г. Санкт-Петербург |
|
26 июня 2023 г. |
Дело N А56-45115/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Зубко В.М. по доверенности от 26.12.2022
от заинтересованного лица-1: Гуськов Е.А. по доверенности от 19.12.2022
от заинтересованного лица-2: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица-3: Карнаухов П.А. по доверенности от 01.01.2021
от 3-х лиц 1,2,4: не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2022 по делу N А56-45115/2022, принятое
по заявлению ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России"
к 1) Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга; 2) КИО
3-и лица: 1) СПб ГКУ "Курортный лесопарк"; 2) МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области; 3) ООО "Би.Си.Си."; 4) Комитет финансов СПб
об оспаривании бездействия
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации" (ОГРН: 1037832047384, адрес: 197342, Санкт-Петербург, ул. Торжковская, 5, далее - ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России", Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга (ОГРН: 1099847031570, адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Караванная, 9, А, далее - Комитет по благоустройству, заинтересованное лицо-1) и Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (ОГРН: 1027809244561, адрес: 191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит. А, пом. 2-Н, далее - КИО, заинтересованное лицо-2) о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии в собственность древесины, полученной в результате выполнения работ на объекте электросетевого хозяйства "Линия ВЛ 110 кВ Лахтинская-1, Лахтинская-2", расположенном между ПС N 360 и ПС "Северная" N 4.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Курортный лесопарк" (ОГРН: 1089847113949, адрес: 195197, Санкт-Петербург, Лабораторная ул., 15, 2, лит. Б, далее - СПб ГКУ "Курортный лесопарк", третье лицо-1), Межрегиональное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (ОГРН: 1097847130886, адрес: 191186, Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 2/6, лит. А, далее - МТУ Росимущества, третье лицо-2), общество с ограниченной ответственностью "Би.Си.Си." (ОГРН: 1147847394012, адрес: 194100, Санкт-Петербург, Лесной пр-кт, 64, лит. А, далее - ООО "Би.Би.Би.", Общество, третье лицо-3) и Комитет финансов Санкт-Петербурга (ОГРН: 1027810256352, адрес: 191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит. А, далее - Комитет финансов).
Решением суда первой инстанции от 22.11.2022 бездействие Комитета по благоустройству по принятию в собственность древесины, полученной в результате выполнения работ на объекте электросетевого хозяйства "Линия ВЛ 110 кВ Лахтинская-1, Лахтинская-2", расположенном между ПС N 360 и ПС "Северная" N 4, признано незаконным, на него возложена обязанность реализовать полномочия собственника в отношении древесины, полученной в результате работ на объекте, в течение 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда, Комитета по благоустройству обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Комитет по благоустройству указывает на то, что в круг полномочий Комитета не входит распоряжение древесиной, полученной при использовании лесов. Кроме того, заинтересованное лицо указывает на потерю древесиной товарной ценности, что подтверждается актом обследования от 17.06.2022; очистка территории от захламления отходами древесины возложена на собственника линейного объекта.
В судебном заседании представители Комитета по благоустройству и Общества поддержали доводы апелляционной жалобы Комитета, представитель Предприятия возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
КИО, СПб ГКУ "Курортный лесопарк", МТУ Росимущества и Комитет финансов, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 27.02.2004 N 825-р за ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России" на праве оперативного управления закреплен объект электросетевою хозяйства: Линия ВЛ 110 кВ Лахтинская-1, Лахтинская-2, расположенная между ПС N 360 и ПС "Северная" N 4 (далее - Объект).
Объект впоследствии вошел в состав объекта федерального имущества: ОРУ -110 кВ (ПС N 360), закрепленного за Предприятием на основании распоряжения Территориального управления Росимущества в городе Санкт-Петербурге от 20.06.2013 N 246-р и Акта приема-передачи федерального имущества.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Постановление N 160), 03.08.2018 в реестр границ ЕГРН внесены сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории охранная зона объекта электросетевого хозяйства линия ВЛ 110 кВ Лахтинская-1, Лахтинская-2, расположенная между ПС N360 и ПС "Северная" N4 (далее - охранная зона Объекта).
