19 октября 2023 г. |
Дело N А56-4466/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ГЭХ Закупки" Луканкиной Е.В. (доверенность от 02.04.2021 N 008/04), от общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" Крылова К.С. (доверенность от 01.02.2023 N 102), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Кузьминой А.П. (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрев 16.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГЭХ Закупки" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2023 по делу N А56-4466/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГЭХ Закупки", адрес: 121357, Москва, Верейская ул., д. 17, ОГРН 5087746050145, ИНН 7733667750 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление), от 26.10.2022 по делу N Т02-530/22.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго", адрес: 196006, Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 266, стр. 1, оф. 11.1-Н.199, ОГРН 1047833020058 (далее - ООО "Петербургтеплоэнерго"), и общество с ограниченной ответственностью "Бета Групп", адрес: 197022, Санкт-Петербург, Аптекарская наб., д. 20, лит. А, оф. 227, ОГРН 1097847005960 (далее - ООО "Бета Групп").
Решением суда первой инстанции от 03.03.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.06.2023, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов представленным доказательствам и фактическим обстоятельствам спора, просит судебные акты отменить, заявление удовлетворить.
Податель кассационной жалобы указывает, что антимонопольный орган вышел за пределы предоставленных ему полномочий, поскольку ООО "Бета Групп" заявку на участие в торгах не подавало, организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, не является, в связи с чем в силу части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) его права не могли быть ущемлены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Общество также ссылается на то, что участнику закупки для получения сертификата (паспорта) качества предлагаемой к поставке продукции не требуется иметь в наличии закупаемый товар; любое заинтересованное лицо может воспользоваться данными, размещенными производителем продукции на своем официальном сайте. По мнению заявителя, предмет закупки (характеристики по показателю "содержание серы - 2,5%") соответствует требованиям ГОСТ 10585-2013 "Топливо нефтяное. Мазут" (далее - ГОСТ 10585-2013). При этом в пункте 1.2 технического задания установлены требования к качеству товара в процессе поставки.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Петербургтеплоэнерго" согласился с позицией Общества.
Представитель Управления, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ООО "Бета Групп", извещенного надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 10.10.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) Общество (заказчик, организатор торгов) в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг акционерного общества "Газпром теплоэнерго", утвержденным решением Совета директоров АО "Газпром теплоэнерго" от 12.02.2021 N 6 (версия 24 от 27.09.2022; далее - Положение о закупках), разместило извещение N 32211752271 о проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме N 1823/КО на поставку топочного мазута в Сортавальский район Республики Карелия для нужд котельных ООО "Петербургтеплоэнерго" и документацию о закупке.
ООО "Бета Групп" не согласилось с документацией и подало в Управление жалобу (от 17.10.2022 вх. N 26735-ЭП/22).
Основанием для обращения ООО "Бета Групп" с жалобой послужило установленное документации о закупке незаконное условие сравнения ценовых предложений участников без НДС на стадии оценки и сопоставление заявок вне зависимости от применяемой системы налогообложения. ООО "Бета Групп" посчитало дискриминационным требование о предоставлении в составе заявки сертификата (паспорта) качества товара на партию, ранее выпущенную нефтеперерабатывающим заводом, продукция которого планируется к поставке; а также указало, что при описании предмета закупки приведены технические и качественные характеристики массовой доли серы, не соответствующие ГОСТ 10585-2013.
Решением Управления от 26.10.2022 N Т02-530/22 жалоба ООО "Бета Групп" признана обоснованной; в действиях Общества (организатора торгов) установлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пунктов 1, 2, 9, 14 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, допущенные при организации и проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме.
Обществу выдано обязательное для исполнения предписание от 26.10.2022 N Т02-530/22, согласно которому ему (заказчику, организатору торгов) надлежало устранить нарушения путем аннулирования закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе ее проведения.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды пришли к выводу о соответствии решения и предписания Управления нормам действующего законодательства и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2).
Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
На основании пункта 5 части 9 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.
Согласно пунктам 5, 7 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора, а также обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
Как установлено судами, заказчиком определена начальная (максимальная) цена договора - 596 948 730 руб. без учета НДС.
Согласно пункту 1.16.1 документации о закупке цена заявки должна включать в себя все расходы и риски, связанные с поставкой товаров, выполнением работ / оказанием услуг (в т.ч. расходы на страхование, перевозку и т.д.), определенных в разделе 8 документации. При этом в цену заявки включаются любые сборы и пошлины, расходы и риски, связанные с выполнением договора, в т.ч. гарантийного срока эксплуатации.
На основании пункта 1.16.2 документации о закупке в цену заявки не включается НДС, уплачиваемый согласно законодательству Российской Федерации.
Пунктом 1.16.3 документации о закупке определено, что цена договора будет рассчитываться путем прибавления к цене заявки суммы НДС согласно законодательству Российской Федерации.
Документацией предусмотрена форма "ценовое предложение", где среди прочего участником закупки отдельно указывается как итоговая цена за единицу без НДС и с учетом НДС, так и общая сумма - также в двух аналогичных выражениях.
Порядок оценки заявок по установленным в пункте 2.7.1 документации критериям осуществляется в соответствии с методикой оценки заявок на участие в конкурентных закупках (раздел 9 документации).
Методика оценки заявок на участие в закупке согласно разделу 9 документации предусматривает сравнение ценовых предложений участников закупки с учетом НДС.
Оценив положения документации, суды пришли к выводу об установлении заказчиком ненадлежащих условий и порядка расчета цены договора путем прибавления к цене заявки суммы НДС, применяемых в числе прочего в рамках оценки и сопоставления заявок.
