02 октября 2023 г. |
Дело N А56-471/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области "Станция скорой медицинской помощи" Нефедовой О.А. (доверенность от 09.01.2023 N 1), от Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области Прядко А.Е. (доверенность от 19.04.2023 N 5),
рассмотрев 02.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2023 по делу N А56-471/2023,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Станция скорой медицинской помощи", адрес: 188641, Ленинградская обл., г. Всеволожск, ул. Приютинская, д. 13, пом. 350, ОГРН 1107847235374, ИНН 7804442273 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании представления Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, лит. А, ОГРН 1167847103753, ИНН 7842092407 (далее - Контрольный комитет), от 17.11.2022 N 32 в части пункта 1 требовательной части.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по здравоохранению Ленинградской области (далее - Комитет по здравоохранению).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2023, заявленные Учреждением требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Контрольный комитет, ссылаясь на неполное выяснение судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, а также на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об отказе Учреждению в удовлетворении требований.
По мнению подателя жалобы, судами первой и апелляционной инстанций не приведены положения нормативных правовых актов, которым не соответствует оспариваемый Учреждением пункт представления Контрольного комитета. Податель жалобы обращает внимание, что Учреждением произведена закупка материальных ценностей, превышающая на 21 851 единицу перечень материальных запасов за счет средств областного бюджета, выделенных на основании соглашения от 22.12.2020 N СИЦ-791/20 (далее - соглашение). Вместе с тем, изменения в части направления предоставленных на основании указанного соглашения денежных средств из областного бюджета на закупку большего количества материальных запасов, чем предусмотрено самим соглашением (приложение N 2), в указанное соглашение не вносилось, и в ходе проверки и возражений на акт Учреждение не представило доказательств изменений перечня материальных запасов. При этом, по мнению подателя жалобы, согласование Комитетом здравоохранения изменений количества приобретаемых товаров путем проставления резолюции "согласовано" с подписью на обращение Учреждения от 26.12.2020 N 1598/1-3, не имеет значения для дела, поскольку внесение изменений в соглашение возможно только путем заключения дополнительного соглашения (пункт 7.3 соглашения). Кроме того, резолюция не позволяет определить лицо ее поставившее, его полномочия и дату проставления. Контрольный комитет указывает, что в результате закупки большего количества материальных запасов, чем отражено в соглашении за счет средств областного бюджета за меньшие средства, чем предусмотрено в соглашении, образовалась экономия средств субсидии, подлежащая возврату в бюджет.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, полагая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Контрольного комитета поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобы, а представитель Учреждения возражал против ее удовлетворения.
Комитет по здравоохранению о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и Постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2014 N 522 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления из областного бюджета Ленинградской области субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Ленинградской области на иные цели" между Комитетом по здравоохранению и ГБУЗ ЛО "Территориальный центр медицины катастроф" (после изменения наименования - Учреждение), заключено соглашение от 22.12.2020 на предоставление Учреждению в 2020 году субсидии из областного бюджета Ленинградской области на приобретение средств индивидуальной защиты в целях реализации мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Ленинградской области в размере 111 852 400 руб.
Согласно пункту 2.1 соглашения субсидия предоставляется Учреждению для достижения целей, указанных в пункте 1.1 данного соглашения в размере, определенном Порядком, утвержденным распоряжением Комитета по здравоохранению 24.05.2016 N 144-о "О порядке рассмотрения заявок на проведение капитальных ремонтов и приобретение основных средств, не являющихся объектами недвижимости, государственных организаций, подведомственных Комитету по здравоохранению Ленинградской области".
Субсидия предоставляется Учреждению в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Комитету по здравоохранению в соответствии с утвержденным перечнем субсидий на иные цели Комитета по здравоохранению (пункт 2.2 соглашения).
Согласно пункту 2.4 соглашения субсидия предоставляется для достижения Учреждением следующих показателей результативности: приобретение средств индивидуальной защиты в целях проведения экстренных противоэпидемических мероприятий.
В приложении N 2 к соглашению установлен перечень приобретаемых услуг, основных средств и прочих материальных запасов, с указанием наименования, количества, цены и общей стоимости.
На основании распоряжения от 07.09.2022 N 138 Контрольным комитетом в период с 15.09.20202 по 17.10.2022 проведена плановая выездная проверка Учреждения на предмет использования субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетным (автономным) учреждением.
