г. Санкт-Петербург |
|
14 июля 2023 г. |
Дело N А56-471/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: Нефедова О.А. по доверенности от 09.01.2023
от заинтересованного лица: Прядко А.Е. по доверенности от 19.04.2023
от третьего лица: Челышева Н.А. по доверенности от 30.12.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14725/2023) Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2023 по делу N А56-471/2023 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области "Станция скорой медицинской области"
к Контрольному комитету Губернатора Ленинградской области
третье лицо: Комитет по здравоохранению Ленинградской области
об оспаривании представления от 17.11.2022 N 32 в части
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Станция скорой медицинской помощи" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании представления Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области (далее - Контрольный комитет) от 17.11.2022 N 32 в части пункта 1 требовательной части.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечен Комитет по здравоохранению Ленинградской области (далее - Комитет по здравоохранению).
Решением суда от 04.04.2023 заявленные Учреждением требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Контрольный комитет направил апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 04.04.2023, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает на то, что Контрольным комитетом в ходе проверки выявлены нарушения исполнения соглашения от 22.12.2020 N СИЦ-791/20 о предоставлении из областного бюджета Ленинградской области Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ленинградской области "Территориальный центр медицины катастроф" субсидии на иные цели в 2020 годы (далее - Соглашение), выводы о нарушении статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) при расходовании средств не принимались. Как указывает податель жалобы, Учреждением произведена закупка материальных ценностей, превышающая на 21851 единиц Перечень приобретаемых материальных запасов (Приложение N 2 к Соглашению) за счет средств областного бюджета, выделенных на основании Соглашения, вместе с тем доказательств внесения изменений в Соглашение в части направления представленных на основании данного соглашения денежных средств из областного бюджета на закупку большего количества материальных запасов, чем предусмотрено Соглашением (внесение изменений в Перечень приобретаемых материальных запасов), не представлено. Как указывает податель жалобы, поскольку Перечень приобретаемых материальных запасов, установленный Соглашением, закуплен за меньшие средства, чем выделено изначально, то образовавшаяся в результате закупки товара по более низкой цене экономия средств субсидии подлежала возврату в бюджет Ленинградской области. Кроме того, податель жалобы также указывает на то, что в отчете Учреждения о достижении показателей результативности за 2020 год по Соглашению отражены показатели результативности и фактически достигнутые результаты, которые полностью соответствуют (в части закупаемого количества материальных запасов) действовавшему Приложению N 2 к Соглашению (Перечень приобретаемых материальных запасов).
Учреждением представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы Контрольного комитета отклонены.
В судебном заседании представитель Контрольного комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Учреждения и Комитета по здравоохранению возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии со статьей 78.1 БК РФ и Постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2014 N 522 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления из областного бюджета Ленинградской области субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Ленинградской области на иные цели" между Комитетом по здравоохранению и ГБУЗ ЛО "Территориальный центр медицины катастроф" (после изменения наименования ГБУЗ ЛО "Станция скорой медицинской помощи") заключено соглашение от 22.12.2020 N СИЦ-701/20 (далее - Соглашение) на предоставление Учреждению в 2020 году субсидии из областного бюджета Ленинградской области на приобретение средств индивидуальной защиты в целях реализации мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Ленинградской области в размере 111 852 400 руб.
Согласно пункту 2.1 Соглашения субсидия предоставляется Учреждению для достижения целей, указанных в пункте 1.1 данного Соглашения в размере, определенном Порядком, утвержденным распоряжением Комитета по здравоохранению Ленинградской области от 24.05.2016 N 144-о "О порядке рассмотрения заявок на проведение капитальных ремонтов и приобретение основных средств, не являющихся объектами недвижимости, государственных организаций, подведомственных Комитету по здравоохранению Ленинградской области".
Субсидия предоставляется Учреждению в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Комитету в соответствии с утвержденным Перечнем субсидий на иные цели Комитета (пункт 2.2 Соглашения).
Согласно пункту 2.4 Соглашения субсидия предоставляется для достижения Учреждением следующих показателей результативности: приобретение средств индивидуальной защиты в целях проведения экстренных противоэпидемических мероприятий.
В Приложении 2 к Соглашению установлен Перечень приобретаемых услуг, основных средств и прочих материальных запасов, с указанием наименования, количества, цены и общей стоимости.
На основании распоряжения от 07.09.2022 N 138 Контрольным комитетом в период с 15.09.20202 по 17.10.2022 проведена плановая выездная проверка Учреждения на предмет использования субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетным (автономным) учреждением.
По результатам проведенных контрольных мероприятий Контрольным комитетом составлен акт плановой выездной проверки от 17.10.2022 и вынесено представление от 17.11.2022 N 32, в котором отражены, в том числе следующие нарушения Учреждением целей, условий, порядка предоставления и использования субсидий на иные цели:
1.1) В нарушение статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации Учреждением не исполнены обязательства по обеспечению использования выделенной по Соглашению субсидии на иные цели в соответствии с доведенным Приложением 2 к Соглашению в части превышения количества закупленных материальных ценностей на 21 851 единицу на обую сумму 1 542 590 руб. Сложившаяся экономия средств субсидии, образовавшаяся в результате снижения цены за единицу товара, должна значиться по состоянию на 01.01.2022 в составе остатка субсидии 2020 года в сумме 1 542 590 руб. и подлежать возврату в областной бюджет Ленинградской области.
