21 сентября 2023 г. |
Дело N А21-8526/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от акционерного общества "Россети Янтарь" Юриной А.А. (доверенность от 01.01.2022), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области Казакова М.Ю. (доверенность от 10.03.2023),
рассмотрев 20.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Россети Янтарь" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по делу N А21-8526/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Россети Янтарь", адрес: 236035, Калининград, Театральная ул., д. 34, ОГРН 1023900764832, ИНН 3903007130 (далее - АО "Россети Янтарь"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее - Управление, УФАС), о признании недействительными решения от 18.07.2022 N 039/07/3-595/2022 и предписания от 18.07.2022 N 28-Т/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "СБ "Регион", адрес: 236016, Калининград, ул. 1812 года, д. 126, пом. XLII из лит. А, ОГРН 1153926000150, ИНН 3906900775.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 19.01.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе АО "Россети Янтарь", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит изменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, заявка ООО "СБ "Регион" была обоснованно отклонена от участия в закупке, так как указанный участник закупки предложил к поставке оборудование - шкаф ССПИ "ИНБРЭС-ШТМ" (производитель ООО "Инбрэс"), не представив при этом в соответствии с требованиями пункта 3.5.6 части I документации о закупке сведения в отношении полного состава предлагаемых к поставке шкафов и не привел конкретные значения характеристик предлагаемой продукции по каждому показателю требований, изложенных в проектной документации, то есть техническое предложение было подготовлено с нарушением требований закупочной документации.
В судебном заседании представитель АО "Россети Янтарь" поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель УФАС возражал против удовлетворения жалобы.
ООО "СБ "Регион" надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителей для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 25.05.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru/) АО "Россети Янтарь" (заказчик) опубликовало извещение N 32211415535 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования по титулу "Реконструкция распределительных сетей 6-10 кВ в г. Калининграде с заменой КЛ 6 кВ протяженностью 27,675 км (без прироста), КЛ 10 кВ протяженностью 27,762 км (без прироста) и перевод ВЛ 6-10 кВ общей протяженностью 6,82 км в кабельное исполнение. Модернизация 300 ТП, РП 6-10 кВ с установкой пунктов учета электроэнергии и устройств телемеханики в г. Калининграде" (II этап) Лот 2 (далее - закупка); начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет 143 103 823,68 руб. с НДС / 119 253 186,40 руб. без НДС.
Закупка проводилась в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2021 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
В соответствии с протоколом от 10.06.2022 N 201483 вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке поступили заявки ООО "СБ "Регион", ООО "Прософт-Системы", ООО "Трансэнергоснаб" и ООО "СКБ Электронного приборостроения".
Согласно протоколу от 24.06.2022 N 2/32211415535 заочного заседания закупочной комиссии о рассмотрении заявок участников и подведении итогов заявки ООО "СБ "Регион", ООО "Трансэнергоснаб" и ООО "СКБ Электронного приборостроения" были отклонены от участия в закупке; к дальнейшему рассмотрению допущена только заявка ООО "Прософт-Системы".
Как следует из протокола от 24.06.2022 N 2/32211415535, заявка ООО "СБ "Регион" отклонена на основании подпункта "д" пункта 5.4.2 части I документации о закупке. В обоснование отклонения указанной заявки заказчик сослался на то, что согласно проектной документации (приложению к техническому заданию - часть V документации о закупке) к поставке указано оборудование - шкаф ССПИ производства завода-изготовителя "Прософт-Системы"; в состав шкафа ССПИ должны входить: контроллер ССПИ, многофункциональный измерительный преобразователь, блок питания с функцией UPS TRIO-UPS, аккумуляторная батарея 12 В, 12 Ач, катушка Роговского в комплекте с кабелем 10 м, GSM антенна в комплекте с кабелем и кронштейном; ООО "СБ "Регион" предложило аналогичный товар ("товар эквивалент") - шкаф "ИНБРЭС-ШТМ"; при этом в нарушение требований пункта 3.5.6 части I документации о закупке в техническом предложении участника отсутствуют сведения в отношении полного состава предлагаемых шкафов и не приведены конкретные значения характеристик предлагаемой продукции по каждому показателю требований, изложенных в проектной документации.
