05 октября 2023 г. |
Дело N А13-14540/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
при участии от Выборгской таможни Седовой О.С. (доверенность от 11.01.2023 N 30-18/0094),
рассмотрев 03.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.03.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2023 по делу N А13-14540/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лес Инвест", адрес: 160029, г. Вологда, Судоремонтная ул., д. 2В, офис 4, ОГРН 1173525022615, ИНН 3525405130 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании постановления Выборгской таможни, адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, Таможенный проезд, д. 6, ОГРН 1034700881522, ИНН 4704019710 (далее - Таможня), от 19.10.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10206000-1821/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 17 592 руб. 60 коп. административного штрафа.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением от 03.02.2022 Арбитражный суд Вологодской области приостановил производство по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А56-96937/2021. Протокольным определением от 22.11.2022 производство по делу возобновлено.
Определением от 09.12.2022 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ суд первой инстанции приостановил производство по настоящему делу до рассмотрения Арбитражным судом Северо-Западного округа кассационной жалобы Общества по делу N А56-96937/2021. Протокольным определением от 07.03.2023 производство по делу возобновлено.
Решением суда первой инстанции от 07.03.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.06.2023, постановление Таможни от 19.10.2021 по делу об административном правонарушении N 10206000-1821/2021 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 07.03.2023 и постановление от 13.06.2023, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований Общества.
По мнению подателя кассационной жалобы, в действиях Общества имел место состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ; заключение эксперта Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Санкт-Петербург (далее - Служба) от 01.07.2021 N 12402003/0012095 является допустимым доказательством по делу; таможенный эксперт при ответе на поставленный перед ним вопрос об объеме вывозившихся Обществом березовых балансов применил Методику определения объема партии круглых лесоматериалов с использованием метода усеченного конуса при выполнении учетных операций, утвержденную решением Научно-методического совета Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (протокол от 01.01.2001), имеющую регистрационный код в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений ФР.1.27.2011.09121 (далее - Методика ФР.1.27.2011.09121).
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 07.04.2021 на станцию Светогорск в зону таможенного контроля железнодорожного пункта пропуска Бусловская Таможни в составе грузового поезда N 3713, следовавшего из Российской Федерации в Финляндскую Республику, прибыли железнодорожные платформы N 54815519, 54820840, 42093757, 54819347, 54813514, 42027813.
Согласно поездной ведомости N 4559, железнодорожной накладной N 52084500 на перечисленных платформах перевозились березовые балансы.
По документам на товары, перевозившиеся на железнодорожных платформах N 54815519, 54820840, 42093757, 54819347, 54813514, 42027813, представленным агентом по передаче груза (открытым акционерным обществом "Российские железные дороги") для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, березовые балансы, вывозившиеся Обществом в адрес Stora Enso Oyj (Финляндская Республика), были представлены к таможенному оформлению по декларации на товары N 10228010/300321/0132928 (далее - ДТ).
Как указано в графе 31 ДТ, Общество вывозило балансы, изготовленные из березы вида Betula spp., неокоренные, не обработанные консервантом, 1-го, 2-го, 3-го, 4-го сортов в соответствии с ГОСТ 9462-2016 "Межгосударственный стандарт. Лесоматериалы круглые лиственных пород. Технические условия", введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.08.2017 N 866-ст, диаметр верхних торцов бревен от 16 до 40 см, нижних торцов - от 20 до 46 см, объем 310,8 куб. м.
Вместе с ДТ на вывозившиеся березовые балансы были представлены протоколы измерений объема партии круглых лесоматериалов, погруженных в вагоны, по Методике измерения объема партии круглых лесоматериалов, погруженных в вагоны и на автомобили, при проведении таможенных операций и таможенного контроля, разработанной по заказу ФТС России в 2011 году, имеющую регистрационный код в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений ФР.1.27.2011.10632 (далее - Методика ФР.1.27.2011.10632), от 30.03.2021 N 1 - 6, на основании которых в ДТ были заявлены сведения об объеме вывозившихся березовых балансов.
В ходе проведенного в соответствии со статьей 327 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) 26.02.2022 таможенного осмотра товара, оформленного по ДТ, Таможня выявила и зафиксировала в акте N 10206022/070421/000042, что березовые балансы перемещались в двенадцати штабелях, имели пороки древесины, не соответствующие требованиям ГОСТ 9462-2016.
В соответствии со статьей 328 ТК ЕАЭС Таможня 13.04.2021 провела таможенный досмотр березовых балансов, вывозившихся на железнодорожных платформах N 54815519, 54820840, 42093757, 54819347, 54813514, 42027813, по результатам которого зафиксировала в акте N 10206022/130421/000043 несоответствие вывозившихся Обществом березовых балансов требованиям ГОСТ 9462-2016.
Таможня 14.04.2021 вынесла решение N 10206022/140421/ПВ/000004 о назначении таможенной экспертизы вывозимых по ДТ березовых балансов с целью их идентификации, определения сортимента и объема.
Согласно заключению эксперта Службы от 01.07.2021 N 12402003/0012095 часть березовых балансов объемом без учета коры 44,09 куб. м, с учетом коры 48,28 куб. м по качественным характеристикам соответствует требованиям к деловым сортиментам, установленным ГОСТ 9462-2016, оставшаяся часть березовых балансов объемом без учета коры 256,82 куб. м, с учетом коры 286,76 куб. м не соответствует требованиям ГОСТ 9462-2016, а соответствует требованиям к дровам, установленным ГОСТ 3243-88 "Государственный стандарт Союза ССР. Дрова. Технические условия", утвержденным и введенным в действие постановлением Государственного комитета Союза Советских Социалистических Республик по стандартам от 21.12.1988 N 4372. В соответствии с заключением эксперта общий объем исследованных березовых балансов без учета коры составил 300,91 куб. м, с учетом коры 335,01 куб. м.
