05 октября 2023 г. |
Дело N А56-78287/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Михайловской Е.А., Пастуховой М.В.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Поветьевой Н.В. (доверенность от 27.09.2023), от администрации муниципального образования Елизаветинского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области Грабовской И.С. (доверенность от 03.04.2023),
рассмотрев 05.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Елизаветинского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2023 по делу N А56-78287/2022,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 197227, Санкт-Петербург, Гаккелевская улица, дом 21, литера А, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования Елизаветинского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188370, Ленинградская область, Гатчинский район, поселок Елизаветино, Парковая улица, дом 17, ОГРН 1054701274000, ИНН 4705031051 (далее - Администрация), о взыскании 7 534 060 руб. 96 коп. неосновательного обогащения в виде стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электроэнергии за период с 15.03.2021 по 14.03.2022 и 132 413 руб. 70 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 03.05.2022 по 24.06.2022 с последующим их начислением с 25.06.2022 по дату фактического исполнения обязательства.
Решением от 06.03.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.05.2023, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 06.03.2023 и постановление от 29.05.2023, принять по делу новый судебный акт - об отказе в иске.
Как указывает податель жалобы, потребление электрической энергии фонарями уличного освещения осуществлялось на основании заключенных с акционерным обществом "Петербургская сбытовая компания" (далее - Компания) договоров (контрактов) на поставку электрической энергии для государственных (муниципальных) нужд от 08.02.2021 и от 27.01.2022 N 4730000030191, в связи с чем у судов не имелось оснований для применения норм, предусматривающих ответственность за бездоговорное потребление электрической энергии; Администрация не была надлежащим образом уведомлена о дате и времени составления акта о бездоговорном потреблении электроэнергии; Общество не доказало факт бездоговорного потребления Администрацией электрической энергии.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, ссылаясь на несостоятельность приведенных в ней доводов, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества против ее удовлетворения возражал.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, сотрудниками Общества 14.03.2022 проведена проверка соблюдения правовых норм, регулирующих сферу обращения электроэнергии и выявления фактов безучетного (бездоговорного) потребления электрической энергии в отношении объектов Администрации (уличное освещение), расположенных в деревнях Холоповицы и Алексеевка Гатчинского района Ленинградской области.
По результатам проверки выявлен факт потребления электрической энергии в отсутствие заключенного договора энергоснабжения, регулирующего снабжение электрической энергией самовольно подключенных не через учет фонарей уличного освещения, в период с 15.03.2021 по 14.03.2022, о чем составлены акты о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии (мощности) от 14.03.2022 N БП/003274 и N БП/003331 (далее - Акты), от подписания которых глава Администрации отказался без объяснения причин.
На основании названных Актов Общество рассчитало объем и стоимость бездоговорного потребления электроэнергии, выставив счета от 14.04.2022 N 49900132 и N 49900131 на общую сумму 7 534 060 руб. 96 коп.
Ссылаясь на наличие задолженности по оплате потребленной в отсутствие договора электрической энергии, Общество направило в адрес Администрации претензию от 19.04.2022 N 2371/57-53 с требованием погасить задолженность в добровольном порядке.
Неисполнение требований претензии и неуплата задолженности послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с иском.
Суды, признав доказанным факт бездоговорного потребления электроэнергии объектами Администрации, удовлетворили иск.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.
В соответствии с пунктом 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), бездоговорное потребление электрической энергии - это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
Согласно пункту 84 Основных положений стоимость объема бездоговорного потребления рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом Х Основных положений.
По факту бездоговорного потребления электроэнергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электроэнергии, который не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес лица, осуществившего бездоговорное потребление (пункт 177 Основных положений).
Согласно пункту 189 Основных положений объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3 к Основным положениям, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за один год. При этом период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где позже был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, до даты выявления факта бездоговорного потребления электрической энергии и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Лицо, осуществившее бездоговорное потребление, обязано оплатить счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления в течение 10 дней со дня получения счета.
При отказе лица, осуществившего бездоговорное потребление, от оплаты указанного счета стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления взыскивается с такого лица сетевой организацией в порядке взыскания неосновательного обогащения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии и счета для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления.