1.2) В нарушение пункта 15 Порядка определения объема и условий предоставления из областного бюджета Ленинградской области субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Ленинградской области на иные цели, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2014 N 522, действовавшего до 31.12.2020 (далее - Порядок N522), пункта 9 Порядка определения объема и условий предоставления из областного бюджета Ленинградской области субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Комитету по здравоохранению Ленинградской области, на иные цели, утвержденного приказом Комитета по здравоохранению Ленинградской области от 30.12.2020 N30, вступившего в силу с 01.01.2021 (далее - Порядок N 30), Учреждением не обеспечен своевременный, обусловленный пунктом 4.4.3 Соглашения возврат в бюджет Ленинградской области неиспользованного (фактически использованного с нарушением порядка предоставления субсидии) остатка субсидии 2020 года по состоянию на 01.01.2022 в сумме 1 542 590 руб.
В соответствии с пунктом 1 требовательной части представления от 17.11.2022 N 32 Учреждению предписано принять меры по устранению нарушений, причин и условий, способствующих их совершению, в том числе: по подпунктам 1.1 и 1.2 необходимо осуществить возврат в областной бюджет Ленинградской области остатка субсидии на иные цели 2020 года в сумме 1 542 590 руб., фактически использованного в 2021 году с нарушением порядка предоставления субсидии по Соглашению в результате допущенного превышения количества закупленных материальных ценностей на 21851 единицу.
Полагая, что вынесенное Контрольным комитетом представление в части пункта 1 не соответствует требованиям бюджетного законодательства и нарушает права и законные интересы Учреждения в сфере его экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Учреждением требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы подателя жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Контрольного комитета и отмены решения суда первой инстанции от 04.04.2023 в силу следующего.
В соответствии с пунктома 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, в том числе, контроль за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Следовательно, представление органами внутреннего государственного (муниципального) контроля выдается, в том числе при выявлении нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и заключенных во исполнение указанных договоров (соглашений) государственных (муниципальных) контрактов.
Согласно пункту 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 БК РФ) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 78.1 БК РФ и Постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2014 N 522 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления из областного бюджета Ленинградской области субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Ленинградской области на иные цели" между Комитетом по здравоохранению и ГБУЗ ЛО "Территориальный центр медицины катастроф" (после изменения наименования ГБУЗ ЛО "Станция скорой медицинской помощи") было заключено соглашение от 22.12.2020 N СИЦ-701/20 (далее - Соглашение) на предоставление Учреждению в 2020 году субсидии из областного бюджета Ленинградской области на приобретение средств индивидуальной защиты в целях реализации мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Ленинградской области в размере 111 852 400 руб.
Согласно пункту 2.1 Соглашения субсидия предоставляется Учреждению для достижения целей, указанных в пункте 1.1 данного Соглашения.
Согласно пункту 2.4 Соглашения субсидия предоставляется для достижения Учреждением следующих показателей результативности: приобретение средств индивидуальной защиты в целях проведения экстренных противоэпидемических мероприятий.
В Приложении 2 к Соглашению установлен Перечень приобретаемых услуг, основных средств и прочих материальных запасов (далее - Перечень), в состав которого включены:
- одноразовая медицинская шапочка в количестве 448 740 ед. общей стоимостью 1 705 180 руб. (по 3,80 руб. за ед.);
- респиратор одноразовый в количестве 146 580 ед. общей стоимостью 6 889 260 руб. (по 47 руб. за ед.);
- защитные очки одноразовые в количестве 90 002 ед. общей стоимостью 10 800 240 руб. (по 120 руб. за ед.);
- бахилы высокие в количестве 390 374 ед. общей стоимостью 23 422 440 руб. (по 60 руб. за ед.);
- защитный медицинский халат одноразовый в количестве 312 464 ед. общей стоимостью 37 495 680 руб. (по 120 руб. за ед.);
- защитный медицинский комбинезон одноразовый в количестве 175 220 ед. общей стоимостью 175 220 руб. (по 180 руб. за ед.).
По результатам проверки Контрольный комитет пришел к выводу о том, что Учреждением не исполнены обязательства по обеспечению использования выделенной по Соглашению субсидии на иные цели в соответствии с доведенным Приложением N 2 к Соглашению в части превышения количества закупленных материальных ценностей на 21 851 единицу на обую сумму 1 542 590 руб. По мнению Контрольного комитета сложившаяся экономия средств субсидии, образовавшаяся в результате снижения цены за единицу товара, должна значиться по состоянию на 01.01.2022 в составе остатка субсидии 2020 года в сумме 1 542 590 руб. и подлежит возврату в областной бюджет Ленинградской области.
