11 сентября 2023 г. |
Дело N А56-92119/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Истягиной Л.В. (доверенность от 18.01.2023 N КО-48),
рассмотрев 11.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 по делу N А56-92119/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Светлана-Рост", адрес: 194156, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 27, лит. АД, оф. 208, 2 этаж, ОГРН 1047855125592, ИНН 7802309269 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адрес: 194214, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 73, лит. А, ОГРН 1027801558223, ИНН 7802114044 (правопреемник Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, далее - Фонд), о признании недействительным решения от 16.06.2022 N 782922200025703 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельныхтребований относительно предмета спора привлечены: филиал N 29 Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал N 25 государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Филиал N 25 Московского РО ФСС РФ), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Податель жалобы ссылается на то, что обособленное подразделение Общества в Санкт-Петербурге не было зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Фонда и сведения о начислении им страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и произведенных расходах на выплату страхового обеспечения в электронных ресурсах отделения Фонда отсутствуют, в связи с чем у Фонда отсутствует возможность обработки переданных файлов с информацией о начислениях из РСВ обособленного подразделения Общества в спорный период. При этом, обращаясь к положениям подпунктов 7 и 11 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Фонд указывает, что если обособленное подразделение выплаты в отношении физических лиц не производит и у него нет своего счета, то уплата страховых взносов осуществляется головной организацией с учетом данных по обособленному подразделению. Вместе с тем, в сведениях (расчетах по страховым взносам) Общества за 2018 год, представленных налоговыми органами в рамках межведомственного взаимодействия, выплаты в пользу работников, а также расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, работникам обособленного подразделения не отражены.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, полагая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что внеочередным общим собранием акционеров Общества принято решение от 17.11.2016 об изменении его местонахождения, в соответствии с которым местом нахождения Общества стал г. Москва. По месту нахождения Общество поставлено на налоговый учет, а также на учет в качестве страхователя.
Приказом генерального директора Общества от 25.01.2017 было создано обособленное подразделение Общества в Санкт-Петербурге. Обособленное подразделение на основании указанного приказа наделено полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц.
Поскольку обособленное подразделение в Санкт-Петербурге в соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 4.1, пунктом 2 части 1 статьи 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), не имело открытых банковских счетов в кредитных организациях, регистрация Общества по месту нахождения обособленного подразделения в территориальном органе страховщика не была осуществлена.
В 2020 году было принято решение об изменении места нахождения Общества, в соответствии с которым местом нахождения Общества стал Санкт-Петербург. Общество зарегистрировано в качестве страхователя в региональном отделении Фонда социального страхования в Санкт-Петербурге.
Общество обратилось в филиал регионального отделения с заявлением о возмещении (выделении) 1 699 915 руб. 33 коп. на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2018 по 31.12.2018.
Фондом была проведена камеральная проверка, по результатам которой составлен акт от 06.05.2022 N 78292220002501 и вынесено решение от 16.06.2022 N 782922200025703 об отказе Обществу в возмещении средств на осуществление расходов на выплату страхового обеспечения.
Основанием для принятия решения Фонда от 16.06.2022 N 782922200025703 явилось то обстоятельство, что обособленное подразделение Общества в 2018 году не было зарегистрировано в качестве страхователя, сведения о начислении им страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и произведенных расходах на выплату страхового обеспечения в электронных ресурсах Фонда отсутствуют.
Общество обратилось с заявлением о возмещении понесенных расходов в Филиал N 25 Московского РО ФСС РФ, который 17.08.2022 уведомил Общество, что поскольку Общество снято с учета и задолженность за территориальным органом отсутствует, то основания для принятия и рассмотрения заявления о возмещении расходов отсутствуют.
Полагая принятое Фондом решение от 16.06.2022 N 782922200025703 неправомерным и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1.2, 2.1, 2.3, 3, 4, 4.1, 4.6, 4.7 Закона N 255-ФЗ, статьями 32, 84, 419, 431 НК РФ, пришли к выводу, что Общество обоснованно обратилось в отделение Фонда с заявлением о выделении денежных средств на выплату страхового обеспечения в спорной сумме по расходам по обособленному подразделению в Санкт-Петербурге, и отказ Фонда в выделении денежных средств по приведенному в решении Фонда основанию является незаконным.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Статьей 4.1 Закона N 255-ФЗ закреплено право страхователя на обращение к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.
Права и обязанности страхователей как плательщиков страховых взносов устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 3 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ).
Статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ установлен порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ сумма страховых взносов, подлежащих перечислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных страхователями расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
На основании части 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.
