19 октября 2023 г. |
Дело N А56-45115/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б., Толкунова В.М.,
при участии от Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Гуськова Е.А. (доверенность от 19.12.2022), от Федерального казенного предприятия "Дирекция комплекса защитных сооружений города Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации Зубко В.М. (доверенность от 26.12.2022 N 46), от общества с ограниченной ответственностью "Би.Си.Си." Карнаухова П.А. (доверенность от 01.01.2021 N 27),
рассмотрев 17.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2023 по делу N А56-45115/2022,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации", адрес: 197342, Санкт-Петербург, Торжковская улица, дом 5, ОГРН 1037832047384 (далее - ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России", Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга, адрес: 191023, Санкт-Петербург, Караванная улица, дом 9, литера "А", ОГРН: 1099847031570 (далее - Комитет по благоустройству) и к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская улица, дом 20, литера "А", помещение 2-Н, ОГРН 1027809244561 (далее - КИО), о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии в собственность древесины, полученной в результате выполнения работ на объекте электросетевого хозяйства "Линия ВЛ 110 кВ Лахтинская-1, Лахтинская-2", расположенном между ПС N 360 и ПС "Северная" N 4.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Курортный лесопарк", адрес: 195197, Санкт-Петербург, Лабораторная улица, дом 15, корпус 2, литера "Б", ОГРН: 1089847113949 (далее - СПб ГКУ "Курортный лесопарк"), Межрегиональное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, адрес: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая улица, дом 2/6, литера "А", ОГРН: 1097847130886 (далее - МТУ Росимущества), общество с ограниченной ответственностью "Би.Си.Си.", адрес: 194100, Санкт-Петербург, Лесной проспект, дом 64, литера А, ОГРН: 1147847394012 (далее - ООО "Би.Си.Си.", Общество), и Комитет финансов Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская улица, дом 20, литера "А", ОГРН 1027810256352 (далее - Комитет финансов).
Решением суда первой инстанции от 22.11.2022 бездействие Комитета по благоустройству по принятию в собственность древесины, полученной в результате выполнения работ на объекте электросетевого хозяйства "Линия ВЛ 110 кВ Лахтинская-1, Лахтинская-2", расположенном между ПС N 360 и ПС "Северная" N 4, признано незаконным, на него возложена обязанность реализовать полномочия собственника в отношении древесины, полученной в результате работ на объекте, в течение 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Постановлением апелляционного суда от 26.06.2023 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет по благоустройству, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Комитета по благоустройству поддержал доводы, изложенные в жалобе, представитель Общества также не согласен с решением и постановлением судов, а представитель ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России", просил в удовлетворении жалобы отказать по мотивам, изложенным в отзыве.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 27.02.2004 N 825-р за ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России" на праве оперативного управления закреплен объект электросетевого хозяйства: Линия ВЛ 110 кВ Лахтинская-1, Лахтинская-2, расположенная между ПС N 360 и ПС "Северная" N 4 (далее - Объект).
Объект впоследствии вошел в состав объекта федерального имущества: ОРУ -110 кВ (ПС N 360), закрепленного за Предприятием на основании распоряжения Территориального управления Росимущества в городе Санкт-Петербурге от 20.06.2013 N 246-р и Акта приема-передачи федерального имущества.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Постановление N 160), 03.08.2018 в реестр границ ЕГРН внесены сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории охранная зона объекта электросетевого хозяйства линия ВЛ 110 кВ Лахтинская-1, Лахтинская-2, расположенная между ПС N 360 и ПС "Северная" N 4 (далее - охранная зона Объекта).
С целью надлежащего и добросовестного исполнения функции по эксплуатации Объекта, между Предприятием (заказчик) и ООО "Би.Си.Си." (подрядчик) заключен государственный контракт от 11.12.2017 N КЭСБ-17-038 (далее - Контракт) на выполнение работ по содержанию, эксплуатации и ремонту зданий, сооружений и систем инженерной инфраструктуры комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (далее - КЗС).
В соответствии с условиями Контракта, к обязанностям Подрядчика относилось, в том числе, содержание территории вокруг подстанций, подъезды к ним, трассы воздушных и кабельных линий, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, включая проведение работ по приведению охранной зоны объектов электросетевого хозяйства Предприятия к нормативному состоянию.