По результатам проведенных контрольных мероприятий Контрольным комитетом составлен акт плановой выездной проверки от 17.10.2022 и вынесено представление от 17.11.2022 N 32, в котором отражены, в том числе, следующие нарушения Учреждением целей, условий, порядка предоставления и использования субсидий на иные цели: в нарушение статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации Учреждением не исполнены обязательства по обеспечению использования выделенной по соглашению субсидии на иные цели в соответствии с доведенным приложением N 2 к соглашению в части превышения количества закупленных материальных ценностей на 21 851 единицу на общую сумму 1 542 590 руб. (сложившаяся экономия средств субсидии, образовавшаяся в результате снижения цены за единицу товара, должна значиться по состоянию на 01.01.2022 в составе остатка субсидии 2020 года в сумме 1 542 590 руб. и подлежать возврату в областной бюджет Ленинградской области); в нарушение пункта 15 Порядка определения объема и условий предоставления из областного бюджета Ленинградской области субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Ленинградской области на иные цели, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2014 N 522, действовавшего до 31.12.2020 (далее - Порядок N 522), пункта 9 Порядка определения объема и условий предоставления из областного бюджета Ленинградской области субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Комитету по здравоохранению, на иные цели, утвержденного приказом Комитета по здравоохранению от 30.12.2020 N 30, вступившего в силу с 01.01.2021 (далее - Порядок N 30), Учреждением не обеспечен своевременный, обусловленный пунктом 4.4.3 соглашения возврат в бюджет Ленинградской области неиспользованного (фактически использованного с нарушением порядка предоставления субсидии) остатка субсидии 2020 года по состоянию на 01.01.2022 в сумме 1 542 590 руб.
В соответствии с пунктом 1 требовательной части представления от 17.11.2022 N 32 Учреждению предписано принять меры по устранению нарушений, причин и условий, способствующих их совершению, в том числе: по подпунктам 1.1 и 1.2 необходимо осуществить возврат в областной бюджет Ленинградской области остатка субсидии на иные цели 2020 года в сумме 1 542 590 руб., фактически использованного в 2021 году с нарушением порядка предоставления субсидии по соглашению в результате допущенного превышения количества закупленных материальных ценностей на 21 851 единицу.
Полагая, что вынесенное Контрольным комитетом представление от 17.11.2022 N 32 в части пункта 1 требовательной части, является неправомерным и нарушает его права и законные интересы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, удовлетворил заявленные Учреждением требования.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для их отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, в том числе, контроль за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Следовательно, представление органами внутреннего государственного (муниципального) контроля выдается, в том числе при выявлении нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и заключенных во исполнение указанных договоров (соглашений) государственных (муниципальных) контрактов.
Согласно пункту 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 БК РФ) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Судами установлено, что согласно соглашению Учреждению в 2020 году была предоставлена субсидия из областного бюджета Ленинградской области на приобретение средств индивидуальной защиты в целях реализации мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Ленинградской области в размере 111 852 400 руб.
В приложении N 2 к соглашению установлен перечень приобретаемых услуг, основных средств и прочих материальных запасов (далее - перечень), в состав которого включены: одноразовая медицинская шапочка в количестве 448 740 ед. общей стоимостью 1 705 180 руб. (по 3,80 руб. за ед.); респиратор одноразовый в количестве 146 580 ед. общей стоимостью 6 889 260 руб.
(по 47 руб. за ед.); защитные очки одноразовые в количестве 90 002 ед. общей стоимостью 10 800 240 руб. (по 120 руб. за ед.); бахилы высокие в количестве 390 374 ед. общей стоимостью 23 422 440 руб. (по 60 руб. за ед.); защитный медицинский халат одноразовый в количестве 312 464 ед. общей стоимостью 37 495 680 руб. (по 120 руб. за ед.); защитный медицинский комбинезон одноразовый в количестве 175 220 ед. общей стоимостью 175 220 руб. (по 180 руб. за ед.).
Контрольный комитет по результатам проверки пришел к выводу, что Учреждением не исполнены обязательства по обеспечению использования выделенной по соглашению субсидии на иные цели в соответствии с доведенным приложением N 2 к соглашению в части превышения количества закупленных материальных ценностей на 21 851 единицу на общую сумму 1 542 590 руб. По мнению Контрольного комитета, сложившаяся экономия средств субсидии, образовавшаяся в результате снижения цены за единицу товара, должна значиться по состоянию на 01.01.2022 в составе остатка субсидии 2020 года в сумме 1 542 590 руб. и подлежит возврату в областной бюджет Ленинградской области.
В ходе проверки было установлено, что в рамках использования субсидии, предоставленной по соглашению, Учреждением по договорам от 28.12.2020 N 239/341 с ИП Беловой Е.М. и от 28.12.2020 N 240/341 с ООО "СК" приобретены материальные ценности в количестве, не соответствующем перечню (приложение N 2 к соглашению), а именно за счет заключения контрактов на приобретение материальных ценностей по более низкой цене нежели указано в приложении N 2 к соглашению, приобретено материальных ценностей больше на 21 851 единицу, чем установлено перечнем (приложение N 2 к соглашению). При этом, ассортимент приобретенных материальных ценностей соответствовал перечню (приложение N 2 к соглашению), а общая стоимость приобретенных материальных ценностей не превысила сумму субсидии (111 852 400 руб.)
