02 октября 2023 г. |
Дело N А56-70283/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии от государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" - Богданова К.А. (доверенность от 12.12.2022), от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - Белова А.А. (доверенность от 28.02.2022),
рассмотрев 21.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 по делу N А56-70283/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к публичному акционерному обществу "Россети Ленэнерго" (далее - Общество), в котором просит:
1. признать опоры ЛЭП, установленные ответчиком в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Лужицы - Первое Мая" км 85 + 661 - км 85 + 715 с левой стороны в количестве 8 штук незаконно расположенными в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения;
2. обязать ответчика в срок, не превышающий 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда:
- ликвидировать путем демонтажа незаконно установленные опоры ЛЭП из полосы отвода автомобильной дороги без возможности их дальнейшего размещения в отсутствие надлежащего согласования с истцом;
- привести соответствующую полосу отвода в нормативное состояние;
3. в случае неисполнения/несвоевременного исполнения судебного акта взыскать с ответчика в пользу истца судебную неустойку в размере 100 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда до момента его фактического исполнения.
Решением суда первой инстанции от 27.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.05.2023, в иске отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 16.09.2015 N 622 в оперативное управление Учреждения передано 938 автомобильных дорог общего пользования регионального значения, находящихся в собственности Ленинградской области, в том числе автомобильная дорога "Лужицы - Первое Мая".
Комиссия в рамках мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния региональных автомобильных дорог в Ленинградской области провела комиссионный осмотр автомобильной дороги "Лужицы - Первое Мая" и составила акт от 03.12.2021.
По результатам проведения осмотра автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Кингисеппском районе Ленинградской области установлено, что дорога имеет IV техническую категорию, ширина полосы отвода составляет 19,0 м (по 9,5 м от оси слева и справа); в границах полосы отвода указанной автомобильной дороги установлены опоры (железобетонные столбы) линий электропередач, принадлежащих Обществу (филиал "Кингисеппские электрические сети"), в количестве 8 шт. при отсутствии барьерного ограждения; такое расположение опор мешает обеспечению видимости при движении и создает опасность столкновения автомобилей с опорами при дорожно-транспортном происшествии, а также препятствует осуществлению обслуживания дорог.
Учреждение направило Обществу требование исх. N 17-1152/2022 от 22.04.2022 о необходимости в срок до 20.05.2022 ликвидировать опоры ЛЭП, установленные в полосе отвода автомобильной дороги, привести полосу отвода дороги в первоначальное состояние.
Ссылаясь на отказ Общества, разместившего в полосе отвода автомобильной дороги опоры ЛЭП без согласования размещения и в отсутствие соответствующего договора с Учреждением, от добровольного исполнения изложенных в указанном письме требований, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела не усмотрели оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Учреждения, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что истцом не доказано незаконное размещение спорных опор в границах полосы отвода автомобильной дороги; безопасность дорожного движения может быть обеспечения иным способом; перенос ЛЭП за границу полосы отвода автомобильной дороги не всегда технически невозможен; Учреждением не доказана техническая возможность осуществления выноса спорных опор за пределы полосы отвода автомобильных дорог с учетом существующего землепользования, не представлены технические условия переноса (планируемого перемещения) спорных опор; демонтаж опор ЛЭП может повлечь нарушение прав неограниченного круга лиц на обеспечение электрической энергией, поскольку повлечет отключение линий электропередачи и прекращение передачи электрической энергии потребителям.
Требования Учреждения основаны на части 7 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), согласно которому владельцы инженерных коммуникаций, осуществляющие их прокладку, перенос, переустройство, их эксплуатацию без предусмотренного частями 2 - 3 настоящей статьи согласия, без разрешения на строительство (в случае, если для прокладки, переноса, переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство) или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельца автомобильной дороги обязаны прекратить прокладку, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильную дорогу в первоначальное состояние.
В соответствии со статьей 61 Закон N 257-ФЗ, данный закон применяется к отношениям в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, возникшим после дня его вступления в силу (часть 1).
К отношениям в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу (часть 2).
Между тем из возражений Общества и представленных в материалы дела доказательства следует, что спорные опоры являются конструктивными элементами ЛЭП, проложенных до вступления в силу Закона N 257-ФЗ. Указанные возражения ответчика истцом не опровергнуты. Истцом не доказано, что спорные опоры ЛЭП установлены в период действия Закона N 257-ФЗ.
Таким образом, спорные опоры ЛЭП не могут быть признаны незаконными сооружениями в смысле Закона N 257-ФЗ, переноса которых вправе требовать Учреждение. Тем более отсутствуют основания для приведения автомобильной дороги в первоначальное состояние.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 по делу N А56-70283/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 61 Закон N 257-ФЗ, данный закон применяется к отношениям в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, возникшим после дня его вступления в силу (часть 1).
К отношениям в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу (часть 2).
Между тем из возражений Общества и представленных в материалы дела доказательства следует, что спорные опоры являются конструктивными элементами ЛЭП, проложенных до вступления в силу Закона N 257-ФЗ. Указанные возражения ответчика истцом не опровергнуты. Истцом не доказано, что спорные опоры ЛЭП установлены в период действия Закона N 257-ФЗ.
Таким образом, спорные опоры ЛЭП не могут быть признаны незаконными сооружениями в смысле Закона N 257-ФЗ, переноса которых вправе требовать Учреждение. Тем более отсутствуют основания для приведения автомобильной дороги в первоначальное состояние."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 октября 2023 г. N Ф07-12511/23 по делу N А56-70283/2022