С целью надлежащего и добросовестного исполнения функции по эксплуатации Объекта, между Предприятием и ООО "Би.Си.Си." (Подрядчик) заключен государственный контракт от 11.12.2017 N КЭСБ-17-038 (далее - Контракт) на выполнение работ по содержанию, эксплуатации и ремонту зданий, сооружений и систем инженерной инфраструктуры комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (далее - КЗС).
В соответствии с условиями Контракта, к обязанностям Подрядчика относилось, в том числе, содержание территории вокруг подстанций, подъезды к ним, трассы воздушных и кабельных линий, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, включая проведение работ по приведению охранной зоны объектов электросетевого хозяйства Предприятия к нормативному состоянию.
Во исполнение вышеуказанных обязательств по Контракту и, руководствуясь требованиями законодательства Российской Федерации, Подрядчик в 2019 году планировал провести работы по приведению охранной зоны Объекта к нормативному состоянию (далее - Работы), поскольку, ввиду естественных причин разросшиеся лесные насаждения угрожали целостности Объекта и требовали незамедлительной вырубки, также указанные обстоятельства представляли повышенную опасность как для надлежащего и беспрерывного функционирования КЗС (объекта, имеющего критическую важность для города Санкт-Петербурга при защите от наводнений) в целом, так и для рядом расположенных объектов и имущества в частности, поскольку последствия падения либо соприкосновения деревьев с линиями электропередачи могли привести не только к их обрыву, но и к возникновению лесных пожаров.
С целью соблюдения установленной законодательством процедуры, Подрядчик обращался в адрес Комитета по благоустройству письмами от 29.03.2019 и 08.05.2019 (N N 01781, 02552 соответственно), в которых просил согласовать начало производства Работ.
Согласно тексту письма от 21.04.2019 N 01-10-3625/19, ссылаясь на пункт 2 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 23.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге", Комитет указал на необходимость получения специального разрешения - порубочного билета, выдача которого осуществляется после оплаты восстановительной стоимости, а кроме того, затребовал от Подрядчика предоставление достоверной информации и дополнительных документов к ранее представленным, а именно: проект производства Работ с указанием охранных зон линий электропередач; исходно-разрешительную документацию; доверенность на подачу и получение документов в Комитете, либо иной документ, подтверждающий полномочия представителя; выписку из ЕГРН в отношении охранной зоны Объекта.
Подрядчик надлежащим образом исполнил указание Комитета, представив полный объем запрашиваемой информации и документов, при этом получив в ответ от Комитета второе письмо (от 13.06.2019 N 01-10-5192/19), содержащее следующие сведения.
Комитет указал, что в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2019 N 836 Положением о Комитете, поскольку право собственности на земельные участки в границах охранных зон на территории городских лесов Курортного лесопарка не разграничено, у Комитета отсутствует возможность осуществлять распоряжение древесиной, заготавливаемой при расчистке охранных зон ЛЭП, расположенных в границах городских лесов Курортного лесопарка.
Подрядчик приступил к работам в 2021 г. по государственному контакту от 23.09.2020 N КЭСБ-20-057.
15.04.2021 письмами исх. N 01630, 01631, 01632 Подрядчик направил в адрес Комитета, МТУ Росимущества, а также Предприятия уведомление о том, что Работы будут завершены 03.05.2021, а также о необходимости вывоза вырубленной древесины для ее последующей реализации. Со своей стороны, письмом от 19.04.2021 исх. N 0477 Предприятие также направило в адрес Комитета тождественную информацию.
Комитет считает, что у него отсутствуют полномочия по распоряжению древесиной, полученной в результате выполнения работ на Объекте.
Ввиду непринятия со стороны Комитета каких-либо действий, направленных на реализацию полученной в результате Работ древесины, либо предоставления с его стороны соответствующих разъяснений, 29.06.2021 Подрядчик повторно обратился в адрес Комитета, а также МТУ Росимущества с уведомлениями о необходимости вывоза такой древесины (письма исх. N N 02725 и 02729).
В дальнейшем необходимых действий по урегулированию вопроса по вывозу и реализации вырубленной древесины со стороны Комитета предпринято также не было.
Кроме того, несмотря на неоднократные обращения Подрядчика и Предприятия осмотр просеки Объекта совместно с представителями Комитета проведен только 02.07.2021, а проведение фиксации объема вырубленной древесины осуществлено только 21.09.2021, с оформлением соответствующего Акта осмотра лесосеки.