В силу взаимосвязанных положений частей 4, 4.1 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки. Копия решения о выделении средств страхователю направляется территориальным органом страховщика в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения. Порядок и сроки направления указанной информации определяются соглашением об информационном обмене, заключенным между Фондом социального страхования Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в суд (части 5, 6 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ).
Статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ установлены условия обращения страхователя за возмещением расходов на выплату страхового обеспечения (суммы расходов на выплату страхового обеспечения превышает сумму начисленных страховых взносов, подлежащих уплате), а также порядок принятия решений страховщиком по такому обращению.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету (часть 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Как следует из материалов дела, основанием для отказа Обществу в выделении средств на возмещение расходов послужило отсутствие регистрации обособленного подразделения Общества в качестве страхователя.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Страхователи подлежат регистрации по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами банковские счета в кредитных организациях и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (часть 2 статьи 2.3 Закона N 255-ФЗ).
Согласно подпункту 1 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователи обязаны зарегистрироваться в территориальном органе страховщика в случаях и порядке, которые установлены статьей 2.3 настоящего Федерального закона.
Судами установлено, что все выплаты и иные вознаграждения производились самим Обществом, а не его обособленным подразделением в Санкт-Петербурге, поскольку у обособленного подразделения отсутствовал отдельный расчетный счет, и оно не отвечало требованиям для постановки на учет в качестве страхователя в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации.
В связи с произошедшей с 01.01.2017 передачей функции администрирования страховых взносов (за исключением страховых взносов на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний) в налоговый орган, Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 84 НК РФ дополнена пунктом 3.1, согласно которому обособленные подразделения юридических лиц, наделенные полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, подлежат постановке на учет в налоговом органе.
Плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы (статья 19 НК РФ). Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.
В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Налоговый орган, в соответствии с пунктом 2 статьи 84 НК РФ, обязан осуществить постановку на учет российской организации по месту нахождения ее филиала на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в течение пяти дней со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан представить в электронной форме в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российских организаций, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.
Согласно пункту 7 статьи 431 НК РФ плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Пунктом 11 статьи 431 НК РФ устанавливается правило уплаты организацией страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам по месту ее нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, на момент обращения с заявлением о возмещении расходов Общество располагается на территории Санкт-Петербурга и зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе страховщика - в Государственном учреждении - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 29, состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу по месту своего нахождения.
Расчеты по страховым взносам за 2018 год Обществом направлены в налоговую инспекцию по месту учета в городе Москве, а также в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу, по месту нахождения обособленного подразделения, которые по каналам электронной связи в соответствии с соглашением об информационном обмене с применением криптографических средств защиты информации передавали полученные расчеты в региональное отделение Фонда.
Принимая во внимание, что Обществом представлен в Фонд полный перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения Фонда о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения (утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России N 951н), а обстоятельства, указанные в статье 4.7 Закона N 255-ФЗ, являющиеся основанием для отказа в выделении средств, отсутствуют, суды пришли к обоснованному выводу о признании решения Фонда недействительным.
Установленные судами обстоятельства в кассационной жалобе Фонда не опровергнуты.
Кассационная инстанция отклоняет довод Фонда о невозможности обработки файлов с информацией о начислениях из РСВ и отсутствии в этих сведениях информации по обособленному подразделению Общества за 2018 год, поскольку отделение Фонда не было лишено возможности проверить (определить) заявленную к возмещению сумму по структурному подразделению Общества с учетом представленных документов.
Кроме того, факт предоставления расчетов и произведение выплат не ставился под сомнение уполномоченными органами.
Спора между сторонами относительно предъявленных сумм средств на выплату страхового обеспечения не имеется, Фондом заявленная Обществом сумма возмещения расходов по существу не оспаривалась.
Несогласие подателя жалобы с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о допущенных судами нарушениях норм права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 по делу N А56-92119/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 7 статьи 431 НК РФ плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Пунктом 11 статьи 431 НК РФ устанавливается правило уплаты организацией страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам по месту ее нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
...
Принимая во внимание, что Обществом представлен в Фонд полный перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения Фонда о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения (утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России N 951н), а обстоятельства, указанные в статье 4.7 Закона N 255-ФЗ, являющиеся основанием для отказа в выделении средств, отсутствуют, суды пришли к обоснованному выводу о признании решения Фонда недействительным."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 сентября 2023 г. N Ф07-12078/23 по делу N А56-92119/2022