г. Санкт-Петербург |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А56-78287/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Богдановской Г.Н.,
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии представителя истца Орищенко А.Ю. (доверенность от 09.08.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12200/2023) Администрации муниципального образования Елизаветинского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2023 по делу N А56-78287/2022, принятое
по иску публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго"
к Администрации муниципального образования Елизаветинского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Администрации муниципального образования Елизаветинского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее - ответчик) о взыскании 7 534 060 руб. 96 коп. неосновательного обогащения в размере стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии за период с 15.03.2021 по 14.03.2022, 132 413 руб. 70 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 03.05.2022 по 24.06.2022, процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, начиная с 25.06.2022 и до момента фактического исполнения.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2023 иск удовлетворен в полном объеме.
С указанным решением суда не согласился ответчик (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Полагает, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что ответчиком осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии. Судом не дана оценка актами комиссии по благоустройству территории Елизаветинского сельского поселения, которые подтверждают отсутствие несанкционированного подключения приборов уличного освещения в период с 01.01.2022 по 30.06.2022. Акты составлены комиссией в пределах полномочий, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ от 06.01.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и составленные уполномоченной комиссией акты подлежали оценке судом в совокупности с представленными истцом актами о бездоговорном потреблении электрической энергии. Судом не учтено, что объекты бездоговорного потребления электроэнергии ответчику не принадлежат, что в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации исключает возложение на ответчика обязанность по оплате стоимости бездоговорного потребления электроэнергии. Считает необоснованным начисление процентов за пользование чужими денежными средствами в период действия моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации N 497 от 28.03.2022.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившегося лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, в отношении объектов ответчика (уличное освещение), расположенных по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, п.Елизаветино, д.Холоповицы (объект 1) и по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, д. Алексеевка (объект 2) представителями истца, являющегося территориальной сетевой организацией, была проведена проверка соблюдения правовых норм, регулирующих сферу обращения электроэнергии и выявления фактов безучетного (бездоговорного) потребления электрической энергии.
По результатам проверки составлены актами о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии (мощности) N БП/003274 от 14.03.2022 и NБП/003331 от 14.03.2022, в адрес ответчика выставлены счета N49900132 от 14.04.2022 и N49900131 от 14.04.2022 на оплату стоимости выявленного объема бездоговорного потребления.
Ссылаясь на неисполнение обязательства по оплате бездоговорного потребления, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Повторно рассмотрев дело по правилам статьи 268 АПК РФ, исследовав письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
На основании абзаца 9 пункта 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) бездоговорное потребление электрической энергии - это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
По факту безучетного или бездоговорного потребления электроэнергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электроэнергии (пункт 177 Основных положений N 442).
Согласно пункту 186 Основных положений N 442 расчет объема бездоговорного потребления электроэнергии осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктом 187 или 189 Основных положений.
Лицо, осуществившее бездоговорное потребление, обязано оплатить счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления в течение 10 дней со дня получения счета.
При отказе лица, осуществившего бездоговорное потребление, от оплаты указанного счета стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления взыскивается с такого лица сетевой организацией в порядке взыскания неосновательного обогащения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии и счета для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления.
Пунктом 1 статьи 395 ГК РФ установлено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта бездоговорного потребления электрической энергии для целей уличного освещения муниципального образования за период с 15.03.2021 по 14.03.2022.
Доводы апелляционной жалобы о том, что факт бездоговорного потребления электроэнергии не подтвержден и опровергается актами комиссии по благоустройству территории Елизаветинского сельского поселения, составленными комиссией в пределах полномочий, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ от 06.01.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", апелляционным судом отклоняются, поскольку исходя из норм пункта 177 Основных положений N 442 и статьи 68 АПК РФ, допустимым доказательством факта бездоговорного потребления электроэнергии, является акт о неучтенном потреблении энергии.
Представленные истцом в обоснование заявленных требований акты о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии (мощности) N БП/003274 от 14.03.2022, NБП/003331 от 14.03.2022, в адрес ответчика выставлены счета N49900132 от 14.04.2022 и N49900131 от 14.04.2022 соответствуют нормам Основных положений N 442, ответчиком в установленном процессуальном порядке не опровергнуты; содержательные возражения по процедуре проверки и порядку составления актов не представлено.
При таких обстоятельствах выше названные акты комиссии по благоустройству не могут быть противопоставлены актам о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии, составление которых предусмотрено специальными нормами законодательства об электроэнергетике для целей подтверждения факта бездоговорного потребления энергии.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности факта принадлежности ответчику объектов электропотребления, апелляционным судом также признаются необоснованными.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, вод о отведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (в частности, освещение улиц).
Учитывая вышеизложенное, письмо Федеральной службы по тарифам от 25.10.2010 N Н5-8575/5 согласно которому расходы на содержание и эксплуатацию объектов наружного освещения (оплата электроэнергии, израсходованной на наружное освещение, амортизация объектов наружного освещения, оплата труда работников, занятых обслуживанием сетей наружного освещения и т.п.) должны возмещаться за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете соответствующего уровня, вне зависимости от того, на чьем балансе находятся объекты уличного освещения, ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" согласно которой в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для электро-, тепло, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов применены судом правомерно.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Следовательно, организация, ремонт и оплата стоимости уличного освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.
В силу статьи 2 Постановления Верховного совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с п. 6 ст. 14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности _" от 23.11.2009 N 261-ФЗ перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по:
- выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
- организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
Исходя из анализа приведенных выше норм следует, что орган местного самоуправления, как орган власти, на котором лежит обязанность по организации в границах поселения электроснабжения населения, обязан выявлять бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, принимать их на учет, и до перехода к нему права собственности на такие объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязан организовать управление бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства, в частности, путем заключения соответствующих договоров с сетевой организацией (договоров оказания услуг по передаче электрической энергии) и гарантирующим поставщиком (договоров энергоснабжения).
Следовательно, организация, ремонт и оплата стоимости уличного освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.
Таким образом, истец правомерно установил, что лицом, на стороне которого возникло обязательство из неосновательного обогащения при бездоговорном потреблении электроэнергии, является ответчик.
Мнение апеллянта, изложенное в жалобе, об отсутствии оснований для начисления процентов за пользование чужими денежными средствами в период действия моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации N 497 от 28.03.2022, является ошибочными.
Названным Постановлением в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона, в частности не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Вместе с тем, в силу части 2 статьи 1 Закона о банкротстве действие данного закона распространяется только на юридических лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Поскольку согласно пункту 1 статьи 65 ГК РФ Администрация, являясь муниципальным казенным учреждением, не может быть признана несостоятельным (банкротом), на ответчика не распространяются последствия введения моратория, касающиеся прекращения с 01.04.2022 начисления процентов за пользование чужими денежными средствами.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения в ходе апелляционного обжалования, в силу чего, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2023 по делу N А56-78287/2022 оставить без изменения, апелляционную жалоба - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-78287/2022
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Администрация МО Елизаветинское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области