Во исполнение обязательств по Контракту и, руководствуясь требованиями законодательства Российской Федерации, Подрядчик в 2019 году планировал провести работы по приведению охранной зоны Объекта к нормативному состоянию (далее - Работы), поскольку, ввиду естественных причин разросшиеся лесные насаждения угрожали целостности Объекта и требовали незамедлительной вырубки, также указанные обстоятельства представляли повышенную опасность как для надлежащего и беспрерывного функционирования КЗС (объекта, имеющего критическую важность для города Санкт-Петербурга при защите от наводнений) в целом, так и для рядом расположенных объектов и имущества в частности, поскольку последствия падения либо соприкосновения деревьев с линиями электропередачи могли привести не только к их обрыву, но и к возникновению лесных пожаров.
С целью соблюдения установленной законодательством процедуры, Подрядчик обращался в адрес Комитета по благоустройству с письмами от 29.03.2019 и 08.05.2019 (N N 01781, 02552 соответственно), в которых просил согласовать начало производства работ.
В письме от 21.04.2019 N 01-10-3625/19, ссылаясь на пункт 2 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 23.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге", Комитет указал на необходимость получения специального разрешения - порубочного билета, выдача которого осуществляется после оплаты восстановительной стоимости, а кроме того, затребовал от Подрядчика предоставление достоверной информации и дополнительных документов к ранее представленным, а именно: проект производства работ с указанием охранных зон линий электропередач; исходно-разрешительную документацию; доверенность на подачу и получение документов в Комитет, либо иной документ, подтверждающий полномочия представителя; выписку из ЕГРН в отношении охранной зоны Объекта.
Подрядчик надлежащим образом исполнил указание Комитета, представив полный объем запрашиваемой информации и документов, при этом получив в ответ от Комитета второе письмо (от 13.06.2019 N 01-10-5192/19), содержащее следующие сведения.
Комитет указал, что в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2019 N 836 Положением о Комитете, поскольку право собственности на земельные участки в границах охранных зон на территории городских лесов Курортного лесопарка не разграничено, у Комитета отсутствует возможность осуществлять распоряжение древесиной, заготавливаемой при расчистке охранных зон ЛЭП, расположенных в границах городских лесов Курортного лесопарка.
Подрядчик приступил к работам в 2021 году по государственному контракту от 23.09.2020 N КЭСБ-20-057.
15.04.2021 письмами N 01630, N 01631, N 01632 Подрядчик направил в адрес Комитета, МТУ Росимущества, а также Предприятия уведомление о том, что Работы будут завершены 03.05.2021, а также о необходимости вывоза вырубленной древесины для ее последующей реализации. Со своей стороны, письмом от 19.04.2021 N 0477 Предприятие также направило в адрес Комитета тождественную информацию.
Комитет считает, что у него отсутствуют полномочия по распоряжению древесиной, полученной в результате выполнения работ на Объекте.
Ввиду непринятия со стороны Комитета каких-либо действий, направленных на реализацию полученной в результате Работ древесины, либо предоставления с его стороны соответствующих разъяснений, 29.06.2021 Подрядчик повторно обратился в адрес Комитета, а также МТУ Росимущества с уведомлениями о необходимости вывоза такой древесины (письма N N 02725 и 02729).
В дальнейшем необходимых действий по урегулированию вопроса по вывозу и реализации вырубленной древесины со стороны Комитета предпринято также не было.
Несмотря на неоднократные обращения Подрядчика и Предприятия осмотр просеки Объекта совместно с представителями Комитета проведен только 02.07.2021, а проведение фиксации объема вырубленной древесины осуществлено только 21.09.2021, с оформлением соответствующего Акта осмотра лесосеки.
Письмом от 05.10.2021 N 01-10-9327/21 Комитет сообщил о направлении в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) запроса по вопросу определения порядка распоряжения древесиной, заготовленной на землях населенных пунктов. При этом по полученной от Комитета информации ответ на запрос из Минприроды России не поступал.
Считая, что в сложившейся ситуации нарушаются права и законные интересы Предприятия, поскольку существуют риски несения дополнительных расходов, связанных с ответственностью Предприятия, как владельца Объекта и заказчика Работ за хранение и содержание древесины, в то время как образованная в результате выполнения Работ древесина является собственностью субъекта Российской Федерации и не может быть реализована Предприятием самостоятельно, а дальнейшее бездействие Комитета может привести к тому, что древесина, в силу естественных причин пропадет и (или) потеряет материальную ценность, Предприятие не согласилось с бездействием Комитета, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Предприятия.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ (пункт 3).