Управление и суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что указанный порядок оценки заявок нельзя признать законным и соответствующим принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Судами принято во внимание, что в Законе N 223-ФЗ отсутствуют положения, позволяющие заказчику корректировать предложенную участником закупки цену договора при оценке и сопоставлении заявок на участие в закупке, предоставлять хозяйствующим субъектам в зависимости от применяемой системы налогообложения преимущества при участии в закупках. Установленные в документации о закупке правила оценки предложений должны обеспечивать равенство участников гражданского оборота.
Заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений либо дополнения к таким ценовым предложениям, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.
Закон N 223-ФЗ не содержит норм, указывающих на возможность при осуществлении оценки заявок участников закупочной процедуры применения единого базиса оценки цены предложений участников без учета НДС. Оценка ценовых предложений должна осуществляться исключительно в том виде, в котором ценовые предложения поданы участниками, и исходя из итоговой цены, за которую участник готов поставить товары (выполнить работы, оказать услуги).
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды признали обоснованными выводы Управления о наличии в действиях Общества нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пункта 14 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Как предусмотрено частью 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в частности, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9).
В силу пункта 5.2 раздела 8 технического задания, являющегося неотъемлемым приложением к документации, участник открытого конкурентного отбора должен предоставить сертификат (паспорт) качества товара на партию, ранее выпущенную нефтеперерабатывающим заводом, указанным в ценовом предложении участника, продукция которого планируется к поставке, выданный не ранее чем за 3 года до даты размещения извещения о проведении открытого конкурентного отбора.
Установленное в пункте 5.2 технического задания требование признано судами чрезмерным, дискриминационным, нарушающим пункт 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Как указано судами, в соответствии со статьей 6 Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 (далее - ТР ТС 013/2011), перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям ТР ТС 013/2011 в форме декларирования соответствия.
Согласно статье 4.13 ТР ТС 013/2011 каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом), который должен содержать: наименование и обозначение марки топлива; наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны); обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии); нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям ТР ТС 013/2011; дату выдачи и номер паспорта; подпись лица, оформившего паспорт; сведения о декларации соответствия; сведения о наличии присадок в топливе.
Из положений гражданского законодательства Российской Федерации (статья 456 ГК РФ) следует, что сопроводительные документы, относящиеся к товару, передаются заказчику одновременно с передачей товара.
Отсутствие у участника закупки до заключения договора с заказчиком указанных сопроводительных документов на поставляемый товар не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.
В соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Как предусмотрено пунктом 1 части 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик в описании предмета закупки должен указывать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
В описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки (пункт 2 части 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
Кроме того, согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В пункте 1.2 раздела 8 технического задания приведено описание предмета закупки: "Мазут топочный 100, 2,50%, 25°C по ГОСТ 10585-2013; массовая доля серы, % - не более 2,5 (допускается не более 2,6%)".
В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ 10585-2013 в зависимости от назначения установлены следующие марки мазута: флотский Ф5, топочный 40, топочный 100.
Согласно пункту 3.2 ГОСТ 10585-2013 условное обозначение мазута включает в себя для мазутов топочных - марку, массовую долю серы, зольность и температуру застывания.
В строке 6 таблицы 1 пункта 4.3 ГОСТ 10585-2013 установлены значения массовой доли серы для марки мазута топочного 100, составляющие не более 0,50%, 1,00%, 1,50%, 2,00%, 2,50%, 3,00%, 3,50%.
С учетом изложенного судами сделан правильный вывод, что при превышении определенного значения массовой доли серы в условном обозначении мазута должно указываться следующее в порядке возрастания значение. В свою очередь максимально допустимым значением массовой доли серы для описываемого предмета закупки - мазута топочного с условным обозначением "Мазут топочный 100, 2,50%, 25 °C по ГОСТ 10585-2013" в соответствии с ГОСТ 10585-2013 может быть только значение, которое >2,00% и <= 2,50%.
При этом сведения, приведенные в сноске к характеристике массовой доли серы, согласно которым указанное значение допускается в объеме не более 2,6%, обоснованно признано противоречащим положениям ГОСТ 10585-2013.
При таких обстоятельствах является правильным вывод судов о том, что установленные Обществом в пункте 1.2 раздела 8 технического задания требования к массовой доли серы в мазуте топочном противоречат принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованным ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленные пунктом 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, в связи с чем отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, не опровергают выводов судов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2023 по делу N А56-4466/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГЭХ Закупки" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В строке 6 таблицы 1 пункта 4.3 ГОСТ 10585-2013 установлены значения массовой доли серы для марки мазута топочного 100, составляющие не более 0,50%, 1,00%, 1,50%, 2,00%, 2,50%, 3,00%, 3,50%.
С учетом изложенного судами сделан правильный вывод, что при превышении определенного значения массовой доли серы в условном обозначении мазута должно указываться следующее в порядке возрастания значение. В свою очередь максимально допустимым значением массовой доли серы для описываемого предмета закупки - мазута топочного с условным обозначением "Мазут топочный 100, 2,50%, 25 °C по ГОСТ 10585-2013" в соответствии с ГОСТ 10585-2013 может быть только значение, которое >2,00% и <= 2,50%.
При этом сведения, приведенные в сноске к характеристике массовой доли серы, согласно которым указанное значение допускается в объеме не более 2,6%, обоснованно признано противоречащим положениям ГОСТ 10585-2013.
При таких обстоятельствах является правильным вывод судов о том, что установленные Обществом в пункте 1.2 раздела 8 технического задания требования к массовой доли серы в мазуте топочном противоречат принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованным ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленные пунктом 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 октября 2023 г. N Ф07-14322/23 по делу N А56-4466/2023