06 октября 2023 г. |
Дело N А56-116424/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии от акционерного общества "Первая башенная компания" Щукиной М.А. (доверенность от 20.01.2021), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Ерохова Л.И. (доверенность от 30.12.2022),
рассмотрев 05.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2023 по делу N А56-116424/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Первая башенная компания", адрес: 107078, Москва, ул. Маши Порываевой, д. 34, пом. III, комн. 1, ОГРН 1177746646197, ИНН 7707387700 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), от 07.10.2022 N 05-26-36945/22-0-0 об отказе в заключении договора, обязании Комитета в течение 10-ти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем заключения договора на размещение объекта: антенно-мачтового сооружения связи, для возведения которого не требуется разрешение на строительство (опора связи), на части земельного участка площадью 4 кв.м (ориентир: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, территория ограниченная наб. реки Сестры, ул. Борисова, ул. Володарского, координаты 60.100721, 29.971921) сроком на 3 года.
Решением суда от 13.03.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.06.2023 названное решение отменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Комитет, не согласившись с обжалуемым судебным актом, обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. Податель жалобы полагает, что он правомерно отказал Обществу в выдаче разрешения на использование земель на размещение антенно-мачтового сооружения; считает, что использование спорного земельного участка в заявленных целях нарушит режим использования территории зеленых насаждений, установленный законом о зеленых насаждениях, ухудшит условия их использования и содержания, повлечет повреждение и уничтожение зеленых насаждений на рассматриваемой территории; деятельность по размещению антенно-мачтового сооружения окажет очевидное негативное воздействие на территории зеленых насаждений в виде их повреждения (нарушение и уничтожение почвенного покрова/газона), нарушит возможность использования соответствующей территории для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей, поскольку единственной возможной целью использования участка после размещения на нем антенно-мачтового сооружения будет эксплуатация такого сооружения. Кроме того, Комитет полагает недоказанным нарушение прав Общества; доказательств, что Обществу требуется 4 кв.м для размещения мачтового сооружения - столба, также не представлено. В обоснование своих доводов заявитель сослался на судебную практику.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества против ее удовлетворения возражала.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество обратилось в Комитет с заявлением от 08.09.2022 N 0809/2 (вх. от 15.09.2022 N 05-2687284/22-0-0) о заключении договора на размещение объекта: антенно-мачтового сооружения связи, для возведения которого не требуется разрешение на строительство (опора связи), на части земельного участка площадью 4 кв.м (ориентир: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, (территория, ограниченная наб.р. Сестры, ул. Борисова, ул. Володарского) координаты 60.100721, 29.971921), сроком на 3 года.
Решением от 07.10.2022 N 05-26-36945/22-0-0 Комитет отказал заявителю в заключении договора на размещение антенно-мачтового сооружения связи, являющегося движимым имуществом, на основании подпункта 9 пункта 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 08.11.2019 N 521-118 "О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 521-118).
В обоснование принятого решения Комитет сослался на то, что испрашиваемый земельный участок является территорией с зелеными насаждениями (газон), в связи с чем в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 N 8 "О Правилах охраны и использования территорий зеленых насаждений общего пользования, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территорий зеленых насаждений ограниченного пользования" (далее - Постановление N 8) размещение данного сооружения связи на заявленной территории невозможно, так как это влечет повреждение и уничтожение зеленых насаждений на рассматриваемой территории.
Общество, посчитав отказ Комитета незаконным, необоснованным и нарушающим его законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку размещение сооружения связи (опоры) на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается без предоставления земельных участков и установления сервитутов, на основании договора на размещение объекта; участок, в отношении которого запрошено заключение договора, не входит в территорию зеленых насаждений; размещение антенно-мачтового сооружения не оказывает негативного воздействия на территорию зеленых насаждений, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, признал требования Общества обоснованными и удовлетворил их.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта в связи со следующим.
В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута установлены Законом Санкт-Петербурга N 521-118.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 этого Закона сооружения связи размещаются на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом без проведения аукциона.
Исходя из пункта 5 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 6, 8, 9, 11 - 13, 15 пункта 4 статьи 4 того же Закона Санкт-Петербурга.
Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 521-118 уполномоченный орган отказывает в размещении объекта, если размещение объектов на земельном участке и (или) использование земельного участка в указанных в заявлении целях не соответствует требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, основанием для принятия Комитетом оспариваемых решений послужил тот факт, что испрашиваемый Обществом земельный участок для установки антенной опоры представлен территорией с зелеными насаждениями.
Вопросы, связанные с размещением, использованием, воспроизводством, содержанием и учетом зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, регулируются Законом Санкт-Петербурга от 28.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 396-88).
Согласно статье 2 данного Закона территории зеленых насаждений подразделяются на виды, в том числе территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, - территории, занятые зелеными насаждениями или предназначенные для озеленения, находящиеся в зонах охраны источников питьевого водоснабжения, санитарно-защитных, шумозащитных, водоохранных, защитно-мелиоративных, противопожарных зонах, на территориях кладбищ, в границах полосы отвода автомобильных дорог, землеотвода железных дорог, инженерных сооружений, а также в иных зонах, требующих установления защитного озеленения, в том числе уличное озеленение в границах полосы отвода автомобильных дорог или в территориальной зоне улично-дорожной сети Санкт-Петербурга.
Правовой режим территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, определен статьей 17 Закона Санкт-Петербурга N 396-88, согласно пункту 1 которой на территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), запрещается предоставление земельных участков для размещения автостоянок и объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, искусственных сооружений на них, элементов обустройства автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса, строительства, реконструкции, капитального ремонта киосков вентиляционных шахт метрополитена, сооружений инженерных сетей метрополитена.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 396-88 хозяйственная, градостроительная и иная деятельность в Санкт-Петербурге осуществляется с соблюдением требований по охране зеленых насаждений и территорий зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
Во исполнение пункта 5 той же статьи Постановлением N 8 утверждены Правила охраны и использования территорий зеленых насаждений общего пользования, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территорий зеленых насаждений ограниченного пользования (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил установлен запрет на осуществление на территории зеленых насаждений хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на указанные территории и нарушающей возможность использования указанных территорий для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей.
Апелляционный суд установил, что испрашиваемый участок не включен ни в один из перечней территорий зеленых насаждений общего пользования, утвержденных Законом Санкт-Петербурга от 08.10.2007 N 430-85 "О зеленых насаждениях общего пользования".
Доказательств того, что испрашиваемый участок расположен на территориях зеленых насаждений, Комитетом в материалы дела не представлено.
Также апелляционный суд принял во внимание пояснения Общества относительно площади земельного участка, указанного в заявлении на заключение договора на размещение антенно-мачтового сооружения связи. Вопреки доводам заявителя, доказательств того, что площадь испрашиваемого земельного участка (4 кв.м) является избыточной для размещения антенно-мачтового сооружения, в материалы дела не представлено, притом, что законодательно не введено каких-либо ограничений по площади.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа и удовлетворил заявленные требования.
Наличия несоответствий либо противоречий выводов суда установленным обстоятельствам или содержанию имеющихся в деле доказательств судом кассационной инстанции не установлено.
Причин для отмены обжалованного судебного акта применительно к доводам, приведенным в кассационной жалобе, не найдено.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 283 АПК РФ и в связи с окончанием производства в суде кассационной инстанции приостановление исполнения постановления от 20.06.2023 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2023 по делу N А56-116424/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2023 по делу N А56-116424/2022, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.07.2023.
Председательствующий |
М. В. Захарова |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 октября 2023 г. N Ф07-11964/23 по делу N А56-116424/2022
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11964/2023
20.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12915/2023
13.03.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-116424/2022