г. Санкт-Петербург |
|
22 мая 2023 г. |
Дело N А56-70283/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.,
судей Полубехиной Н.С., Пономаревой О.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Марковой А.А.,
при участии:
от истца: представитель Кузнецов Е.А., на основании доверенности от 17.01.2023,
от ответчика: представитель Белов А.А., на основании доверенности от 28.02.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4813/2023) государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2022 по делу N А56-70283/2022 (судья Целищева Н.Е.), принятое по иску:
истец: государственное казенное учреждение Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области"
ответчик: публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго"
о признании и об обязании, о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к публичному акционерному обществу "Россети Ленэнерго" (далее - Общество), в котором просит:
1. признать опоры ЛЭП, установленные ответчиком в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Лужицы - Первое Мая" км 85 + 661 - км 85 + 715 с левой стороны в количестве 8 штук незаконно расположенными в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения;
2. обязать ответчика в срок, не превышающий 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда:
- ликвидировать путем демонтажа незаконно установленные опоры ЛЭП из полосы отвода автомобильной дороги без возможности их дальнейшего размещения в отсутствии надлежащего согласования с истцом;
- привести соответствующую полосу отвода в нормативное состояние;
3. в случае неисполнения/несвоевременного исполнения судебного акта взыскать с ответчика в пользу истца судебную неустойку в размере 100 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда до момента его фактического исполнения.
Решением от 27.12.2022 в иске отказано.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, иск удовлетворить, считая решение незаконным, принятым с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 16.09.2015 N 622 в оперативное управление Учреждения передано 938 автомобильных дорог общего пользования регионального значения, находящихся в собственности Ленинградской области, в том числе автомобильная дорога "Лужицы - Первое Мая".
Комиссия в рамках мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния региональных автомобильных дорог в Ленинградской области провела комиссионный осмотр автомобильной дороги "Лужицы - Первое Мая" и составила акт от 03.12.2021.
По результатам проведения осмотра автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Кингисеппском районе Ленинградской области установлено, что дорога имеет IV техническую категорию, ширина полосы отвода составляет 19,0 м (по 9,5 м от оси слева и справа); в границах полосы отвода указанной автомобильной дороги установлены опоры (железобетонные столбы) линий электропередач, принадлежащих Обществу (филиал "Кингисеппские электрические сети"), в количестве 8 шт. при отсутствии барьерного ограждения; такое расположение опор мешает обеспечению видимости при движении и создает опасность столкновения автомобилей с опорами при дорожно-транспортном происшествии, а также препятствует осуществлению обслуживания дорог.
Учреждение направило Обществу требование исх. N 17-1152/2022 от 22.04.2022 о необходимости в срок до 20.05.2022 ликвидировать опоры ЛЭП, установленные в полосе отвода автомобильной дороги, привести полосу отвода дороги в первоначальное состояние.
Ссылаясь на отказ Общества, разместившего в полосе отвода автомобильной дороги опоры ЛЭП без согласования размещения и в отсутствие соответствующего договора с Учреждением, от добровольного исполнения изложенных в указанном письме требований, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) в редакции Федерального закона от 11.07.2011 N 193-ФЗ прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог допускаются в порядке, предусмотренном частями 2 - 3 настоящей статьи.
В силу части 2 этой же статьи прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
При проектировании прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет владельцы автомобильных дорог согласовывают в письменной форме планируемое размещение таких инженерных коммуникаций (часть 2.1 статьи 19 Закона N 257-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 19 Закона N 257-ФЗ владельцы инженерных коммуникаций, осуществляющие их прокладку, перенос, переустройство, их эксплуатацию без предусмотренного частями 2 - 3 настоящей статьи согласия, без разрешения на строительство (в случае, если для прокладки, переноса, переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство) или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельца автомобильной дороги обязаны прекратить прокладку, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильную дорогу в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владелец автомобильной дороги выполняет работы по ликвидации проложенных, перенесенных, переустроенных инженерных коммуникаций с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконных прокладке, переносе, переустройстве таких сооружений, иных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, право на предъявление требования о сносе инженерных коммуникаций, размещенных в границах полосы отвода автомобильной дороги, возникает в случае отсутствия согласия, предусмотренного частями 2 - 3 статьи 19 Закона N 257-ФЗ; при прокладке, переносе, переустройстве в отсутствие разрешения на строительство, если выдача такого разрешения требуется; либо в случае прокладки, переносе, переустройстве или эксплуатации с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению.
