестра о приостановлении государственной регистрации права, оформленное уведомлением от 13.04.2022 N КУВД-001/2022- 14775559/1 в отношении объектов недвижимого имущества "Водопровод" протяженностью 33,0 м, диаметром сети 110 мм; "Наружные сети бытовой канализации", протяженностью 585,0 м, диаметром сети 160 мм; "Сеть водопровода" протяженностью 12,0 м, диаметром сети 63 мм. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 08.09.2022 по делу N А21-6823/2022, оставленным в силе Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022, требования Предприятия удовлетворены в полном объеме.
Решением от 01.02.2023 с учетом дополнительного решения от 20.02.2023 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением и дополнительным решением, Управление Росреестра обратилось с апелляционной жалобой об их отмене.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указало, согласно представленной заявителем документации строительство объектов, о регистрации которых было заявлено Предприятием, осуществлялось не заявителями по настоящему делу, а иными застройщиками, при этом документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности Калининградской области на спорные объекты, представлены не были.
Также Управление указало, что объекты, подобные спорным (не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения, строительство которых осуществлено без получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, являются объектами вспомогательного назначения и не являются отдельными объектами гражданского оборота), не являются объектами недвижимости, при этом линейные сооружения к объектам недвижимого имущества прямо не отнесены и в отношении линейных объектов, выступающих самостоятельными объектами недвижимости, градостроительное законодательство устанавливает необходимость получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В этой связи податель жалобы полагает, что оспариваемые решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, как по основаниям, установленным решениями о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, так и по основаниям, установленным решениями апелляционной комиссии.
В судебном заседании представитель Предприятия против удовлетворения апелляционной жалобы возражала по основаниям, изложенным в отзыве.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечил. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 04.04.2022 Предприятие обратилось Управление Росреестра с заявлением на осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав собственности субъекта Российской Федерации - Калининградской области в отношении объекта недвижимого имущества: "Наружные сети водопровода" протяженностью 936,0 м, диаметром сети 75 мм, 200 мм., местоположение объекта - Калининградская область, город Калининград, улица Коммунистическая, являющегося объектом инженерной инфраструктуры".
Уведомлениями 08.04.2022 N КУВД-001/2022-13823842/1, от 04.05.2022 N КУВД-001/2022-13823842 Управление Росреестра приостановило государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав со ссылкой на непредставление заявителем необходимых в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218- ФЗ) документов, являющихся основаниями для государственной регистрации права собственности.
Уведомление от 08.04.2022 о приостановлении регистрационных действий были обжалованы заявителем в административном порядке, признаны обоснованными апелляционной комиссией при Управлении Росреестра по Калининградской области.
Основанием для приостановления и отказа в государственной регистрации в разных актах Росреестра указаны: отсутствие у объектов статуса недвижимого имущества, отсутствие разрешений на строительство, а также то, что правом на регистрацию вновь созданных объектов обладает только их застройщик.
В связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления указанных учетно-регистрационных действий, уведомлением от 09.01.2023 N КУВД-001/2022-13823842/12 Управлением Росреестра отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении спорного объекта. При этом дополнено основание, что образующийся объект капитального строительства: ОКС расположен в границах ЗУ 39:15:150840:478, который не указан в TTL; Образующийся Объект капитального строительства: ОКС расположен в границах ЗУ 39:15:150840:479. который не указан в ТП. Образующийся Объект капитального строительства: ОКС расположен в границах ЗУ 39:15:150840:463, который не указан в ТП.
Полагая, что данные решения неправомерны, заявители обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Государственное предприятие Калининградской области "Водоканал" в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области от 17 апреля 2020 N 286 определено гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ "Город Калининград" (до указанной даты ГП КО "Водоканал", являясь муниципальным предприятием, было определено гарантирующей организацией органом местного самоуправления).
В соответствии с полномочиями, предоставленными ГП КО "Водоканал" как гарантирующей организации. Предприятие путем эксплуатации централизованной системы водоснабжения осуществляет полный цикл централизованного холодного водоснабжения - забор, очитка, транспортировка и подача неопределенному кругу лиц водного ресурса для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения абонентов города Калининграда, а также путем эксплуатации централизованной системы водоотведения осуществляет полный цикл водоотведения - прием, транспортировка и очистка сточных вод.
В целях надлежащего водоснабжения и водоотведения Предприятие осуществляет обслуживание сетей водоснабжения и водоотведения. поддерживает их надлежащее техническое состояние и бесперебойную работу.
Исходя из статьи 12 Закона N 416-ФЗ централизованная система водоснабжения и централизованная система водоотведения могут находиться в эксплуатации только у гарантирующей организации, определенной органами государственной власти субъекта РФ (органами местного самоуправления), которые устанавливают зоны ее деятельности.