Исходя из изложенного, бездоговорное потребление электрической энергии является фактическим основанием для возникновения кондикционного обязательства, которое состоит в неосновательном приобретении электрической энергии потребителем у сетевой организации путем самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) в отсутствие соответствующего юридического основания - договора энергоснабжения.
В рассматриваемом деле основанием для взыскания неосновательного обогащения явилось потребление ответчиком электрической энергии в отсутствие договора энергоснабжения.
Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности и взаимной связи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суды пришли к выводу о том, что ответчик допустил бездоговорное потребление электрической энергии.
Данное обстоятельство подтверждается Актами, составленными в присутствии представителя Администрации (главы Администрации Зубрилина Виталия Владимировича), отказавшегося от их подписания без объяснения причин.
Довод Администрации об отсутствии доказательств его уведомления о предстоящей проверке подлежит отклонению ввиду следующего.
Как указано в пункте 6 Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.12.2021, неуведомление абонента о дате и времени проведения сетевой организацией проверки прибора учета не влияет на действительность составленных по ее результатам актов и не может являться основанием для отказа во взыскании с абонента стоимости неучтенного потребления энергии, если доступ к энергопринимающим устройствам и расчетному прибору абонента был обеспечен его сотрудниками, включая случаи, когда их полномочия выступать от имени абонента явствовали из обстановки, в которой они действовали.
Вопреки мнению подателя жалобы, заблаговременное уведомление сетевой организацией потребителя о планируемой проверке имеет своей целью обеспечение сотрудникам сетевой организации доступа к энергопринимающим устройствам потребителя и расчетным приборам учета, что необходимо для проведения полноценной и эффективной проверки (пункты 177, 193 Основных положений).
По обстоятельствам настоящего дела такой доступ предоставлен, то есть эффективность проверки обеспечена без заблаговременного извещения.
При ином понимании Основных положений, как требующих заблаговременного извещения потребителя о предстоящей проверке во всех случаях, подобное правоприменение приводило бы к предоставлению недобросовестным потребителям времени для устранения несанкционированного подключения к сети и (или) сокрытия от контролирующей отбор энергии сетевой организации факта безучетного/бездоговорного потребления.
Наличие акта о неучтенном потреблении электрической энергии не является безусловным основанием для взыскания объема бездоговорного потребления электрической энергии, определенного расчетным способом, и не исключает для потребителя возможность в порядке статей 65, 66 АПК РФ представить иные доказательства, подтверждающие подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства в установленном порядке и факт сложившихся договорных отношений.
В соответствии с правовой позицией, приведенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.02.2018 N 305-ЭС17-14967, в отсутствие договора-документа отношения между потребителем и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) с учетом конкретных обстоятельств дела (например, потребитель, имеющий надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств, вносит гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации) плату за потребление электрической энергии, передает в установленном порядке показания приборов учета, а ресурсоснабжающая организация выставляет счета за поставку соответствующего ресурса, принимает показания приборов учета) могут быть квалифицированы судом в соответствии с пунктом 1 статьи 162 ГК РФ как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
Аналогичные разъяснения приведены в пункте 8 Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.12.2021.
Администрация, оспаривая факт бездоговорного потребления электрической энергии, не представила в материалы дела ни договор энергоснабжения в отношении спорных объектов, действовавший в период проведения проверки, ни доказательства, подтверждающие наличие фактических договорных отношений.
С учетом установленных обстоятельств дела суды пришли к обоснованному выводу, что в спорный период Администрация осуществляла потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора энергоснабжения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ организация в границах поселения электроснабжения относится к вопросам местного значения поселения, в том числе организация уличного освещения.
Установив, что Администрация своевременно стоимость потребленной электрической энергии не оплатила, и руководствуясь статьей 395 ГК РФ, суды признали также правомерным требование истца о взыскании с ответчика 132 413 руб. 70 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 03.05.2022 по 24.06.2022 с их последующим начислением до момента фактического исполнения основного обязательства.
Произведенный Обществом расчет процентов проверен судами и признан правильным.
Ответчик указанный расчет не оспорил, контррасчет не представил, возражения в данной части в кассационной жалобе не заявил.
Изложенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, в связи с чем в силу статьи 286 АПК РФ не принимаются судом кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2023 по делу N А56-78287/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования Елизаветинского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 октября 2023 г. N Ф07-11824/23 по делу N А56-78287/2022