Письмом от 05.10.2021 N 01-10-9327/21 Комитет сообщил о направлении в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) запроса по вопросу определения порядка распоряжения древесиной, заготовленной на землях населенных пунктов. При этом по полученной от Комитета информации ответ на запрос из Минприроды России не поступал.
Считая, что в сложившейся ситуации нарушаются права и законные интересы Предприятия, поскольку существуют риски несения дополнительных расходов, связанных с ответственностью Предприятия, как владельца Объекта и заказчика Работ за хранение и содержание древесины, в то время как образованная в результате выполнения Работ древесина является собственностью субъекта Российской Федерации и не может быть реализована Предприятием самостоятельно, а дальнейшее бездействие Комитета может привести к тому, что древесина, в силу естественных причин пропадет и/или потеряет материальную ценность, не согласившись с бездействием Комитета, заявитель обратился с заявлением в суд.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 214 ГК РФ установлена презумпция государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в частной или муниципальной собственности.
Согласно пункта 3 статьи 214 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Как следует из материалов дела, вырубка лесных насаждений (древесины) в охранной зоне Объекта проводилась в установленном законодательством Российской Федерации порядке в кварталах (выделах) в границах Приморского участкового лесничества Курортного лесопарка Санкт-Петербурга, которое расположено на землях населенных пунктов города Санкт-Петербурга, занятых городскими лесами (на территории города Санкт-Петербурга) согласно приказов Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 23.04.2012 N 162 "Об определении количества лесопарков на территории города Санкт-Петербург и установлении их границ" и 23.01.2019 N 51 "Об установлении границ Курортного лесопарка, расположенного на землях населенных пунктов города Санкт-Петербург, занятых городскими лесами" в редакции приказа Рослесхоза от 20.05.2021 N 449 "О внесении изменений в приложения к приказам Федерального агентства лесного хозяйства от 23.04.2012 N 162 и 23.01.2019 N 51".
Таким образом, земельный участок, на котором расположен Объект и выполнялись работы, не относится к землям лесного фонда и на него не распространяются положения статей 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и порядок, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации".
Следовательно, поскольку земельный участок находится на территории города Санкт-Петербурга, согласно части 1 статьи 20, статьи 25 ЛК РФ, статьи 136, пунктов 2, 3 статьи 261 ГК РФ, право собственности субъекта Российской Федерации (города Санкт-Петербурга) распространяется как на земельный участок, так и на находящиеся на нем насаждения.
В силу пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Комитете по благоустройству, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 N 836, Комитет, являющийся исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в области лесных отношений, в числе основных задач осуществляет государственное управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории Санкт-Петербурга, а также обеспечивает контроль и координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере лесопаркового хозяйства.
Согласно статье 25 ЛК РФ к видам использования лесов относятся заготовка древесины, а также строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно заключил, что Комитет по благоустройству, будучи органом исполнительной власти Санкт-Петербурга, наделен необходимыми полномочиями собственника в отношении полученной в результате выполнения работ древесины.
В обоснование апелляционной жалобы Комитет по благоустройству указывает на то, что в круг полномочий Комитета не входит распоряжение древесиной, полученной при использовании лесов.
В соответствии с Положением о Комитете, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 N 836 (далее - Положение N 836) Комитет, являющийся исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в области лесных отношений, в числе основных задач осуществляет государственное управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории Санкт-Петербурга, а также обеспечивает контроль и координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере лесопаркового хозяйства.
В силу п. 3.57 Положения N 836, к его полномочиям относится продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга.
Таким образом, именно Комитет, будучи органом исполнительной власти Санкт-Петербурга, наделен соответствующими необходимыми полномочиями собственника в отношении полученной в результате выполнения работ на территории Санкт-Петербурга древесины.
Кроме того, необходимость принятия тех или иных действий и согласований с иными исполнительными органами власти, в том числе с КИО, возложена на Комитет как на собственника.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные Предприятием требования в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 ноября 2022 года по делу N А56-45115/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45115/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ДИРЕКЦИЯ КОМПЛЕКСА ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: Комитет имущественных отношений СПб, Комитет финансов СПб, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "БИ.СИ.СИ.", Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Курортный лесопарк"
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3120/2024
19.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14383/2023
26.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-958/2023
25.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5178/2023
23.11.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-45115/2022