ООО "СБ "Регион" обратилось в Управление с жалобой на действия заказчика и его закупочной комиссии, выразившиеся в необоснованном отклонении заявки ООО "СБ "Регион" от участия в закупке.
Решением УФАС от 18.07.2022 N 039/07/3-595/2022 жалоба ООО "СБ "Регион" признана частично обоснованной; в действиях закупочной комиссии заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Предписанием от 18.07.2022 N 28-Т/2022 Управление обязало заказчика и его закупочную комиссию устранить выявленные нарушения, для чего в срок не позднее 29.07.2022 необходимо: отменить протокол заочного заседания закупочной комиссии о рассмотрении заявок участников и подведении итогов от 24.06.2022 N 2/32211415535; вернуться на стадию рассмотрения общих частей заявок участников на участие в закупке.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, АО "Россети Янтарь" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности оспариваемых решения и предписания, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:
- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
- требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Советом директоров ПАО "Россетти" 17.12.2018 утвержден Единый стандарт закупок ПАО "Россетти" (Положение о закупке), пунктом 8.1.6.5 которого установлено, что требования к участникам закупки, а также критерии и порядок оценки заявок устанавливаются в документации о закупке в соответствии с приложением 2 к Положению о закупке "Требования к участникам закупок, критерии и методики оценки заявок участников закупок" (пункт 13.2 Положения о закупке), и могут касаться иных требований и критериев, установленных в соответствии с приложением 2 к названному Положению.
В соответствии с пунктом 8.1.6.11 Положения о закупке закупочная комиссия отклоняет заявку участника, если участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о закупке.
Приложением 2 к Положению о закупке являются "Типовые требования к участникам закупок, критерии и методики оценки заявок участников закупок" (далее - Типовые требования).
Пунктом 7.2 Типовых требований установлено, что требования о предоставлении участником в составе заявки документов и сведений утверждаются закупочной комиссией и устанавливаются в зависимости от способа закупки, предмета и условий заключаемого по результатам закупки договора, установленных в документации о закупке отборочных критериев и критериев оценки.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 5.4.2 части I документации о закупке закупочная комиссия отклоняет заявку участника на этапе рассмотрения общих частей заявок в случае несоответствия заявки участника требованиям, установленным в закупочной документации, в том числе требованиям к содержанию и оформлению заявки, несоответствия по сроку действия оферты.
Требования к содержанию заявки на участие в закупке установлены разделом 3 части I документации о закупке.
Пунктом 3.5.5 части I документации о закупке предусмотрено, что описание участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, описание выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик, осуществляется участниками закупки в соответствии с требованиями части V документации "Техническая часть" по формам, установленным в ее части III "Образцы форм для заполнения участниками закупки".
Согласно разделу "Техническая часть" документации о закупке технические требования к продукции (предмету закупки) представлены в виде отдельного файла в составе приложения N 2 к документации о закупке "Техническое задание".
Исчерпывающий перечень оборудования, являющегося предметом закупки, - шкафы ССПИ (САВС) в количестве 150 штук, поименован в разделе 8 Технического задания, а также в пункте 1.7.7 документации о закупке.
Пунктом 5.7 Технического задания также предусмотрено, что предлагаемое оборудование должно соответствовать техническому заданию и проектной документации, являющейся приложением к Техническому заданию.
При этом согласно пункту 5.9 Технического задания допускается поставка товара с абсолютно аналогичными техническими характеристиками и потребительскими свойствами.
