10 октября 2023 г. |
Дело N А26-7486/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 10.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу межрегиональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов правоохранительных и административных органов" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2023 по делу N А26-7486/2022,
УСТАНОВИЛ:
межрегиональная общественная организация "Общество охотников и рыболов правоохранительных и административных органов" (107076, г. Москва, ул. Преображенская, д. 5/7; ОГРН 1037739574619; ИНН 7718129243; далее - Общество) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2; ОГРН 1071001000828; ИНН 1001016090; далее - Министерство) во внесении изменений в охотхозяйственное соглашение от 04.12.2012 N 030, выраженного в письме от 21.06.2022 N 10622/13-17/МПРиЭ-и.
Решением суда первой инстанции от 01.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.06.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемый отказ Министерства является неправомерным.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Карелия (далее - Управление) 26.12.2002 выдало Обществу долгосрочную лицензию серии 10 N 0183 на пользование объектами животного мира на территории Медвежьегорского района площадью 237,6 тыс. га в границах согласно распоряжению Правительства Республики Карелия от 18.12.2002 N 312-р-П.
Между Управлением и Обществом заключен договор от 26.12.2002 о предоставлении территории, акватории, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на срок действия долгосрочной лицензии.
На основании распоряжения Правительства Республики Карелия от 14.09.2004 N 414-П между Обществом и ФГУ "Медвежьегорский лесхоз" заключен договор от 30.12.2004 на безвозмездное пользование участками лесного фонда на территории Медвежьегорского лесхоза площадью 236 866 га в границах согласно указанному распоряжению для осуществления лесопользования на срок с 14.09.2004 по 21.12.2009.
Впоследствии в порядке статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) между Министерством сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия и Обществом заключено охотхозяйственное соглашение от 04.12.2012 N 030 (далее - Соглашение) на срок с 04.12.2012 по 03.12.2061.
В разделе 2 Соглашения указаны сведения о местоположении, границах и площади охотничьих угодий в Медвежьегорском районе Республики Карелия, площадь которых определена в 148 172 га.
Согласно пункту 12.2 Соглашения стороны могут внести в него изменения в случае изменения площади охотничьего угодья и площади свойственных угодий для обитания охотничьих ресурсов на основании материалов очередного охотустройства, а также в иных случаях, предусмотренных Соглашением и законодательством Российской Федерации.
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия приказом от 23.11.2016 N 2205 прекратило предоставленное Обществу право безвозмездного пользования участками лесного фонда площадью 236 866 га, а 28.11.2016 направило в его адрес уведомление о прекращении срока действия договора от 30.12.2004 на безвозмездное пользование участками лесного фонда.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 N 326-П функции Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия в сфере охраны и использования объектов животного мира, по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания переданы Министерству.
Общество 26.05.2022 обратилось в Министерство с заявлением о внесении изменений в Соглашение в части увеличения площади и изменения границ охотничьих угодий до ранее предоставленной площади охотничьих угодий в размере 237,6 тыс. га (236 866 га).
Министерство письмом от 21.06.2022 N 10622/13-17/МПРиЭ-и отказало Обществу во внесении изменений в Соглашение в связи с отсутствием правовых оснований для изменения границ и увеличения площади охотничьих угодий.
Общество, не согласившись с данным отказом Министерства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности оспариваемого отказа Министерства, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии частью 1 статьи 27 Закона N 209-ФЗ в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (часть 2 статьи 27 Закона N 209-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 4 статьи 27 Закона N 209-ФЗ охотхозяйственное соглашение включает в себя сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках.
Как предусмотрено частью 4.1 статьи 27 Закона N 209-ФЗ, внесение изменений в охотхозяйственное соглашение в течение срока его действия осуществляется по требованию юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, в следующих случаях: предоставление в аренду таким юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю расположенных в границах охотничьих угодий земельных участков и лесных участков либо прекращение права аренды таких земельных участков и лесных участков (пункт 1); отказ таких юридического лица или индивидуального предпринимателя от части площади охотничьего угодья, указанного в охотхозяйственном соглашении (пункт 2).
В силу части 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, указанные в части 3 настоящей статьи, при заключении охотхозяйственных соглашений обязаны единовременно внести плату за заключение таких соглашений (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), определяемую как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья, установленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, и площади соответствующего охотничьего угодья (часть 5 статьи 71 Закона N 209-ФЗ).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что заключению Соглашения предшествовало принятие Правительством Республики Карелия постановления от 22.03.2012 N 89-П (далее - Постановление N 89-П), в соответствии с которым в Схему территориального планирования Республики Карелия, разработанную на расчетный срок до 2030 года, внесены изменения с выделением первой очереди до 2020 года.
В раздел 2 приложения к Схеме территориального планирования Республики Карелия "Территории, необходимые для осуществления полномочий органов государственной власти Республики Карелия" включен пункт 2.1 "Территории, в отношении которых подготовлены материалы обоснования придания им статуса особо охраняемой природной территории регионального значения", содержащий сведения о создании особо охраняемой природной территории "Маслозеро" в Медвежьегорском районе площадь 0,8 тыс. га.
Судами установлено, что Постановление N 89-П является действующим нормативным правовым актом, не отменено в установленном порядке и не признано недействительным судом.
При этом Соглашение подписано сторонами без замечаний, в материалах дела отсутствуют доказательства направления Обществом возражений или разногласий при его заключении, касающихся установления площади охотничьих угодий.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 490 "О ставках платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений" Общество внесло единовременную плату за заключение охотхозяйственного соглашения, рассчитанную исходя из указанной площади охотничьего угодья 148,1 тыс. га.
Как указали суды, ни Законом N 209-ФЗ, ни Соглашением не предусмотрена возможность его изменения в части увеличения площади и изменения границ охотничьих угодий применительно к рассматриваемым правоотношениям.
В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Исходя из того, что Схема территориального планирования Республики Карелия разработана на расчетный срок до 2030 года, суды пришли к выводу о том, что возложение на Министерство обязанности по внесению изменений в Соглашение в части увеличения площади охотничьих угодий будет противоречить Постановлению N 89-П.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого отказа Министерства упомянутым нормам законодательства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу следует возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2023 по делу N А26-7486/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу межрегиональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов правоохранительных и административных органов" - без удовлетворения.
Возвратить межрегиональной общественной организации "Общество охотников и рыболов правоохранительных и административных органов" (107076, г. Москва, ул. Преображенская, д. 5/7; ОГРН 1037739574619; ИНН 7718129243) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., уплаченную по платежному поручению от 14.08.2023 N 6.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.