При этом само по себе отсутствие договора с владельцем автомобильной дороги на эксплуатацию инженерных коммуникаций в полосе отвода, размещенных до принятия Федерального закона от 11.07.2011 N 193-ФЗ, которым в части 1 и 2 внесены изменения путем включения таких действий в полосе отвода как перенос и эксплуатация инженерных коммуникаций, ранее отсутствовавших, не свидетельствует о незаконном размещении таких инженерных коммуникаций.
Более того, из буквального толкования частей 2, 2.1 и 3 статьи 19 Закона N 257-ФЗ следует, что законодатель разделяет понятия договор и согласие на размещение. При этом лишь отсутствие согласия на размещение может являться основанием для сноса инженерных коммуникаций.
Согласно исковому заявлению требование о сносе инженерных коммуникаций заявлено Управлением ввиду отсутствия согласования размещения инженерных коммуникаций в полосе отвода и договора на их эксплуатацию.
Вместе с тем, суд верно отметил, что в силу части 7 статьи 19 Закона N 257-ФЗ отсутствие договора на эксплуатацию инженерных коммуникаций основанием для их сноса не является.
Доказательств проектирования прокладки, переноса или переустройства опор спорных ЛЭП в отсутствие согласия на их размещение, когда получение такого согласия стало обязательным в силу Закона N 257-ФЗ, истцом в материалы дела не представлено.
Ссылку Управления на то, что Общество без согласования с истцом установило ЛЭП, суд обоснованно признал неправомерной, поскольку автомобильная дорога передана Управлению в оперативное управление в 2015 году, при этом доказательств, подтверждающих строительство ЛЭП после указанной даты, в материалы дела истец не представил.
Как указал ответчик в отзыве, большинство воздушных линий, принадлежащих Обществу, построены в период до принятия Закона N 257-ФЗ. В подтверждение указанного обстоятельства Общество представило в материалы дела техническую документацию 1973 года законченного строительством объекта ВЛ-0,4 кв и ТП в населенном пункте 1-ое Мая совхоза "Кингисеппский".
Истец вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ доказательств иного суду не представил.
На основании оценки установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств суд пришел к правомерному выводу о недоказанности истцом того, что на момент возведения спорных опор линий электропередач они были введены в эксплуатацию незаконно и не соответствовали требованиям законодательства, действовавшего во время их возведения. Имеющимися в деле доказательствами не подтверждается, что линии электропередач, в состав которых входят спорные опоры, возведены с нарушением требований, действовавших на момент их сооружения.
Кроме того, судом правильно учтено, что спорные объекты используются для оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе в социально значимых целях.
Суд также обоснованно исходил из того, что истцом не доказана техническая возможность осуществления выноса спорных опор за пределы полосы отвода автомобильных дорог, не представлены технические условия переноса (планируемого перемещения) спорных опор, а демонтаж опор линий электропередачи повлечет отключение линий электропередачи и прекращение передачи электрической энергии потребителям.
В данном случае удовлетворение требования о демонтаже опор ЛЭП может повлечь нарушение прав неограниченного круга лиц на обеспечение электрической энергией, притом что надлежащих доказательств невозможности обеспечения безопасности дорожного движения на соответствующем участке автомобильной дороги иным способом, помимо переноса ЛЭП за границу полосы отвода, материалы дела не содержат.
С учетом изложенных выше фактических обстоятельства дела суд правомерно признал, что отсутствие между сторонами договора на эксплуатацию спорных объектов не может быть положено в основание удовлетворения требований истца о сносе (демонтаже) этих объектов, так как доказательств проектирования, прокладки, переноса или переустройства спорных опор ЛЭП в отсутствие согласия владельца автодороги, когда получение такого согласия стало обязательным в силу закона, в деле не имеется.
При таком положении с учетом недоказанности истцом факта нарушения его прав неправомерными действиями ответчика, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Учитывая, что при рассмотрении дела суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства, всесторонне и полно исследовав представленные сторонами доказательства, не допустил нарушений норм материального права и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2022 по делу N А56-70283/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-70283/2022
Истец: Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области"
Ответчик: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"