Как установлено в ходе проверки, в рамках использования субсидии, предоставленной по Соглашению, Учреждением по договорам от 28.12.2020 N 239/341 с ИП Беловой Е.М. и от 28.12.2020 N 240/341 с ООО "СК" приобретены материальные ценности в количестве, не соответствующем Перечню (Приложение N 2 к Соглашению), а именно за счет заключения контрактов на приобретение материальных ценностей по более низкой цене нежели указано в Приложении N 2 к Соглашению, приобретено материальных ценностей больше на 21851 единицу, нежели установлено Перечнем (Приложение N 2 к Соглашению). При этом, ассортимент приобретенных материальных ценностей соответствовал Перечню (Приложение N 2 к Соглашению), а общая стоимость приобретенных материальных ценностей не превысила сумму субсидии (111 852 400 руб.)
В соответствии с пунктами 4.2.2 и 4.2.3 Соглашения Комитет по здравоохранению вправе принимать решения об изменении условий настоящего Соглашения на основании информации и предложений Учреждения, а также принимать решение о наличии или отсутствии потребности в направлении остатка Субсидии на цели, указанные в пункте 1.1 Соглашения.
Пунктом 4.3.2 Соглашения предусмотрено, что Учреждение обязуется использовать Субсидию для достижения целей, указанных в пункте 1.1 Соглашения, в соответствии с условиями предоставления Субсидии, установленными пунктом 4 Соглашения.
Согласно пункту 4.3.3 Соглашения Учреждение обязано возвращать неиспользованный остаток субсидии в доход областного бюджета Ленинградской области в случае отсутствия решения Комитета здравоохранения о наличии потребности в направлении неиспользованного в отчетном году остатка субсидии на цели, указанные в пункте 1.1 Соглашения.
Пунктом 15 Порядка N 552 также установлено, что не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки субсидий на иные цели, по которым не принято решение главного распорядителя средств областного бюджета Ленинградской области, о наличии потребности в них, подлежат возврату (взысканию) в областной бюджет в соответствии с правовым актом Комитета финансов Ленинградской области. Аналогичные положения предусмотрены пунктом 9 Порядка N 30.
Как указывало Учреждение, решение о приобретении большего количества материальных ценностей, предусмотренных Приложением N 2 к Соглашению, за выделенный объем субсидии было обусловлено потребностью в данном товаре в целях проведения экстренных противоэпидемических мероприятий.
Действия Учреждения, в данном случае, обусловлены разумными причинами, необходимостью и целесообразностью приобретения большего количества средств индивидуальной защиты на сумму выделенной субсидии в условиях эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, при этом Учреждение своими действиями достигло наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (принцип эффективности использования бюджетных средств).
Учреждением также достигнуты предусмотренные пунктом 2.4 Соглашения показатели результативности - приобретение средств индивидуальной защиты в целях проведения экстренных противоэпидемических мероприятий.
При этом, как следует из материалов дела, Учреждением было направлено в адрес Комитета по здравоохранению письмо от 26.12.2020 N 1598/1-3 для получения разрешения использования средств субсидии по Соглашению на приобретение средств индивидуальной защиты в большем количестве по сниженной цене.
Впоследствии распоряжением от 08.02.2021 N 75-0 Комитет по здравоохранению подтвердил потребность в направлении остатков целевых средств Учреждению на приобретение медицинского оборудования и прочих материальных запасов, в том числе по соглашению от 22.12.2020 N СИЦ-791/20.
Таким образом, учитывая, что все средства субсидии были использованы Учреждением на цели, указанные в пункте 1.1 Соглашения (обратное не доказано), достигнуты показатели результативности (приобретены средств индивидуальной защиты в целях проведения экстренных противоэпидемических мероприятий), а также принимая во внимание, что Учреждение направляло в Комитет по здравоохранению запрос от 26.12.2020 N 1598-1-3 на приобретение средств индивидуальной защиты в большем количестве по сниженной цене и впоследствии Комитет по здравоохранению подтвердил потребность в направлении остатков целевых средств Учреждению на приобретение медицинского оборудования и прочих материальных запасов, в том числе по Соглашению, что подтверждается распоряжением от 08.02.2021 N 75-0, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае отсутствуют предусмотренные пунктом 4.3.3 Соглашения, пунктом 15 Порядка N 522, пунктом 9 Порядка N 30 основания для возврата остатка субсидии в размере 1 542 590 руб., который фактически был использован Учреждением с соблюдением условий Соглашения, а также принципа эффективности использования бюджетных средств и принципа целевого характера бюджетных средств.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Учреждением требования и признал недействительным пункт 1 требовательной части представления Контрольного комитета от 17.11.2022 N 32.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета и отмены решения суда первой инстанции от 04.04.2023 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 апреля 2023 года по делу N А56-471/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-471/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "СТАНЦИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ"
Ответчик: КОНТРОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ГУБЕРНАТОРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Комитет по здравоохранению Ленинградской области