13 октября 2023 г. |
Дело N А21-1902/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Михайловской Е.А., Пастуховой М.В.,
при участии от акционерного общества "Региональная инвестиционно-энергетическая компания" генерального директора Ошуркова А.В. (выписка из ЕГРЮЛ) и представителя Прошиной Е.Е. (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрев 12.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Региональная инвестиционно-энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2023 по делу N А21-1902/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Региональная инвестиционно-энергетическая компания", адрес: 238630, Калининградская область, город Полесск, улица Театральная, дом 1, кабинет 10 Ж, ОГРН 1103925026028, ИНН 3922501030 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации муниципального образования "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области", адрес: 238210, Калининградская область, город Гвардейск, Юбилейная улица, дом 6, ОГРН 1023902272327, ИНН 3916002844 (далее - Администрация), о заключении дополнительного соглашения с приложениями к концессионному соглашению от 29.07.2013.
К участию в деле в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - Служба).
Решением суда первой инстанции от 27.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.04.2023, Обществу в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает на то, что Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) для концессионера установлена гарантия возврата капительных вложений методами тарифного регулирования, однако заключенное сторонами концессионное соглашение от 29.07.2013 не содержит долгосрочных параметров регулирования, что не позволяет Обществу учесть в необходимой валовой выручке свои затраты на капитальные вложения, а потому концессионное соглашение от 29.07.2013 должно быть дополнено соответствующими значениями долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера.
В возражениях Служба и Администрация просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между Администрацией "Знаменское сельское поселение" (концедент) и Обществом (концессионер) на 20 лет заключено концессионное соглашение от 29.07.2013 на реконструкцию и модернизацию, а в дальнейшем эксплуатацию и содержание объектов по производству, передаче и распределению тепловой энергии и ее передачу потребителям п. Знаменск, по условиям которого концессионер обязался за свой счет произвести, построить и ввести в эксплуатацию котельные, работающие на природном газе, подключить их к тепловой сети п. Знаменска, а в дальнейшем эксплуатировать и содержать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II концессионного соглашения, право собственности на которое принадлежит, а на вновь созданное имущество будет принадлежать концеденту, и осуществлять, производство, распределение тепловой энергии и ее передачу потребителям с использованием объекта концессионного соглашения, а концедент обязался произвести реконструкцию тепловой сети п. Знаменска, обеспечить возможность подключения объектов концессионного соглашения к газоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и канализации, земельными участками в аренду по ставке, утверждаемой Решениями Совета депутатов муниципального образования "Знаменское сельское поселение", предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (пункты 1 и 65 концессионного соглашения от 29.07.2013).
Объектом концессионного соглашения от 29.07.2013 являются тепловые сети п. Знаменска, которые подлежат реконструкции и модернизации, а также котельные, работающие на природном газе, подключенные к тепловым сетям п. Знаменска (пункты 2.1, 2.2 концессионного соглашения от 29.07.2013).
Ссылаясь на отсутствие в концессионном соглашении от 29.07.2013 согласованных значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, лишающее Общество возможности обеспечить возврат вложенных инвестиций методами тарифного регулирования с привязкой к определенному концессионным соглашением объему инвестиций, Общество письмом от 04.10.2021 N 40 направило Администрации (правопреемнику Администрации "Знаменское сельское поселение") для подписания дополнительное соглашение к концессионному соглашению от 29.07.2013.
Отказ Администрации от подписания дополнительного соглашения к концессионному соглашению от 29.07.2013 послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском, основанным на пункте 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 3 статьи 18, пункте 1 части 1 статьи 42 и части 4 статьи 20 Закона N 115-ФЗ (в редакции, действующей на дату обращения с иском).
Суды отказали Обществу в иске, не усмотрев правовых оснований для изменения концессионного соглашения от 29.07.2013 в судебном порядке.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент заключения концессионного соглашения от 29.07.2013) по требованию стороны концессионного соглашения оно может быть изменено решением суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона
Разрешая возникший спор, суды руководствовались статьями 450, 451 ГК РФ и положениями Закона N 115-ФЗ и обоснованно исходили из отсутствия правовых оснований для изменения концессионного соглашения от 29.07.2013.
Указание в концессионном соглашении в качестве существенного условия объема валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения при реализации концессионером тепловой энергии по регулируемым ценам (тарифам), было включено в часть 1 статьи 10 Закона N 115-ФЗ лишь Федеральным законом от 21.07.2014 N 265-ФЗ и не являлось обязательным в момент заключения концессионного соглашения от 29.07.2013.