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 4.2.2 и 4.2.3 соглашения Комитет по здравоохранению вправе принимать решения об изменении условий настоящего соглашения на основании информации и предложений Учреждения, а также принимать решение о наличии или отсутствии потребности в направлении остатка субсидии на цели, указанные в пункте 1.1 соглашения.
Пунктом 4.3.2 соглашения предусмотрено, что Учреждение обязуется использовать субсидию для достижения целей, указанных в пункте 1.1 соглашения, в соответствии с условиями предоставления субсидии, установленными пунктом 4 соглашения.
Согласно пункту 4.3.3 соглашения Учреждение обязано возвращать неиспользованный остаток субсидии в доход областного бюджета Ленинградской области в случае отсутствия решения Комитета здравоохранения о наличии потребности в направлении неиспользованного в отчетном году остатка субсидии на цели, указанные в пункте 1.1 соглашения.
Пунктом 15 Порядка N 522 также установлено, что не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки субсидий на иные цели, по которым не принято решение главного распорядителя средств областного бюджета Ленинградской области, о наличии потребности в них, подлежат возврату (взысканию) в областной бюджет в соответствии с правовым актом Комитета финансов Ленинградской области. Аналогичные положения предусмотрены пунктом 9 Порядка N 30.
Как установлено судами на основании материалов дела, Учреждение указывало, что решение о приобретении большего количества материальных ценностей, предусмотренных приложением N 2 к соглашению, за выделенный объем субсидии было обусловлено потребностью в данном товаре в целях проведения экстренных противоэпидемических мероприятий.
Суды отметили, что действия Учреждения, в данном случае, обусловлены разумными причинами, необходимостью и целесообразностью приобретения большего количества средств индивидуальной защиты на сумму выделенной субсидии в условиях эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. При этом Учреждение своими действиями достигло наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (принцип эффективности использования бюджетных средств).
Кроме того, суды установили, что Учреждением также достигнуты предусмотренные пунктом 2.4 соглашения показатели результативности - приобретение средств индивидуальной защиты в целях проведения экстренных противоэпидемических мероприятий.
Судами также на основании материалов дела установлено, что Учреждением было направлено в адрес Комитета по здравоохранению письмо от 26.12.2020 N 1598/1-3 для получения разрешения на использование средств субсидии по соглашению на приобретение средств индивидуальной защиты в большем количестве по сниженной цене.
Распоряжением Комитета по здравоохранению от 08.02.2021 N 75-0 подтверждена потребность в направлении остатков целевых средств Учреждению на приобретение медицинского оборудования и прочих материальных запасов, в том числе по соглашению.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций, обоснованно приняв во внимание, что все средства субсидии были использованы Учреждением на цели, указанные в пункте 1.1 соглашения, Учреждением достигнуты показатели результативности (приобретены средства индивидуальной защиты в целях проведения экстренных противоэпидемических мероприятий), Учреждение направляло в Комитет по здравоохранению запрос от 26.12.2020 N 1598-1-3 на приобретение средств индивидуальной защиты в большем количестве по сниженной цене и впоследствии Комитет по здравоохранению подтвердил потребность в направлении остатков целевых средств Учреждению на приобретение медицинского оборудования и прочих материальных запасов, в том числе по соглашению (распоряжение от 08.02.2021 N 75-0), пришли к правомерному выводу о том, что в данном случае отсутствуют предусмотренные пунктом 4.3.3 соглашения, пунктом 15 Порядка N 522, пунктом 9 Порядка N 30 основания для возврата Учреждением остатка субсидии в размере 1 542 590 руб., который фактически был использован Учреждением с соблюдением условий соглашения, а также принципа эффективности использования бюджетных средств и принципа целевого характера бюджетных средств.
Доказательств того, что средства субсидии не были использованы Учреждением на цели, указанные в пункте 1.1 соглашения, Учреждением не достигнуты показатели результативности, а Комитет по здравоохранению не подтвердил Учреждению потребность в направлении остатков целевых средств на приобретение медицинского оборудования и прочих материальных запасов, в том числе по соглашению (распоряжение от 08.02.2021 N 75-0), с учетом полномочий Комитета по здравоохранению (4.2.2 и 4.2.3 соглашения), Контрольным комитетом в порядке статей 65, 198, 201 АПК РФ, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные Учреждением требования и признали недействительным пункт 1 требовательной части представления Контрольного комитета от 17.11.2022 N 32.
Оснований не согласится с указным выводом судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы Контрольного комитета, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов и сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судами, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении дела судебными инстанциями полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2023 по делу N А56-471/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.