Кроме того, деятельность ресурсоснабжающей организации - ГП КО "Водоканал" является регулируемым видом деятельности. В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится холодное водоснабжение, в том числе; транспортировка воды, включая распределение воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.
К регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относится водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Государственное регулирование деятельности осуществляется путем установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Согласно ч.8 ст.31 Федерального закона N 416-ФЗ регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф па подвоз воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
В сфере водоотведения регулированию подлежат следующие тарифы: тариф на водоотведение; тариф па транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В соответствии с пунктом 17 постановления Правительства РК от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" к заявлению об установлении тарифов должны быть приложены обосновывающие материалы, в том числе копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.
Таким образом, линейные объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения (сети водоснабжения и водоотведения). используемые для транспортировки с целью подачи абонентам водного ресурса, либо используемые для транспортировки с целью очистки сточных вод, являющиеся в соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ сооружениями, и. соответственно, объектами недвижимости, с целью установления тарифа должны быть поставлены на кадастровый учет и зарегистрированы в установленном порядке как объекты недвижимого имущества.
Строительство объекта недвижимого имущества "Наружные сети водопровода" протяженностью 936,0 м. диаметром сети 75 мм. 200 мм. местоположение объекта: Калининградская область, город Калининград, ул. Коммунистическая осуществлялось в рамках исполнения обязательств, принятых на себя Заказчиком (застройщиком) по договору о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения.
Заявленный на регистрацию объект "Наружные сети водопровода" протяженностью 936.0 м. диаметром сети 75 мм. 200 мм. местоположение объекта: Калининградская область, город Калининград, ул. Коммунистическая создан как объект и неотъемлемая часть централизованной системы холодного водоснабжения города Калининграда.
Посредством эксплуатации централизованной системы холодного водоснабжения города Калининграда, в том числе и спорного объекта, осуществляется подача ресурса в многоквартирный жилой дом. расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 39:15:150840:464.
"Наружные сети водопровода" протяженностью 936.0 м: диаметром сети 75 мм, 200 мм, местоположение объекта - Калининградская область, город Калининград, улица Коммунистическая был принят в эксплуатацию ГП КО "Водоканал", о чем свидетельствует Акт приемки наружных сетей водопровода N 2233 от 11.10.2021.
Согласно сведениям технического плана, подготовленного кадастровым инженером Казанцевой-Лохоней Н.Д. в отношении указанного объекта недвижимого имущества линейное сооружение "Наружные сети водопровода" предназначено для подключения к магистральным сетям многоквартирного дома, расположенного в границах земельного участка с КН 39:15:150840:464.
Строительство сети инженерно-технического обеспечения осуществлялось застройщиком обществом с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Гранит" в рамках договора N 87-В от 11.06.2020 "О подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения", являющегося типовым (постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 645).
Исходя из условий договора о подключении заказчик обязуется выполнить условия подключения (п. 12 договора в редакции дополнительного соглашения N 1 от 11.06.2020). При этом перечнем мероприятий (приложение N 2 к договор о подключении) предусмотрено осуществление заказчиком проектирования и строительства водопроводных сетей от места присоединения до объекта.
Пунктом 7 дополнительного соглашения N 1 от 11.06.2020 (в редакции дополнительного соглашения N 3 от 17.08.2021) предусмотрено обязательство Заказчика передать Организации водопроводно-канализационного хозяйства вновь построенный им объект инженерной инфраструктуры - наружные сети водопровода от места врезки в городскую сеть водопровода до наружной стены Объекта, а также техническую и иную документацию в целях осуществления государственной регистрации права собственности Калининградской области на указанный объект.
Таким образом, Заказчик по заключенному с ГП КО "Водоканал" договору о подключении (технологическом присоединении) принял на себя обязательство построить участок сети централизованной системы водоснабжения и передать вновь построенную сеть Организации водопроводно-канализационного хозяйства с целью реализации мероприятий по государственной регистрации права собственности субъекта РФ - Калининградской области и права хозяйственного ведения ГП КО "Водоканал".
Учитывая изложенное, строительство сетей осуществляется Заказчиком (застройщиками) не для себя (не для использования в личных нуждах данного юридического лица), а сети создаются как объекты коммунальной инфраструктуры по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, и предназначаются для подачи неопределенному кругу лиц (абонентам) питьевого ресурса - воды, посредством эксплуатации централизованной системы водоснабжения города Калининграда.
Согласно ч.1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом, сообщаем.
В соответствии с изложенным основания для возникновения права собственности у застройщика, осуществлявшего строительство объекта капитального строительства, для функционирования которого и ввода в эксплуатацию которого в соответствии с договором технологического присоединения были построены сети коммунальной инфраструктуры водоснабжения, в силу положений статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 416-ФЗ отсутствуют.