Включение в концессионное соглашение порядка и условий установления и изменения цен (тарифов) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавок к ценам (тарифам), долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, согласованных с органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) регулирование цен (тарифов), в момент заключения концессионного соглашения от 29.07.2013 также не являлось обязательным (пункт 2 части 2 статьи 10 Закона N 115-ФЗ).
В случае, если в течение срока действия концессионного соглашения, в соответствии с которым концессионер предоставляет потребителям товары, работы, услуги по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом регулируемых надбавок к ценам (тарифам), регулируемые цены (тарифы), надбавки к ценам (тарифам) устанавливаются с применением долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, которые не соответствуют таким параметрам, предусмотренным концессионным соглашением, условия этого концессионного соглашения должны быть изменены по требованию концессионера (часть 4 статьи 20 Закона N 115-ФЗ).
В данном случае отсутствие в концессионном соглашении от 29.07.2013 условий относительно объема валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера не являлось нарушением Закона N 115-ФЗ в редакции, действовавшей на момент заключения концессионного соглашения от 29.07.2013, а потому несоответствия установленных Службой Обществу долгосрочных параметров регулирования условиям концессионного соглашения как необходимого условия для изменения концессионного соглашения от 29.07.2013 на основании части 4 статьи 20 Закона N 115-ФЗ не имеется.
Доводы подателя жалобы о том, что отсутствие в концессионном соглашении от 29.07.2013 долгосрочных параметров регулирования и объема валовой выручки не позволяет Обществу при установлении тарифов учесть в необходимой валовой выручке свои затраты на капитальные вложения, получили оценку судов и были обоснованно отклонены как не свидетельствующие о существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении концессионного соглашения от 29.07.2013.
Согласно части 3 статьи 18 Закона N 115-ФЗ в случае реализации концессионером производимых товаров, выполнения работ, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) органы в области регулирования цен (тарифов) устанавливают цены (тарифы) и надбавки к ценам (тарифам) на производимые и реализуемые концессионером товары, выполняемые работы, оказываемые услуги исходя из определенных концессионным соглашением объема инвестиций и сроков их осуществления в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, а также в модернизацию, замену иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, улучшение его характеристик и эксплуатационных свойств.
В соответствии частью 5 статьи 10 Закона N 115-ФЗ при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), перечень создаваемых и (или) реконструируемых в течение срока действия концессионного соглашения объектов, объем и источники инвестиций, привлекаемых для создания и (или) реконструкции этих объектов, устанавливаются в соответствии с инвестиционными программами концессионера, утвержденными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).
Согласно статье 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, являются регулируемыми, устанавливаются на основании принципов обеспечения экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала (пункт 6 части 1 статьи 3 Закона N 190-ФЗ) и обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (пункт 2 части 1 статьи 7 Закона N 190-ФЗ) в порядке, предусмотренном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам России от 13.06.2013 N 760-э.
Согласно пункту 51 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования.
Оценка экономической обоснованности расходов, понесенных ресурсоснабжающей организацией, производится регулирующим органом при установлении тарифа, на основании представленных организацией документов, подтверждающих эти расходы.
Возможность учета расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, предусмотрена тарифным регулированием (пункт 49 Основ ценообразования).
При этом из объяснений Службы следует, что отказ Обществу при расчете необходимой валовой выручки во включении в состав экономически обоснованных расходов затрат на капитальные вложения, понесенных при исполнении концессионного соглашения от 29.07.2013, обусловлен не отсутствием указанных параметров регулирования в тексте концессионного соглашения от 29.07.2013, а непредставлением Обществом регулятору утвержденной инвестиционной программы, необходимость представления которой предусмотрена частью 5 статьи 10 Закона N 115-ФЗ, то есть находится в сфере контроля самого Общества.
Доказательства изменения в период действия концессионного соглашения от 29.07.2013 законодательства в сфере тарифного регулирования, которое привело бы к ухудшению положения Общества по сравнению с тем, на что оно рассчитывало при заключении концессионного соглашения от 29.07.2013, не представлены. Использование настоящего иска в качестве инструмента для пересмотра долгосрочных параметров регулирования, ранее установленных приказами Службы от 14.12.2016 N 130-02т/16, от 17.12.2019 N 133-02т/19, и возложения на Администрацию неблагоприятных последствий собственных просчетов при установлении тарифов недопустимо.
При таких обстоятельствах Обществу отказано в иске правомерно. Оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2023 по делу N А21-1902/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Региональная инвестиционно-энергетическая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.