Пунктом 3.5.6 части I документации о закупке предусмотрено, что участник закупки должен принять во внимание, что, если иное не установлено документацией о закупке, ссылки в документации о закупке на конкретный тип продукции, производителя, носят лишь рекомендательный, а не обязательный характер. Участник закупки может представить в своей заявке иные типы продукции, при условии, что произведенные замены совместимы между собой, по существу равноценны (эквивалентны) или превосходят по качеству требуемую продукцию, указанную в части V "Техническая часть". В случае предложения участником закупки продукции иного типа ("аналог", "товар эквивалент") и в случае, если в документации о закупке установлено требование о соответствии продукции требованиям конкретных государственных стандартов, технических условий, стандартов организации либо проектной документации, участник закупки в составе своего технического предложения (входящего в заявку участника) должен привести конкретные значения характеристик предлагаемой продукции по каждому показателю требований, изложенных в государственных стандартах, технических условиях, стандартах организации и проектной документации, требование о соответствии которым установлено в документации о закупке.
В пункте 5.14 Технического задания установлены конкретные технические требования, которым должно соответствовать оборудование; установлены требования к шкафу ССПИ (САВС) и контроллеру САВС.
В проектной документации заказчиком указано оборудование - шкаф ССПИ производства завода-изготовителя "Прософт-Системы". В состав шкафа ССПИ должны входить: контроллер ССПИ, многофункциональный измерительный преобразователь, блок питания с функцией UPS TRIO-UPS, аккумуляторная батарея 12 В, 12 Ач, катушка Роговского в комплекте с кабелем 10 м, GSM антенна в комплекте с кабелем и кронштейном.
ООО "СБ "Регион" предложило аналогичный товар ("товар эквивалент") - шкаф "ИНБРЭС-ШТМ" (производитель ООО "Инбрэс").
Закупочная комиссия заказчика посчитала, что в нарушение требований пункта 3.5.6 части I документации о закупке в техническом предложении участника отсутствуют сведения в отношении полного состава предлагаемых шкафов и не приведены конкретные значения характеристик предлагаемой продукции по каждому показателю требований, изложенных в проектной документации.
Вместе с тем, судами установлено, что направленное ООО "СБ "Регион" в составе заявки техническое предложение (том 2 л.д. 49-54) подготовлено по форме, установленной в части III "Образцы форм для заполнения участниками закупки" и содержало конкретные предложения участника по всем приведенным в пункте 5.14 Технического задания характеристикам поставляемого оборудования (шкаф ССПИ (САВС) и контроллер САВС).
В техническом предложении (абзац 2) ООО "СБ "Регион" выразило свое согласие на поставку товара в полном соответствии с документацией о закупке, в том числе с Техническим заданием и проектом договора, и представило в табличной форме сведения о конкретных значениях показателей продукции, соответствующих требованиям документации о закупке (пункту 5.14 Технического задания).
Суды не выявили, что предложенное ООО "СБ "Регион" оборудование и оборудование завода-изготовителя "Прософт-Системы" (указанное в проектной документации) относятся к разным типам продукции в силу различия их назначения, принципов работы, конструкций и технических параметров.
В пункте 5.14 Технического задания указаны характеристики к типам оборудования: "Шкаф ССПИ (САВС)" и "Контролер САВС".
Как установлено судами, в техническом предложении ООО "СБ "Регион" указаны характеристики оборудования "Шкаф ССПИ (САВС)" и "Контролер САВС", которые по всем параметрам совпадают с параметрами, указанными в пункте 5.14 Технического задания.
Также судами установлено, что проектная документация не содержит иных требований к поставляемой продукции, помимо тех, которые приведены в пункте 5.14 Технического задания и подлежали бы отражению в техническом предложении участника закупки.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суды мотивированно согласились с выводом Управления о незаконном отклонении заявки ООО "СБ "Регион" от участия в закупке, что свидетельствует о нарушении АО "Россети Янтарь" требований пункта 2 части 1 части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
При рассмотрении дела судами установлены и надлежаще оценены все существенные для дела обстоятельства. Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по делу N А21-8526/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Россети Янтарь" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев 20.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Россети Янтарь" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по делу N А21-8526/2022,"
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 сентября 2023 г. N Ф07-11310/23 по делу N А21-8526/2022
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11310/2023
21.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8562/2023
21.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8648/2023
16.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7365/2023
28.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3172/2023
28.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3174/2023
19.01.2023 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-8526/2022