Кроме того, согласно части 1 статьи 9 ФЗ N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения. находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность не допускаются.
Таким образом, объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения. построенные в рамках договоров о подключении (технологическом присоединения) по согласованию (заданию) с ресурсоснабжающей организацией, должны изначально находиться в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
ГП КО "Водоканал" является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, т.е. право собственности унитарное предприятие не вправе зарегистрировать за собой (ч.1 ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161 -ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Согласно Уставу Предприятия от имени Калининградской области полномочия собственника имущества Предприятия осуществляют органы исполнительной власти Калининградской области в рамках их компетенции, установленной Законом Калининградской области N 31, правовыми актами, определяющими статус этих органов, решением Правительства Калининградской области об установлении ведомственной подчиненности Предприятия.
Полнoмoчия собственника имущества Предприятия осуществляют: Правительство Калининградской области как высший орган исполнительной власти Калининградской области; Агентство по имуществу Калининградской области - специально уполномоченный орган в сфере имущественных отношений. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области - уполномоченный орган, в ведомственной подчиненности которого находится Предприятие.
Согласно п.9 ч.1 ст.7 Закона Калининградской области от 12.07.2006 N 31 "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Калининградской области" Агентство по имуществу Калининградской области осуществляет мероприятия по государственной регистрации нрава собственности Калининградской области на приобретенное, созданное в установленном порядке имущество.
Принимая во внимание изложенное, заявителем по государственной регистрации права собственности Калининградской области на созданное и переданное ГП КО "Водоканал" имущество является Агентство по имуществу Калининградской области.
Ссылка Управления Росреестра Калининградской области на отсутствие признаков объекта недвижимого имущества у спорных объектов не соответствует нормам действующего законодательства РФ в силу следующего.
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.
Кроме того, сети водоснабжения и водоотведения являются сооружениями. В соответствии с частью 1 статьи 141.3 Гражданского кодекса РФ здания и сооружения являются недвижимыми вещами (статья 130). Здания и сооружения создаются в результате строительства.
Права па линейные объекты как на объекты недвижимого имущества, подлежат государственной регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о регистрации, технический план представляет собой документ, в котором указаны сведения о здании, сооружении, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости.
Таким образом, технический план может быть изготовлен только в oтношении объекта недвижимого имущества.
Заявителем на государственную регистрацию в отношении указанного спорного объекта технический план был представлен, таким образом, указанный объект относится к линейным объекта недвижимого имущества.
Согласно пункту 21 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
В силу пункта 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Кроме того, в отношении всех линейных объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения города Калининграда. закрепленных за Предприятием на праве хозяйственного ведения, до настоящего момента осуществлялся государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
Учитывая изложенное, спорный объект, являющийся сетью инженерно-технического обеспечения как законченное устройство, составляющее единый функциональный комплекс (централизованную систему холодного водоснабжения города Калининграда относится к категории объектов недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, установленных статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно пункту 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не требуется получения разрешения на строительство также в случаях, определенных нормативными правовыми ак1ами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство определен постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816.
В соответствии с постановлением Правительства РФ N 1816 получение разрешения на строительство не требуется:
1. Для строительства, реконструкции водопроводов и водоводов всех видов диаметром сети до 500 мм:
2. Линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм.
Учитывая нормы действующего законодательства РФ, диаметры сетей спорных объектов, для строительства данных объектов получения разрешения на строительство (а соответственно и разрешения на ввод в эксплуатацию) не требуется.
Таким образом, спорные объекты являются объектами недвижимого имущества, имеющими самостоятельное хозяйственное назначение - элемент централизованной системы холодного водоснабжения, водоотведения города Калининграда. Для строительства данных сооружений получение разрешительных документов не требуется
Перечень документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав, а также требования к ним, установлены статьями 14. 21 Закона N 218-ФЗ.
При этом согласно пункту 5 статьи 21 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Федеральным законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами.
Истребованием дополнительных документов, не предусмотренных Законом N 218-ФЗ и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что заявителем в Управление были предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности спорных объектов, апелляционный суд считает верными выводы суда первой инстанции о доказанности истцом совокупности оснований для признания оспариваемых решений Управления недействительными и удовлетворения заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правомерности выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.02.2023 и дополнительное решение от 20.02.2023 по делу N А21-6826/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
А.В. Радченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6826/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АГЕНТСТВО ПО ИМУЩЕСТВУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
05.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9486/2023
17.05.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8317/2023
20.02.2023 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-6826/2022
01.02.2023 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-6826/2022