С учетом заключения таможенного эксперта и в связи с недекларированием по установленной форме подлежавших декларированию 24,21 куб. м (335,01 куб. м - 310,8 куб. м) березовых лесоматериалов, не соответствующих требованиям ГОСТ 9462-2016, но соответствующих требованиям ГОСТ 3243-88, Таможня определением от 12.07.2021 возбудила в отношении Общества дело об административном правонарушении N 10206000-1821/2021 по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Согласно заключению таможенного эксперта Службы от 17.08.2021 N 12402003/0021200 рыночная стоимость не задекларированных Обществом по установленной форме лесоматериалов объемом 24,21 куб. м составила 26 388 руб. 90 коп.
По факту выявленного нарушения в отношении Общества 10.09.2021 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Постановлением от 19.10.2021 по делу об административном правонарушении N 10206000-1821/2021 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде 17 592 руб.
60 коп. административного штрафа.
Общество оспорило постановление Таможни в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, признали незаконным и отменили постановление Таможни от 19.10.2021 по делу об административном правонарушении N 10206000-1821/2021.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В силу положений статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
На основании положений статьи 106 ТК ЕАЭС в таможенной декларации заявляются следующие сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, описание упаковок, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (часть 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).
Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП РФ, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения (часть 1 статьи 16.2 КоАП РФ).
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 18), частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Из сведений, указанных в ДТ, следует, что Общество представило к таможенному оформлению по ДТ с целью помещения под таможенную процедуру экспорта березовые балансы объемом 310,8 куб. м.
Как установили суды, в соответствии с представленными вместе с ДТ протоколами от 30.03.2021 N 1 - 6 измерение объема вывозившейся партии березовых балансов Общество выполняло по Методике ФР.1.27.2011.10632, объем партии с учетом абсолютной погрешности составил 310,8 куб. м + 24,8 куб. м.
В соответствии с протоколами выполнения измерений объемов партии круглых лесоматериалов, погруженных в вагоны, от 13.04.2021 (приложений к акту таможенного досмотра от 13.04.2021 N 10206022/130421/000043) при таможенном досмотре объем партии определялся так же, как и Обществом, по Методике ФР.1.27.2011.10632, такой объем с учетом абсолютной погрешности составил 306,19 куб. м + 24,6 куб. м.
Из акта отбора образцов товаров от 16.04.2021 N 10206022/160421/00064 следует, что на таможенную экспертизу были направлены вывозившиеся Обществом березовые балансы объемом с учетом коры 306,19 куб. м.
Суды двух инстанций обоснованно отметили, что при таможенном досмотре березовых балансов, вывозившихся по ДТ, Таможня не выявила несоответствия их объема заявленным в ДТ сведениям, при этом и Общество, и Таможня при определении объема партии товара использовали Методику ФР.1.27.2011.10632.
Из заключения таможенного эксперта от 01.07.2021 N 12402003/0012095 и приложенных к нему протоколов измерений следует, что объем лесоматериалов определялся по иной методике - Методике ФР.1.27.2011.09121 по методу усеченного конуса.
Согласно пункту 6.1 Методики ФР.1.27.2011.10632 в ней реализован геометрический групповой штабельный метод измерения объемов партии бревен, состоящей из штабелей (штабеля) бревен, погруженных в вагоны и на автомобили, в котором в качестве математической модели штабеля принята модель прямоугольного параллелепипеда.
Из пункта 7.3 Методики ФР.1.27.2011.09121 следует, что метод усеченного конуса основан на физической модели, представляющей бревно как усеченный конус с основаниями в виде кругов с диаметрами, равными диаметрам верхнего и нижнего торцов бревна. Данный метод предусматривает определение объемов отдельных бревен, а не штабеля бревен.
Учтя выполненные Обществом и Таможней измерения объема партии березовых балансов по Методике ФР.1.27.2011.10632, суды обоснованно констатировали (и Таможней это не опровергнуто), что все предназначавшиеся на вывоз березовые балансы по количеству грузовых мест и по объему задекларированы Обществом полностью.
Как правомерно отметили суды, с учетом погрешностей, допустимых использованной Обществом Методикой ФР.1.27.2011.10632, общий объем вывозимого товара не превысил объем, установленный таможенным экспертом с использованием иной методики.
Кроме того, при оценке доводов Таможни суды приняли во внимание, что таможенный эксперт использовал Методику ФР.1.27.2011.09121, отличную от Методики, использованной Обществом и Таможней при проведении таможенного досмотра.
Вопреки доводу Таможни, заключение эксперта Службы от 01.07.2021 N 12402003/0012095 не признано судами недопустимым доказательством, а оценено ими в совокупности с иными имеющимися в материалах дела доказательствами.
Суды правомерно отметили, что неверное указание Обществом сведений о качественных характеристиках вывозившихся березовых балансов с учетом разъяснений, приведенных в пункте 30 Постановления N 18, не являлось основанием для привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Таким образом, вывод судов об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, основан на правильном применении норм права и сделан с учетом фактических обстоятельств настоящего дела и имеющихся в нем доказательств.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Всем доводам кассационной жалобы судами дана полная и объективная оценка на основании имеющихся в материалах дела доказательств.
Доводы Таможни направлены на иную оценку имеющихся в материалах дела доказательств.
Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.03.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2023 по делу N А13-14540/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.