18 октября 2023 г. |
Дело N А56-129049/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Гранит" Филимоновой Т.М. (доверенность от 09.10.2023 N 2),
рассмотрев 17.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2023 по делу N А56-129049/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гранит", адрес: 188970, Ленинградская область, г.п. Каменногорское, территория Красносокольская, проезд Сысоевский, дом 3, ОГРН 1044700884304, ИНН 47704058491 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, площадь Растрелли, дом 2, литера "А", ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет), о признании недействительным решения об отказе в предоставлении лесного участка в аренду, изложенное в письме от 23.11.2022 N 02-2205012022; и об обязании предоставить лесной участок Обществу в аренду общей площадью 33, 0197 га, местоположением: Ленинградская область, Выборгский район, Северо-Западное лесничество, Красносокольское участковое лесничество, квартал N 9 выделы 15, 16, 17, 18, 19, 20, 23, 24, 25, 26, части выделов 1,14, 21, квартал 10 часть выдела 20 для разрешенного вида использования лесов: осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых (добыча полезных ископаемых, разработка месторождения габбро-норитов "Красносокольское").
Решением суда первой инстанции от 12.03.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционного суда от 03.07.2023 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Общества, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Комитет о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество подало в Комитет заявление от 22.11.2022 о предоставлении лесного участка общей площадью 33,0197 га, кадастровый номер (учетный номер части) 47:14:0000000:500/1790 в аренду до 01.04.2026.
Местоположение лесного участка: Ленинградская область, Выборгский район, Северо-Западное лесничество, Красносокольское участковое лесничество, квартал N 9 выделы 15, 16, 17, 18, 19, 20, 23, 24, 25, 26, части выделов 1, 14, 21, квартал 10 часть выдела 20.
Цель использования лесного участка: выполнение работ по геологическому изучению разработке и добычи габбро-норитов для производства щебня на участке N 4 Красносокольского проявления габбро-норитов в Выборгском районе Ленинградской области в соответствии с лицензией ЛОД 02316 ТР от 14.03.2001 и дополнением к лицензии N 6 от 30.11.2020.
Обоснование цели, вида и срока использования лесов: план проведения работ в соответствии с лицензией на пользование недрами ЛОД 02316 ТР от 14.03.2001 и дополнением к лицензии от 30.11.2020 N 6, срок действия лицензии до 01.04.2026.
Комитет письмом от 23.11.2022 N 02-22050/2022 отказал в предоставлении вышеназванного лесного участка в аренду, указав на несоответствие испрашиваемого лесного участка проектной документации и заявленным целям.
Общество, полагая, что отказ Комитета нарушает его права и законные интересы, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, признав требования Общества обоснованными, заявление удовлетворили.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо
В соответствии с частью 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей.
Согласно частям 7 и 9 статьи 70.1 ЛК РФ проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса. Указанными органами государственной власти, органами местного самоуправления может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации.
В силу части 11 статьи 70.1 ЛК РФ, пункта 17 Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядку ее подготовки (утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03.02.2017 N 54) основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесного участка является несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 13 настоящей статьи; несоответствие проектной документации лесного участка лесохозяйственному регламенту лесничества.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество подало в Комитет заявление от 22.11.2022 о предоставлении лесного участка общей площадью 33,0197 га, кадастровый номер (учетный номер части) 47:14:0000000:500/1790 в аренду до 01.04.2026, что полностью соответствует содержанию проектной документации.
Комитет письмом от 23.11.2022 N 02-22050/2022 отказал в предоставлении лесного участка в аренду, указав на несоответствие испрашиваемого лесного участка проектной документации, поскольку, по мнению Комитета, Общество имеет проектную документацию на разработку месторождения, согласованную с Комитетом, которая не соответствует заявленным целям.
Суды двух инстанций, ссылаясь на приказ Минприроды России от 14.06.2016 N 352 "Об утверждении Правил подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых" установили, что в названных правилах выделены следующие типы проектной документации:
а) проектная документация на проведение работ по региональному геологическому изучению недр;
б) проектная документация на проведение работ по геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), углеводородного сырья, подземных вод;
в) проектная документация на проведение работ по разведке (доразведке) месторождений твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), углеводородного сырья, подземных вод;
г) проектная документация на проведение работ по геологическому изучению и оценке пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, размещения отходов производства и потребления, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей.
Суды не установили, и из материалов дела не следует, какой проектной документации противоречит заявление Общества.
Судебные инстанции указали, что Общество заявило о предоставлении лесного участка в аренду на основании договора аренды, типовая форма которого утверждена Приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 542 "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков" из которой следует, что арендатор имеет право приступить к использованию лесов на основании проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу.
Общество обязано предоставить в Комитет на государственную экспертизу проект освоения лесов, разработанный на основании Приказа Минприроды России от 16.11.2021 N 864 "Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа", в составе которого, в подразделе "Выполнение работ по геологическому изучению недр, разведке и добыче полезных ископаемых", содержатся следующие сведения:
- обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ, а также характеристика существующих и проектируемых объектов, строений и сооружений при использовании лесов в целях геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых;
- проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесном участке при создании объектов, строений и сооружений для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых;
- территориальное размещение существующих и проектируемых объектов, строений и сооружений при геологическом изучении недр, разведке и добыче. полезных ископаемых (тематическая лесная карта (отдельным приложением);
- о рекультивации нарушенных при выполнении работ по геологическому изучению недр, разведке и добыче полезных ископаемых, а также подвергшихся нефтяному или иному загрязнению и подлежащих рекультивации.
К сведениям прикладывается проект рекультивации земель (отдельным документом), в том числе, подготовленный в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
Статьей 70.1 ЛК РФ установлено, что проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств.
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, установили, что Общество оформило проектную документацию лесного участка общей площадью 33,0197 га в пределах границ лесничества.
Иные площади, вошедшие в границы горного отвода, не находятся в составе земель лесного фонда и проектированию не подлежат.
При этом планирование размещения технических и промышленных объектов на лесном участке осуществляется не в содержании договора аренды, а в проекте освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу с учетом разработанного обществом технического проекта.
Суды двух инстанций, исходя из того, что у Комитета отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении лесного участка, суд первой инстанции правомерно признал требования Общества обоснованными и подлежащими удовлетворению, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов двух инстанций и не свидетельствуют о нарушении ими норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2023 по делу N А56-129049/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции указали, что Общество заявило о предоставлении лесного участка в аренду на основании договора аренды, типовая форма которого утверждена Приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 542 "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков" из которой следует, что арендатор имеет право приступить к использованию лесов на основании проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу.
Общество обязано предоставить в Комитет на государственную экспертизу проект освоения лесов, разработанный на основании Приказа Минприроды России от 16.11.2021 N 864 "Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа", в составе которого, в подразделе "Выполнение работ по геологическому изучению недр, разведке и добыче полезных ископаемых", содержатся следующие сведения:
...
Статьей 70.1 ЛК РФ установлено, что проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 октября 2023 г. N Ф07-12765/23 по делу N А56-129049/2022
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12765/2023
03.07.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13615/2023
12.03.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-129049/2022