19 сентября 2023 г. |
Дело N А42-9698/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 19.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фитнес-центр" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2023 по делу N А42-9698/2022,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Апатиты (184209, Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Ленина, д. 1; ОГРН 1025100509774; ИНН 5101000398; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фитнес-центр" (184209, Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Московская, д. 8, кв. 3; ОГРН 1205100003140; ИНН 5118004866; далее - Общество) о возложении на него обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать на земельном участке с кадастровым номером 51:14:0030701:38, расположенном по адресу: Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Космонавтов, д. 22, вывоз отходов производства и потребления, в том числе строительного мусора, а также заменить сплошное глухое металлическое ограждение на декоративное ажурное металлическое ограждение (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда первой инстанции от 19.01.2023 исковые требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 06.06.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 51:14:0030701:38 (площадь 4990+/-24,72 кв.м.) и расположенного на нем здания с кадастровым номером 51:14:30701:129 (436,4 кв.м.) (далее - здание), находящегося по адресу: Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Космонавтов, д. 22.
Администрация на основании задания от 27.04.2022 N 34 провела выездное обследование соблюдения Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области от 23.10.2017 N 548 (далее - Правила N 548) по адресу указанного здания и прилегающей к нему территории.
Согласно протоколу осмотра и акту от 28.04.2022 N 34 на земельном участке (с обратной стороны здания) в нарушение требований пунктов 8.2.1, 8.2.46, 8.2.54, 8.3.8 Правил N 548 имеется скопление отходов производства и потребления, в том числе строительного мусора, а также отсутствует домовой знак (указатель наименования улицы и указатель номера дома).
По указанному факту Обществу выдано предостережение от 28.04.2022 N 103 о недопустимости нарушения обязательных требований Правил N 548.
В рамках осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства территории муниципального образования Администрация на основании задания от 13.05.2022 N 35 без взаимодействия с контролируемым лицом провела выездное обследование здания и прилегающей к нему территории.
В ходе контрольного мероприятия Администрация выявила и зафиксировала в протоколе осмотра и акте от 16.05.2022 N 35, скопление на земельном участке (с обратной стороны здания) отходов производства и потребления, в том числе строительного мусора, на здании отсутствует домовой знак с указанием наименования улицы и номера дома.
О недопустимости нарушения обязательных требований Обществу выдано предостережение от 16.05.2022 N 108 с предложением устранить выявленные нарушения в срок до 31.05.2022.
На основании задания от 30.05.2022 N 40 Администрация провела выездное обследование здания и прилегающей к нему территории в рамках осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства территории муниципального образования без взаимодействия с контролируемым лицом на предмет контроля исполнения ранее выданного предостережения от 28.04.2022 N 103.
Согласно протоколу осмотра и акту от 31.05.2022 N 40 на земельном участке (с обратной стороны здания) имеется скопление отходов производства и потребления, в том числе строительного мусора, на здании отсутствует домовой знак с указанием наименования улицы и номера дома, имеется яма в бетонном покрытии.
Об устранении выявленных нарушений Обществу выдано предостережение от 31.05.2022 N 134 о недопустимости нарушения обязательных требований.
От Общества 01.06.2022 в Администрацию поступили возражения, в которых указано, что отсыпание территории земельного участка отходами строительных материалов является общей практикой, работы будут выполнены до 30.09.2022; домовой знак будет установлен до 27.06.2022.
На основании задания от 17.06.2022 N 48 Администрация провела выездное обследование здания и прилегающей к нему территории в рамках осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства территории муниципального образования без взаимодействия с контролируемым лицом на предмет контроля исполнения ранее выданного предостережения от 31.05.2022 N 134.
Согласно протоколу осмотра и акту от 20.06.2022 N 48 на земельном участке (с обратной стороны здания) в нарушение требований пунктов 8.2.1, 8.2.46, 8.2.54 Правил N 548 имеется скопление отходов производства и потребления, в том числе строительного мусора, а также бетонное покрытие с неогороженной ямой.
Об устранении выявленных нарушений Обществу выдано предостережение от 20.06.2022 N 148 о недопустимости нарушения обязательных требований.
На основании задания от 22.07.2022 N 72 Администрация провела выездное обследование здания и прилегающей к нему территории в рамках осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства территории муниципального образования без взаимодействия с контролируемым лицом на предмет контроля исполнения ранее выданного предостережения от 20.06.2022 N 148.
Согласно акту осмотра от 25.07.2022 N 72 доступ на земельный участок (с обратной стороны здания) закрыт - огражден сплошным металлическим забором зеленого цвета; провести проверку исполнения выданного предостережения от 20.06.2022 N 148 не представляется возможным.
На основании задания от 04.07.2022 N 64 Администрация провела выездное обследование земельного участка в рамках осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства территории муниципального образования без взаимодействия с контролируемым лицом для проверки устранения нарушений установки ограждения территории земельного участка.