Суды констатировали, что вырубка лесных насаждений (древесины) в охранной зоне Объекта проводилась в установленном законодательством Российской Федерации порядке в кварталах (выделах) в границах Приморского участкового лесничества Курортного лесопарка Санкт-Петербурга, которое расположено на землях населенных пунктов города Санкт-Петербурга, занятых городскими лесами (на территории города Санкт-Петербурга) согласно приказов Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 23.04.2012 N 162 "Об определении количества лесопарков на территории города Санкт-Петербург и установлении их границ" и 23.01.2019 N 51 "Об установлении границ Курортного лесопарка, расположенного на землях населенных пунктов города Санкт-Петербург, занятых городскими лесами" в редакции приказа Рослесхоза от 20.05.2021 N 449 "О внесении изменений в приложения к приказам Федерального агентства лесного хозяйства от 23.04.2012 N 162 и 23.01.2019 N 51".
Поскольку земельный участок находится на территории города Санкт-Петербурга суды заключили, что согласно части 1 статьи 20, статьи 25 ЛК РФ, статьи 136, пунктов 2, 3 статьи 261 ГК РФ, право собственности субъекта Российской Федерации (города Санкт-Петербурга) распространяется как на земельный участок, так и на находящиеся на нем насаждения.
Судебные инстанции, ссылаясь на положение пункта 1 статьи 125 ГК РФ, на Положение о Комитете по благоустройству, утвержденное постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 N 836, констатировали, что Комитет, являющийся исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в области лесных отношений, в числе основных задач осуществляет государственное управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории Санкт-Петербурга, а также обеспечивает контроль и координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере лесопаркового хозяйства.
Ввиду изложенного суды пришли к выводу о том, что Комитет по благоустройству, будучи органом исполнительной власти Санкт-Петербурга, наделен необходимыми полномочиями собственника в отношении полученной в результате выполнения работ древесины, а также наделен полномочиями по принятию тех или иных действий и согласований с иными исполнительными органами власти, в том числе с КИО.
Суды двух инстанций, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, обоснованно удовлетворили требование Предприятия.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов двух инстанций и не свидетельствуют о нарушении ими норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.08.2023 приостановлено исполнение судебных актов по настоящему делу до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции.
В связи с окончанием производства по кассационной жалобе и оставлением судебных актов в силе принятое приостановление исполнения судебных актов подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербург и Ленинградской области от 22.11.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2023 по делу N А56-45115/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды констатировали, что вырубка лесных насаждений (древесины) в охранной зоне Объекта проводилась в установленном законодательством Российской Федерации порядке в кварталах (выделах) в границах Приморского участкового лесничества Курортного лесопарка Санкт-Петербурга, которое расположено на землях населенных пунктов города Санкт-Петербурга, занятых городскими лесами (на территории города Санкт-Петербурга) согласно приказов Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 23.04.2012 N 162 "Об определении количества лесопарков на территории города Санкт-Петербург и установлении их границ" и 23.01.2019 N 51 "Об установлении границ Курортного лесопарка, расположенного на землях населенных пунктов города Санкт-Петербург, занятых городскими лесами" в редакции приказа Рослесхоза от 20.05.2021 N 449 "О внесении изменений в приложения к приказам Федерального агентства лесного хозяйства от 23.04.2012 N 162 и 23.01.2019 N 51".
Поскольку земельный участок находится на территории города Санкт-Петербурга суды заключили, что согласно части 1 статьи 20, статьи 25 ЛК РФ, статьи 136, пунктов 2, 3 статьи 261 ГК РФ, право собственности субъекта Российской Федерации (города Санкт-Петербурга) распространяется как на земельный участок, так и на находящиеся на нем насаждения.
Судебные инстанции, ссылаясь на положение пункта 1 статьи 125 ГК РФ, на Положение о Комитете по благоустройству, утвержденное постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 N 836, констатировали, что Комитет, являющийся исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в области лесных отношений, в числе основных задач осуществляет государственное управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории Санкт-Петербурга, а также обеспечивает контроль и координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере лесопаркового хозяйства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 октября 2023 г. N Ф07-14383/23 по делу N А56-45115/2022
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14383/2023
26.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-958/2023
25.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5178/2023
23.11.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-45115/2022