28 сентября 2023 г. |
Дело N А56-66797/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору сфере природопользования Сапонджяна Е.В. (доверенность от 13.10.2022 N 01-19/21584),
рассмотрев 27.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору сфере природопользования на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023 по делу N А56-66797/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тепловые сети", адрес: 187000, Ленинградская обл., Тосненский р-н, г. Тосно, ул. Боярова, д. 1, ОГРН 1054700602990, ИНН 4716024190 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Управление), от 21.04.2022 N 02-20/8072 об отказе в возврате суммы излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), а также о возврате 557 841,24 руб. платы за НВОС.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2023 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023 решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить постановление от 23.05.2023 и оставить в силе решение от 09.02.2023. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Обществом пропущен установленный пунктом 2 статьи 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) срок для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченной платы за НВОС (3 года). Управление настаивает на том, что на момент подачи декларации за отчетный 2018 год, то есть на 01.03.2019, Общество знало о спорных платежах; обращение с заявлением о возврате платы через 3 года является злоупотреблением правом со стороны заявителя. В связи с этим, Управление считает, что оно обоснованно отказало Обществу в возврате денежных средств.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, от Управления в адрес Общества поступил акт сверки от 27.03.2021 N 219 по оплате за НВОС за 2018 год, согласно которому у Общества имеется переплата в размере 577 841,24 руб. Управление также сообщило Обществу о зачислении выявленной переплаты по умолчанию в счет будущих периодов.
Общество 30.03.2021 обратилось в Управление с заявлением о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС в размере 577 841,24 руб., приложив среди прочего акт сверки от 27.03.2021 N 219.
Указанное заявление не было возвращено Обществу, однако какого-либо решения по нему Управлением не вынесено.
Общество повторно обратилось в Управление с заявлением от 15.03.2022 о возврате указанной суммы излишне уплаченных платежей за НВОС.
Решением от 21.04.2022 N 1270 Управление отказало Обществу в возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС ввиду истечения трехлетнего срока на возврат средств из бюджетов Российской Федерации, установленного статьей 40.1 БК РФ.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела иском.
Суд первой инстанции признал, что у Управления имелись правовые и фактические основания для отказа в возврате излишне уплаченной за 2018 год суммы за НВОС в связи с пропуском срока подачи соответствующего заявления, предусмотренного пунктом 2 статьи 40.1 БК РФ. Установленный пунктом 2 статьи 40.1 БК РФ трехгодичный срок для подачи заявления о возврате излишне уплаченных платежей определен судом исходя из заявления Общества от 15.03.2022. При этом суд отклонил доводы Общества о наличии первоначально поданного заявления от 30.03.2021, указав на отсутствие доказательств оспаривания заявителем незаконного бездействия Управления, выразившегося в нерассмотрении указанного заявления.
Апелляционный суд, руководствуясь датой составления сторонами акта сверки N 219 (27.03.2021), и применив общий срок исковой давности, напротив, пришел к выводу, что заявление о возврате излишне уплаченной платы за НВОС было подано Обществом в пределах установленного срока. В связи с этим суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные Обществом требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Управления не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за НВОС взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов.
Порядок и сроки внесения платы за НВОС установлены статьей 16.4 Закона N 7-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год.
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате (пункт 5 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за НВОС.
Согласно пункту 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за НВОС, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 названного Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
В силу статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ излишне уплаченные суммы платы за НВОС подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущих отчетных периодов.
В соответствии с пунктом 36 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255), сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор), на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Росприроднадзором соответствующего заявления.
Согласно пункту 48 Правил N 255 решения о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм платы принимаются Росприроднадзором в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334 (далее - Порядок N 334), заявление о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы подается лицом, обязанным вносить плату (его представителем), в территориальный орган Росприроднадзора. К заявлению прилагается акт сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату.
Как предусмотрено пунктом 12 Порядка N 334, принятие территориальным органом Росприроднадзора решения о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы основывается на результатах проверки представленной лицом, обязанным вносить плату, декларации о плате и сведениях, имеющихся в распоряжении у территориального органа Росприроднадзора.
Согласно пункту 2 статьи 40.1 БК РФ заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
Факт наличия переплаты за НВОС за 2018 год в размере 557 841,24 руб. установлен судами, подтверждается актом сверки от 27.03.2021 N 219 и не оспаривается Управлением.
Исходя из того, что отчетным периодом в отношении платы за НВОС признается календарный год, сумма переплаты не может образоваться ранее даты последнего платежа.
В данном случае окончательный платеж за 2018 год произведен Обществом 14.02.2019, следовательно, заявление о возврате излишне уплаченного платежа могло быть им подано до 14.02.2022 (в течение трех лет со дня уплаты платежа).
Из материалов дела следует, что первоначально Общество обратилось в Управление с заявлением о возврате излишне уплаченного платежа посредством электронной почты 30.03.2021, приложив акт сверки от 27.03.2021 N 219 (л.д. 6), то есть выполнило требования пункта 6 Порядка N 334 (л.д. 6-7). Данное обстоятельство Управлением не опровергнуто. Довод Управления о получении в указанный период (31.03.2021 в 10 час. 05 мин.) только письма Общества от 30.03.2021 N 1115 не опровергает факт отправки Обществом 30.03.2021 (в 16 час. 16 мин.) заявления на возврат переплаты, что подтверждается соответствующим отчетом об отправке электронной корреспонденции на электронный адрес Управления (л.д. 7).
Вместе с тем указанное заявление не было рассмотрено Управлением.
Поскольку Общество обратилось в Управление в пределах установленного пунктом 2 статьи 40.1 БК РФ трехлетнего срока (30.03.2021), то у Управления отсутствовали основания для отказа Обществу в возврате излишне уплаченной платы по указанному основанию.
Подход апелляционного суда к исчислению трехлетнего срока с даты подписания сторонами акта сверки (27.03.2021) суд кассационной инстанции находит ошибочным. Однако указанный вывод суда не привел к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023 по делу N А56-66797/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору сфере природопользования - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.