Согласно акту осмотра от 08.07.2022 N 64 земельный участок (с обратной стороны здания) в нарушение пункта 2.4.4 Правил N 548 огражден сплошным, глухим металлическим забором.
О недопустимости нарушения обязательных требований Обществу выдано предостережение от 08.07.2022 N 177 с предложением заменить металлическое ограждение в срок до 25.07.2022.
Впоследствии на основании заданий от 22.07.2022 N 73, от 30.08.2022 N 88, от 30.09.2022 N 98 Администрация провела выездные обследования земельного участка на предмет устранения выявленного нарушения Правил N 548, в ходе которых было установлено и отражено в актах и протоколах осмотра от 25.07.2022 N 73, от 31.08.2022 N 88, от 03.10.2022 N 98, что нарушение не устранено.
По результатам указанных контрольных мероприятий Администрация выдала Обществу предостережения от 25.07.2022 N 187, от 31.08.2022 N 217, от 03.10.2022 N 251 о недопустимости нарушения обязательных требований со сроками исполнения до 31.08.2022, 03.10.2022, 10.11.2022 соответственно.
В связи с непринятием Обществом мер по устранению указанных нарушений, неисполнением выданных предостережений, многочисленными обращениями жителей г. Апатиты Администрация направила информацию в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и потребителей и благополучия человека по Мурманской области в городе Апатиты, городе Кировск и Ковдорском районе (далее - Территориальный отдел).
Территориальным отделом в отношении ответчика вынесено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований, о чем Администрации 30.06.2022 направлена соответствующая информация.
Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области Обществу выдано предостережение от 15.06.2022 N 30-04/6369-СН о недопустимости нарушения обязательных требований и принятии необходимых мер по охране и защите земельного участка от негативного воздействия на окружающую среду с целью его очистки от отходов производства и потребления.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области на запрос Администрации от 05.07.2022 N 599-19/22 предоставлена информация об использовании спорного земельного участка с нарушением статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (письмо от 07.07.2022 N 05975-22).
Поскольку вывоз отходов производства и потребления с земельного участка не осуществлен и по информации Управления архитектуры и градостроительства Администрации от 07.07.2022 N 990-06/22 проектная документация на устройство ограждения земельного участка не представлена Администрация направила Обществу претензию от 23.09.2022 N 4072-01/22 с требованием об устранении допущенных нарушений.
В связи с отклонением Обществом претензии Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности исковых требований, удовлетворил их в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В силу части 2 статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут, в частности, регулировать вопросы: внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений (пункт 2); проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ (пункт 3); уборки территории муниципального образования (пункт 10).
Как предусмотрено пунктом 8.2.1 Правил N 548, юридические лица и физические лица обязаны обеспечивать своевременную и качественную уборку принадлежащих им на праве собственности или на другом вещном праве земельных участков в соответствии с законодательством.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, вывозу (транспортировке), использованию, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для населения и окружающей среды (пункт 8.2.46 Правил N 548).
Согласно пункту 8.2.54 Правил N 548 запрещается загрязнять территории муниципального образования отходами производства и потребления.
В соответствии с пунктом 8.3.8 Правил N 548 многоквартирные дома, административные, производственные и другие здания должны быть оборудованы домовыми знаками (указателями почтового адреса).
Пунктом 2.4.4 Правил N 548 предусмотрено, что на территориях общественного, жилого, рекреационного назначения применяются декоративные ажурные металлические ограждения. Применение сплошных, глухих и железобетонных ограждений в зоне общественного, жилого, рекреационного назначения, в том числе при проектировании ограждений многоквартирных домов, запрещено.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Обществом допущено нарушение указанных требований Правил N 548 - на земельном участке имеется скопление отходов производства и потребления, в том числе строительного мусора, на территории земельного участка применено сплошное, глухое металлическое ограждение.
Судами также установлено, что доказательств исполнения предостережений Администрации в материалы дела не представлено, проектная документация на устройство ограждения земельного участка в соответствии с Правилами N 548 в Администрацию от ответчика не представлена.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности исковых требований Администрации и удовлетворил их в полном объеме. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
При этом, отклоняя довод Общества об отмене Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр, суды указали, что Правила N 548, являясь муниципальным правовым актом, принятым органом местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2023 по делу N А42-9698/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фитнес-центр" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут, в частности, регулировать вопросы: внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений (пункт 2); проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ (пункт 3); уборки территории муниципального образования (пункт 10).
...
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности исковых требований Администрации и удовлетворил их в полном объеме. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
При этом, отклоняя довод Общества об отмене Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр, суды указали, что Правила N 548, являясь муниципальным правовым актом, принятым органом местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 сентября 2023 г. N Ф07-12548/23 по делу N А42-9698/2022