г. Санкт-Петербург |
|
07 июня 2023 г. |
Дело N А56-92119/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Геворкян Д.С., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Сизовым А.К.
при участии:
от заявителя: Зубкова А.В. по доверенности от 12.10.2022
от заинтересованного лица: Истягина Л.В. по доверенности от 18.01.2023
от 3-его лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13854/2023) Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (правопреемник Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2023 по делу N А56-92119/2022 (судья Мильгевская Н.А.), принятое
по заявлению АО "Светлана-Рост"
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (правопреемник Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации)
третьи лица: Филиал N 29 Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиал N 25 государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, МИФНС N 17 по Санкт-Петербургу,
об оспаривании решения от 16.06.2022 N 782922200025703,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Светлана-Рост" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (правопреемник Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации) (далее - Фонд) о признании недействительным решения от 16.06.2022 N 782922200025703 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмет спора привлечены третьи лица: Филиал N 29 Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиал N 25 государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, МИФНС N 17 по Санкт-Петербургу.
Решением суда первой инстанции от 21.03.2023 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Фонд правомерно принял обжалуемое решение, поскольку филиал (подразделение) Общества в спорный период не являлись страхователями по месту своего нахождения, соответственно, заявление и документы для возмещения произведенных расходов на выплату страхового обеспечения должны подаваться по месту нахождения организации после предоставления уточненной отчетности.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, наставал на ее удовлетворении.
Представитель Общества с жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Третьи лица, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела внеочередным общим собранием акционеров принято решение от 17.11.2016 об изменении местонахождения ЗАО "Светлана-Рост", в соответствии с которым местом нахождения Общества стала г. Москва. По месту нахождения Общество поставлено на налоговый учет, а также на учет в качестве страхователя.
Приказом генерального директора от 25.01.2017 было создано обособленное подразделение Общества в г. Санкт-Петербург. Обособленное подразделение на основании указанного Приказа наделено полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц.
В соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ страхователи обязаны зарегистрироваться в территориальном органе страховщика в случаях и порядке, которые установлены статьей 2.3 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 2.3 Закона N 255-ФЗ регистрация страхователей - юридических лиц осуществляется в территориальных органах страховщика по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами банковские счета в кредитных организациях и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Поскольку обособленное подразделение в г. Санкт-Петербург не имело открытых банковских счетов в кредитных организациях, регистрация Общества по месту нахождения обособленного подразделения в территориальном органе страховщика не была осуществлена.
В 2020 году принято решение об изменении места нахождения Общества, в соответствии с которым место нахождения Общества стал г. Санкт-Петербург. Общество зарегистрировано в качестве страхователя в региональном отделении Фонда социального страхования в г. Санкт-Петербург.
Общество обратилось в Филиал регионального отделения с заявлением о возмещении (выделении) необходимых средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 год в сумме 1 699 915,33 руб.
Фондом проведена камеральная проверка, по результатам которой составлен акт N 78292220002501 от 06.05.2022 и 16.06.2022 вынесено Решение N 782922200025703 об отказе в возмещении средств на осуществление расходов на выплату страхового обеспечения.
Основанием для принятия данного решения явилось то обстоятельство, что обособленное подразделение Общества в 2018 году не было зарегистрировано в качестве страхователя, сведения о начислении ими страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и произведенных расходах на выплату страхового обеспечения в электронных ресурсах Фонда отсутствуют.
Общество обратилось с заявлением о возмещении понесенных расходов в филиал N 25 ГУ - Московского регионального отделения ФСС РФ.
17.08.2022 филиал N 25 ГУ - Московского регионального отделения ФСС РФ уведомил заявителя, о том, что поскольку Акционерное общество "Светлана-Рост" снято с учета и задолженность за территориальным органом отсутствует, оснований для принятия и рассмотрения заявления о возмещении расходов отсутствуют.
Полагая, что решение фонда от 16.06.2022 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы страхователя, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу положений статьи 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) под обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством понимается исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных настоящим Федеральным законом.
Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения регламентировано статьей 3 Федерального закона N 255-ФЗ и предполагает использование средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также средств страхователя в случаях, предусмотренных соответствующей статьей закона.
Статьей 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ закреплено право страхователя на обращение к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.
Права и обязанности страхователей как плательщиков страховых взносов устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 3 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ).
Статьей 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ установлен порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ сумма страховых взносов, подлежащих перечислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных страхователями расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
На основании части 3 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.
В силу взаимосвязанных положений частей 4, 4.1 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки. Копия решения о выделении средств страхователю направляется территориальным органом страховщика в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения. Порядок и сроки направления указанной информации определяются соглашением об информационном обмене, заключенным между Фондом социального страхования Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в суд (части 5, 6 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ). Статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ установлены условия обращения страхователя за возмещением расходов на выплату страхового обеспечения (суммы расходов на выплату страхового обеспечения превышает сумму начисленных страховых взносов, подлежащих уплате), а также порядок принятия решений страховщиком по такому обращению.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету (часть 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ).
В рассматриваемом случае, основанием для отказа страхователю в выделении средств на возмещение расходов, Фонд указал на отсутствие регистрации обособленного подразделения Общества в качестве страхователя.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 2.3 Федерального закона N 255-ФЗ страхователи подлежат регистрации по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами банковские счета в кредитных организациях и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
В соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ страхователи обязаны зарегистрироваться в территориальном органе страховщика в случаях и порядке, которые установлены статьей 2.3 настоящего Федерального закона.
В связи с произошедшей с 01.01.2017 передачей функции администрирования страховых взносов (за исключением страховых взносов на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний) в налоговый орган, Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 84 НК РФ дополнена пунктом 3.1, согласно которому обособленные подразделения юридических лиц, наделенные полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, подлежат постановке на учет в налоговом органе.
Плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы (статья 19 НК РФ). Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.
В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Налоговый орган, в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации, обязан осуществить постановку на учет российской организации по месту нахождения ее филиала на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в течение пяти дней со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан представить в электронной форме в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российских организаций, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.
Согласно пункту 7 статьи 431 НК РФ плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Пунктом 11 статьи 431 НК РФ устанавливается правило уплаты организацией страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам по месту ее нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на момент обращения с заявлением о возмещении расходов Общество располагается на территории города Санкт-Петербурга и зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе страховщика - в Государственном учреждении - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 29, состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Санкт-Петербургу по месту своего нахождения.
Расчеты по страховым взносам за 2018 год Обществом направлены в налоговую инспекцию по месту учета в г. Москве, а также в МИ ФНС N 17 по Санкт-Петербургу, по месту нахождения обособленного подразделения, которые по каналам электронной связи в соответствии с соглашением об информационном обмене с применением криптографических средств защиты информации передавали полученные расчеты в региональное отделение ФСС.
Поскольку Обществом представлен в Фонд полный перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования РФ о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 951н, а обстоятельства, указанные в статье 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ, являющиеся основанием для отказа в выделении средств, отсутствуют, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у Фонда оснований для принятия обжалуемого решения, в связи с чем, обоснованно признал решение Фонда от 16.06.2022 недействительным.
Выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Верховного суда РФ от 13.01.2021 N 304-ЭС20-20938.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2023 по делу N А56-92119/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
Д.С. Геворкян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-92119/2022
Истец: АО "СВЕТЛАНА-РОСТ"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ
Третье лицо: ГУ ФИЛИАЛ N 29 - САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦТАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ, ГУ ФИЛИАЛ N25 - МОСКОВСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу, ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